Композиты 3D – перекрытие диастемы с биомиметическим эффектом

Ульф Крюгер-Янсон

магистр естественных наук, доцент, вице-президент Германского общества реставрационной и регенеративной стоматологии, член Neue Gruppe, Германской ассоциации эстетической стоматологии (DGAEZ) и Германской ассоциации консервативной стоматологии (DGZ) (Франкфурт-на-Майне, Германия)

Статья была опубликована в журнале GC Get Connected4 IDS, 2015. С любезного разрешения Dr. Ulf Krueger-Janson.

Адгезивные реставрации — зачастую самый простой способ исправить эстетически непривлекательное положение зубов. Данная процедура подразумевает простую и быструю методику работы, что позволяет создать реставрации, обладающие гармоничными пропорциями. Лечение, по сути, является аддитивным и весьма положительно воспринимается пациентами, поскольку его результатом становятся быстрые и эстетически привлекательные изменения имеющейся ситуации.

Ниже приводится пошаговое описание создания естественного десневого профиля реставрации. Основными инструментами при работе являются силиконовый ключ и прозрачная матрица.

Выполнение пробного моделирования для визуализации конечного результата и изготовление силиконового ключа

Исходная клиническая ситуация представлена на рис. 1.

Рис. 1. Первоначальный вид клинической ситуации: диастема между зубами 12 и 13.

Рис. 1. Первоначальный вид клинической ситуации: диастема между зубами 12 и 13.

Чтобы добиться естественного вида реставрации и правильных ее пропорций, необходимо предварительно выполнить пробное моделирование. Это делается следующим образом: реставрационный композит опакового дентинного оттенка наносится на неподготовленную (без протравливания и нанесения бондинга) поверхность зуба (рис. 2). После фотополимеризации композита становится понятно, правильно ли был выбран оттенок и подойдет ли он для выполнения окончательной реставрации.

Рис. 2. Композит дентинного оттенка АО3 используется для выполнения пробного моделирования.

Рис. 2. Композит дентинного оттенка АО3 используется для выполнения пробного моделирования.

Поскольку мы стремимся создать реставрацию, максимально имитирующую естественные зубы, при пробном моделировании следует воспроизвести правильные соотношения длины и ширины зуба. Можно скопировать пропорции парного зуба, а затем при необходимости и скорректировать их. Наконец, выполняется слепок пробного моделирования с язычной/небной стороны (рис. 3), и таким образом мы получаем инструмент для дальнейшего моделирования, известный как силиконовый ключ (рис. 4).

Силиконовый ключ воспроизводит небные области пробного моделирования, поэтому важно убедиться, что небные и в особенности межзубные области пробного моделирования выполнены в полном соответствии с анатомическими критериями, несмотря на то что данный этап моделирования является подготовительным. Чтобы добиться наилучшего прилегания слепочного материала, а в дальнейшем — успешной повторной установки силиконового ключа на основном этапе лечения, при выполнении слепка в области жевательных зубов пациента следует разместить два ватных валика. Для более точной повторной установки силиконового ключа можно также попросить пациента накусить слепочный материал с оборотной стороны, т. е. оставить слепок зубов-антагонистов (рис. 5).

Рис. 5. Оттиск зубов-антагонистов на оборотной стороне силиконового ключа.

Рис. 5. Оттиск зубов-антагонистов на оборотной стороне силиконового ключа.

Особое внимание при пробном моделировании следует уделить межзубному пространству, поскольку эти области будут играть ключевую роль в последующем создании десневого профиля реставрации. При проверке силиконового ключа на прилегание после удаления слоя пробного моделирования (рис. 6) можно произвести повторную оценку этих анатомических особенностей. Осевая линия и линии контуров должны быть отчетливо видны.

Рис. 6. Проверка силиконового ключа на прилегание после удаления слоя пробного моделирования.

Рис. 6. Проверка силиконового ключа на прилегание после удаления слоя пробного моделирования.

Неинвазивное перекрытие диастемы с применением композита: процедура

На подготовительном этапе вестибулярные и интерпроксимальные поверхности зубов, подлежащих лечению, обрабатываются с помощью осциллирующей насадки EVA: это позволит увеличить прочность адгезии между поверхностью и композитом, а также удалить загрязнения и деминерализованные слои эмали с рабочей поверхности (рис. 7).

Рис. 7. Эмаль обрабатывается с помощью осциллирующей насадки EVA.

Рис. 7. Эмаль обрабатывается с помощью осциллирующей насадки EVA.

Можно также загрубить небольшую часть поддесневой области, используя тонкий бор с алмазным напылением с одной стороны. При этом, однако, следует избегать раздражения и травмирования десны. Далее производится ретракция десны; чтобы и на этом этапе не возникло раздражения, рекомендуется использовать ретракционную нить размера 0. Следующий шаг — установка прозрачной матрицы вокруг реставрируемого зуба (рис. 8). Полоска матрицы вдавливается в десневую бороздку и отодвигается от неба предварительно изготовленным силиконовым ключом. Перед помещением силиконового ключа в полость рта мы также адаптировали его в области оттиска резцов, чтобы в дальнейшем избежать деформации матрицы. Дистальный десневой сосочек зуба 12 отодвигается, оказывая умеренное давление (рис. 9). При этом создается свободное пространство для формирования нового, более широкого десневого профиля реставрации.

Протравливание рабочей поверхности производится в соответствии с инструкциями производителя. Протравливающий гель наносится на узкие области вокруг матричной полоски с помощью кисточки, чтобы обеспечить оптимальное протравливание всех поверхностей. Та же процедура повторяется на этапе нанесения бондинга. После кондиционирования поверхности полоску матрицы устанавливаем в нужное положение с помощью шпателя Heidemann, затем наносим первый слой жидкотекучего композита, выбрав при этом опаковый дентинный оттенок (Gaenial Universal Flo AO3) (рис. 10). Манипулируя кончиком стоматологического зонда, материал наносим сначала на небную поверхность, а затем в интерпроксимальных областях. Важно контролировать объем наносимого материала: его не должно быть слишком много, так как предстоит нанести еще слой композита. Поскольку полоска матрицы поддерживается силиконовым ключом, ее можно сдвинуть в необходимое положение, аккуратно потянув пинцетом. Форму композита в области режущего края зуба можно скорректировать с помощью зонда. Как показано на рис. 10, материал можно также адаптировать и в поддесневой области.

Рис. 10. Наносим жидкотекучий композит, затем пинцетом тянем матрицу в нужном направлении.

Рис. 10. Наносим жидкотекучий композит, затем пинцетом тянем матрицу в нужном направлении.

На этом предварительное моделирование десневого профиля реставрации завершено. Следующий материал, наносимый на реставрацию, — слой композита пастообразного типа дентинного опакового оттенка АО3 (Gaenial Anterior, GC), который завершает дистальную часть реставрации.

Последний слой моделирования — полупрозрачный композит, в нашем случае оттенок JE Junior Enamel (Gaenial Anterior, GC). Этот полупрозрачный слой имитирует беловатую светопроницаемую область, располагающуюся на проксимальных областях натуральных зубов (рис. 11).

Рис. 11. Нанесение последнего слоя реставрации, используется оттенок JE (Junior Enamel, молодая эмаль).

Рис. 11. Нанесение последнего слоя реставрации, используется оттенок JE (Junior Enamel, молодая эмаль).

С помощью EVA-насадки производится окончательное оконтуривание реставрации, а затем полировка (рис. 12, 13). Данная процедура вызывает атравматическое изменение межзубных десневых сосочков. Даже после полировки не наблюдается раздражения прилегающих мягких тканей (рис. 14, 15).

Расширение зуба 13 производится схожим образом. Вокруг зуба снова оборачивается полоска прозрачной матрицы (рис. 16, 17), которая прижимается силиконовым ключом. Затем в мезиальной области также наносится жидкотекучий композит и также формуется с помощью матричной полоски (рис. 18).

После полировки можно оценить оттенок выполненной реставрации. Поскольку в процессе работы происходит дегидратация зуба, по завершении лечения структуры естественной части зуба будут выглядеть светлее, чем обычно. Вид окончательного результата спустя 6 недель (при нормальной гидратации) демонстрирует отличную цветовую адаптацию реставрации к прилегающим тканям (рис. 19).

___. 19

Рис. 19. Вид реставрации после окончательной обработки и полировки.

Заключение

При выполнении реставрации режущих кромок обоих зубов были тщательно соблюдены идеальные пропорции, близкие к естественным. Произведенное перекрытие диастемы прошло успешно, и реставрация совершенно неотличима от окружающих натуральных зубов. Благодаря использованию при работе комбинации жидкотекучего и пастообразного композита, а также благодаря выбранной технике работы вся процедура реставрации становится быстрой и весьма практичной. Использование матричных полосок позволяет создавать естественно выглядящий десневой профиль реставрации, поскольку именно матрица обеспечивает улучшенную адаптацию композита в поддесневой области. Данная прямая и неинвазивная методика работы (т. н. tape technique, один из методов прямой эстетической реставрации) позволяет быстро добиться оптимального результата, демонстрируя при этом великолепную эстетическую интеграцию выполненной реставрации.

Ульф Крюгер-Янсонс (Ulf KruegerJanson)

Ульф Крюгер-Янсон является сертифицированным членом Европейского сообщества косметической стоматологии (ESCD), членом Neue Gruppe и других экспертных групп, таких как Германская ассоциация эстетической стоматологии (dgaez) и Германская ассоциация консервативной стоматологии (DGZ). Имеет более 15 лет опыта работы с цельнокерамическими системами и выполнения композитных реставраций. В настоящий момент в фокусе его стоматологической методологии находится применение инновационных цифровых технологий для поиска решений и планирования лечения. Является автором множества публикаций, в том числе в международных изданиях, а также ведет обучающую деятельность как на родине, так и за границей. Магистр естественных наук, доцент. В 2010 году была издана его книга «Композиты 3D — естественные формы и оттенки» (3D CompositesNatural Shading and Shaping).

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций