Бизнес с золотыми зубами


Рынок стоматологических услуг Петербурга ждет стагнация, — уверены эксперты. Сегмент платных услуг достиг предельного насыщения, кроме того, на бизнес существенно повлияли европейские санкции, приведшие к увеличению стоимости профессионального оборудования и материалов. При этом значительно снижается платежеспособность населения.

Объем рынка стоматологических услуг Петербурга, по оценкам участников рынка, составляет 35—40 млрд рублей. Точную цифру назвать сложно из-за большого количества теневых платежей и отсутствия публичной отчетности у большинства частных игроков.

По оценке главного врача клиник «Стоматологический центр города» медицинского холдинга «Праймед» Сергея Лобанова, в Петербурге работает около 1000 частных стоматологических клиник, центров и кабинетов. В число крупнейших по обороту входят «Меди», «Стома», «Интан», Стоматологический центр города, «Вероника».

По уровню оснащения и комфорта стоматологические центры делятся на три сегмента. Первый — стандарт (или эконом). Такие клиники ориентированы на клиентов с низким и средним уровнем дохода. Клиники этого сегмента наиболее распространены на петербургском рынке. Помимо крупных систем клиник, сюда относятся частные кабинеты с несколькими стоматологическими установками. В клиниках применяются сравнительно недорогие материалы и простое оборудование. К ним относятся стоматологии «Интан», «Витаника», «Мой зубной».

Клиники бизнес-класса («комфорт») рассчитаны на клиентов со средним уровнем дохода. Чаще всего такие центры оказывают полный спектр услуг, в число которых входит имплантация, протезирование, отбеливание, терапевтическая стоматология. В клиниках используется современное оборудование. Как правило, стоматологи работают вместе с ассистентами. Сюда относятся «Стома», «Райден», «Праймед».

На долю клиник VIP-класса, по оценкам участников рынка, приходится от 2 до 5 % клиник. Эти центры рассчитаны на клиентов с высоким уровнем дохода. Чаще всего они специализируются на высокотехнологических услугах и индивидуальном подходе. В клиниках применяются новейшие технологии и оборудование. Ярким представителем сети класса люкс является «Меди».

Наибольшая конкуренция приходится на частные и государственные клиники. Соотношение спроса здесь составляет 60 и 40 % соответственно, по оценке господина Лобанова. Если говорить о сегментах рынка частных услуг, то здесь основная конкуренция происходит между сетевыми и несетевыми клиниками.
«Сетевой сегмент развит в большей степени, поскольку все несетевые клиники так или иначе стремятся именно к этому формату. В сетевом формате на сегодняшний день легче выживать», — считает главврач.

Генеральный директор ЗАО «Меди» Марина Касумова к главным достоинствам сетевых клиник относит географическую распределенность, что дает возможность пациенту выбирать удобное местоположение клиники в зависимости от района проживания и работы. «При этом без потери в качестве: сетевые компании имеют стандарты обслуживания и оказания услуг, единые для всех клиник», — отмечает она.

stock-photo-making-fac_opt1

 


Окупаемость достаточно недешевого стоматологического бизнеса специалисты брокерской компании «Альтера Инвест» оценивают в срок до пяти лет. При этом стоматологическую клинику продать достаточно легко, и сделать это можно с серьезной выгодой для продавца. Не зря в последнее время появились бизнесмены, которые занимаются тем, что с нуля строят технически оснащенные клиники специально для продажи.

Финансовый директор сети стоматологических клиник «Вероника» Дмитрий Морозов считает, что на рынке спросом пользуются медучреждения, удовлетворяющие требованию «соотношение цены и качества». «Поскольку потребителю сложно ориентироваться на показатель «качество лечения» до его начала, то он ориентируется на сервис клиники, ее историю, рекламную активность. В остальном пациенты сравнивают стоимость и продолжительность предлагаемого лечения», — рассуждает он.

За красивую улыбку

По оценке господина Лобанова из Стоматологического центра города, средняя прибыль клиник по совокупности всех услуг составляет 20—25 %. «Наибольший доход стоматологиям приносят ортопедия (около 40 % дохода), терапия (25 %) и ортодонтия (10 %). По количеству пациентов лидируют терапия, протезирование и услуги по исправлению прикуса», — говорит Марина Касумова.

По мнению финансового директора сети стоматологических клиник «Вероника» Дмитрия Морозова, наиболее востребованной услугой является красота улыбки. «Все хотят красивую улыбку. Остальное — нюансы каждого конкретного случая, кому-то достаточно простой гигиенической чистки, а кому-то хватит простого съемного протеза», — говорит он.

Мало места для новичков

В целом же рынок стоматологических услуг Петербурга близок к насыщению, — считает господин Лобанов. «Если говорить о насыщении относительно платежеспособного спроса, я думаю, что рынок к нему близится. Если говорить о потребности в стоматологических услугах, то должно пройти еще около пяти лет, для того чтобы произошло насыщение», — отмечает он.

60%  спроса на услуги на питерском стоматологическом рынке приходится на частный сектор, где конкурируют между собой сетевые и несетевые клиники.

Однако из-за достаточно высокого уровня насыщения и европейских санкций эксперт ожидает стагнации рынка стоматологических услуг. «Я думаю, что на рынке будет сильно сказываться макроэкономическая ситуация в стране. Ни для кого не секрет, что частный сектор полностью работает на импортном оборудовании и материалах. В последнее время только за счет изменения курса валют стоимость оборудования и материалов увеличилась на четверть. При этом платежеспособный спрос либо стагнирует, либо снижается, поэтому я не жду бурного развития. Хорошо если рынок будет стагнировать, а не падать», — прогнозирует господин Лобанов.

Для выхода новых игроков и помимо этого существует ряд препятствий, связанных с большими инвестициями в открытие клиник, дефицитом кадров и сложностью получения банковских кредитов, — отмечают участники рынка.
По оценке госпожи Касумовой из «Меди», необходимый объем инвестиций для открытия стоматологической клиники бизнес-класса на три-четыре стоматологических кабинета в центре Петербурга обойдется примерно в $1 млн (без учета стоимости помещения) с учетом оборудования высокого уровня, например, немецких или финских производителей, в том числе рентгенодиагностического. Существенно затягивает процесс выхода на рынок процедура получения лицензии.


Средняя прибыль клиник по совокупности услуг составляет 20—25 %. Наибольший доход им приносят ортопедия (около 40 % дохода), терапия (25 %) и ортодонтия (10 %).

Сергей Лобанов главной проблемой рынка видит нехватку квалифицированных кадров. «В городе отсутствует специальная медицинская подготовка по многим направлениям. В частности, нигде не готовят ассистентов стоматолога. Клиники вынуждены обучать ассистентов прямо на рабочем месте, а уже после этого работать в четыре руки. Огромный дефицит есть среди врачебного персонала. Как правило, после института специалисты не готовы работать самостоятельно», — сетует господин Лобанов.

 

3D для ровности

Ведущими тенденциями, определяющими дальнейшее развитие рынка стоматологических услуг, являются развитие высокотехнологичных услуг, активное внедрение цифровых технологий и увеличение возможностей диагностики, — перечисляет Марина Касумова.


Для новых игроков основными препятствиями на начальном этапе становятся большие инвестиции в открытие, дефицит кадров и сложность получения банковских кредитов.

«В ортопедии для изготовления коронок сегодня применяется современный материал диоксид циркония, при этом моделирование конструкций происходит виртуально с использованием программ 3D-моделирования. В ортодонтии все большую значимость приобретает вопрос внешнего вида конструкций, поэтому востребованны эстетические и лингвальные брекет-системы. В терапии предлагаются услуги с использованием операционного микроскопа и многофункционального лазера», — рассказывает она.

Дмитрий Морозов также считает, что самым перспективным направлением является внедрение компьютерных технологий в процесс лечения во всех специализациях стоматологических услуг. «Наиболее показательны здесь услуги по восстановлению зубного ряда. Одного диагностического визита пациента достаточно, чтобы спланировать имплантологическое лечение, изготовить хирургические шаблоны, временную реставрацию и постоянную ортопедическую конструкцию.

В ортодонтическом лечении также сфера компьютерного моделирования позволяет еще до лечения изготовить все ортодонтические конструкции, которые в течение оговоренного периода позволяют добиться полного исправления прикуса. При этом и в ортопедии, и в ортодонтии резко сокращается объем ручного труда, особенно в части выполнения низкоквалифицированных зуботехнических операций, что, безусловно, ведет к улучшению качества изделий и, как следствие, к успешному лечению», — поясняет господин Морозов.

 


 

Опубликовано в «КоммерсантЪ.Санкт-Петербург»,
«Медицина», приложение
№ 180 от 06.10.2014, стр. 30.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций