Эстетическая реставрация с использованием композитного материала

В настоящее время стоматологические материалы в значительной степени определяют качество оказываемых услуг. Когда речь идет о материалах, которые используются каждый день, мы в основном говорим о композитах, являющихся неотъемлемой частью повседневной практики. Чаще всего пациенты хотят быстрого, качественного и недорогого лечения. Удовлетворить все вышеперечисленные требования достаточно сложно, хотя уже имеющиеся и доступные нам технологии позволяют все больше приблизиться к этой цели; однако, когда речь заходит о композитных реставрациях, не следует считать их долгосрочными, в отличие от несъемных ортопедических конструкций.

Настоящая статья описывает, как провести реставрационное лечение относительно быстро, недорого и при этом удовлетворить эстетические запросы пациента, хотя изначальная ситуация была довольно сложной и, казалось, были все основания для лечения с помощью ортопедических конструкций.

Пациентка, 35 лет, обратилась в клинику для изготовления стоматологических реставраций (рис. 1), финансово приемлемых для нее и за достаточно короткий период времени. Пациентка курит, но гигиена полости рта была удовлетворительной. До начала реставрационного лечения были удалены твердые и мягкие зубные отложения (рис. 2), а основной цвет будущих реставраций был определен с помощью оттеночной шкалы GC G-aenial. Далее был снят оттиск с небной поверхности зубов для изготовления силиконового ключа. Все кариозные поражения твердых тканей зубов во фронтальном отделе на верхней челюсти (13—23) были удалены после предварительного окрашивания кариес-детектором (рис. 2).

Рис. 1. Исходная ситуация.

Рис. 1. Исходная ситуация.

Рис. 2. Зубы 13—23 после препарирования: удалены старые реставрации и инфицированные твердые ткани.

Рис. 2. Зубы 13—23 после препарирования: удалены старые реставрации и инфицированные твердые ткани.

После удаления всех старых реставраций и инфицированного дентина возникли достаточно обширные дефекты твердых тканей, требовавшие более масштабной реконструкции в орально-вестибулярном направлении. Поэтому для изготовления реставраций была выбрана техника послойного нанесения нескольких оттенков композита, поскольку результат с использованием только основных оттенков композита был бы эстетически неприемлем и не устранил бы темного просвечивания со стороны полости рта.Моделирование было начато с реконструкции небной части утраченных твердых тканей (использовались эмалевые оттенки композита); в процессе моделирования применялся заранее изготовленный силиконовый ключ (рис. 3).

Рис. 3. Примерка силиконового ключа.

Рис. 3. Примерка силиконового ключа.

После изоляции более глубоких областей препарирования (GC Bond LC) (рис. 4) было произведено кондиционирование сохранившихся твердых тканей с небной поверхности (рис. 5).

Рис. 4. Изоляция более глубоких областей препарирования с применением GC Fuji Bond LC.

Рис. 4. Изоляция более глубоких областей препарирования с применением GC Fuji Bond LC.

Рис. 5. Кондиционирование сохранившихся твердых тканей с небной поверхности.

Рис. 5. Кондиционирование сохранившихся твердых тканей с небной поверхности.

Для обеспечения необходимой толщины реставрации в орально-вестибулярном направлении очень важно использование предварительно изготовленного силиконового ключа (рис. 6).

Рис. 6. Моделирование небной стенки реставрации с применением силиконового ключа.

Рис. 6. Моделирование небной стенки реставрации с применением силиконового ключа.

В процессе его изготовления воспроизводятся точные контуры небной поверхности рабочей области до удаления несостоятельных реставраций и пораженных тканей, что впоследствии позволяет воспроизвести естественную функциональную анатомию зубов, а также значительно сократить время выполнения реставрации.

Для послойного моделирования реставрации автор с удовольствием воспользовался новым современным реставрационным композитом GC G-aenial и был приятно удивлен простотой его применения (рис. 7, 8).

Рис. 7. Выбор основного оттенка материала GC G-aenial.

Рис. 7. Выбор основного оттенка материала GC G-aenial.

Рис. 8. Реставрационный композит GC G-aenial и оттеночная шкала.

Рис. 8. Реставрационный композит GC G-aenial и оттеночная шкала.

Сначала было необходимо выбрать основной оттенок, а затем подобрать к нему специальные оттенки (опаковые — для глубоких слоев реставрации и светопроницаемые — для поверхностных слоев). Цель послойного моделирования (в направлении от пришеечной области к режущему краю) — добиться максимально естественного внешнего вида реставрации, которая будет сливаться с окружающими естественными зубами как верхней, так и нижней челюсти.

Уже после первого этапа лечения пациентка была вполне довольна формой и оттенком зубов (рис. 9); однако для достижения оптимального конечного результата необходимо было провести еще один этап моделирования, в процессе которого была улучшена анатомия вестибулярной поверхности реставраций, а также реставрациям был придан еще более естественный вид, глубина и трехмерность цвета за счет нанесения небольших мазков специальных оттенков композита.

Рис. 9. Завершен первый этап лечения.

Рис. 9. Завершен первый этап лечения.

После установки раббердама зубы были неоднократно покрыты матовым монохроматическим лаком (рис. 10), который подчеркнул все структурные и текстурные особенности вестибулярных поверхностей реставраций; после финишной обработки абразивными камнями и дисками (камни Arkansas, полировочные диски Shofu) поверхность приобрела еще более естественный вид и натуральный блеск, схожий с естественной отражательной способностью зубов (зеркальное отражение) (рис. 11, фото сделано с применением лампы с рефлектором).Поскольку процесс полировки занимает значительное время, пациентке был назначен еще один прием, во время которого под 12.5-кратным увеличением была проанализирована каждая деталь поверхности, после чего определены и исправлены все недочеты реставраций.Для полировки была выбрана паста GC Diapolisher Paste; она может применяться для полировки как композитов, так и керамики и при правильном использовании (мягкие резиновые диски, невысокое давление на область полировки, среднее количество оборотов) гарантирует великолепные результаты.

Рис. 10. Матовый лак подчеркивает все текстурные особенности вестибулярных поверхностей реставраций.

Рис. 10. Матовый лак подчеркивает все текстурные особенности вестибулярных поверхностей реставраций.

Рис. 11. Поверхность реставраций 13—23 зубов после финишной обработки приобрела натуральный блеск.

Рис. 11. Поверхность реставраций 13—23 зубов после финишной обработки приобрела натуральный блеск.

Наночастицы распределяются в пасте исключительно равномерно (мелкодисперсный керамический наполнитель, ксилитол и мятная вкусовая добавка), что позволяет полировать композиты и керамику с высокой степенью эффективности.

При дневном свете результат работы выглядел еще более впечатляющим, чем при искусственном освещении (рис. 12), и пациентка осталась очень довольна окончательным видом своей новой улыбки (рис. 13).

Рис. 12. Внешний вид зубов при дневном освещении: впечатляющий результат.

Рис. 12. Внешний вид зубов при дневном освещении: впечатляющий результат.

Рис. 13. До начала лечения и после.

Рис. 13. До начала лечения и после.

Отражение света от глубоких слоев композита называется рассеянным отражением — оно определяет светопроницаемость, тон и насыщенность цвета; уровень же блеска (т. н. жемчужный эффект), достигаемый за счет полировки поверхности, называется зеркальным отражением. Цвет реставрации зависит от трех параметров: собственно цвета (тона), насыщенности цвета (chroma) и светлоты цвета (яркости), однако не менее важна светопроницаемость (способность материала пропускать свет, но только рассеянный). Внутренние структуры зуба (например, эмалевые призмы, области границы дентин — эмаль и дентинные канальцы) рассеивают и отражают свет. Некоторые длины световых волн поглощаются, в то время как оставшаяся часть светового потока, несущая информацию о тоне, насыщенности и яркости цвета, рассеянно отражается. Например, эмаль, состоящая в основном из кристаллов апатита, пропускает световой поток практически без рассеивания, в то время как дентин, имеющий более сложную структуру, включающую кристаллы гидроксиапатита и волокна коллагена, рассеивает световой поток во всех направлениях — диффузно.

Для того чтобы композитные материалы идеально сливались с прилежащими структурами зубов, они должны обладать такими же или максимально похожими свойствами. GC G-aenial содержит предварительно полимеризованные наполнители, которые обеспечивают исключительно высокую эстетичность работ, а также придают материалу рентгеноконтрастность. Эти предварительно полимеризованные наполнители (фториды стронция и лантаноида) также обусловливают низкую степень полимеризационной усадки материала. G-aenial Anterior (есть также и posterior-версия материала для выполнения реставраций жевательной группы зубов) обладает максимальной рассеивающей способностью среди конкурирующих аналогов, за счет чего при его использовании достигается исключительно высокий «эффект хамелеона», и реставрации максимально естественного вида можно выполнять, используя всего один оттенок материала.

Модуль упругости и устойчивости к растрескиванию (мера жесткости материала, он же модуль Юнга) композитного материала не должен быть слишком высоким, чтобы сам материал имел способность поглощать жевательную нагрузку на реставрацию. Согласно данным исследований и тестирований, GC G-aenial Anterior является одним из самых «гибких» материалов среди стоматологических композитов, при этом его способность сопротивляться растрескиванию сравнима с параметрами конкурирующих композитов. Доказано также, что GC G-aenial обладает одной из самых низких степеней усадочного напряжения при полимеризации среди конкурирующих материалов. Истираемость же материала аналогична данному показателю у наногибридных композитов.

Выводы

На основании вышеприведенных данных и описания клинического случая можно сделать вывод (который также является моей личной рекомендацией), что рассеивающая способность материала GC G-aenial настолько близка к аналогичному параметру у естественных зубов, что позволяет создать натуральную эстетику с помощью прямых композитных реставраций быстрее и проще, чем с использованием более сложных в работе материалов.

Cписок литературы находится в редакции.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций