Прямые композитные виниры — быстрый способ улучшения эстетических характеристик зубов

Л. А. Лобовкина

к. м. н., врач высшей категории, заведующая лечебно-профилактическим отделением Филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ (Москва)

А. М. Романов

к. м. н., главный врач клиники «Импламед» (Москва)

В настоящее время все больше работ выполняется не только в целях восстановления функциональности, но и в целях восстановления или улучшения эстетики, которое не связано с наличием кариозных полостей. Современные композитные материалы позволяют изготавливать высокоэстетичные и одновременно минимально инвазивные реставрации (Хуан Мануэль Ликарес Сиксто, 2015).

Эволюция материалов, техники и концепций позволяет врачам решать широкий круг проблем в повседневной практике консервативным путем, используя хорошо себя зарекомендовавший метод прямых композитных реставраций.

Однако до сих пор возникают спорные ситуации между врачом-терапевтом и ортопедом по поводу того, каким способом изготовить винир при разрушении коронковой части зуба более 50 %. Немаловажным фактором в выборе между непрямой и прямой реставрацией является стоимость [2, 3]. Как известно, стоимость непрямой реставрации всегда выше, чем прямой. В связи с мировым экономическим кризисом многие пациенты стараются сэкономить на лечении зубов. Следовательно, прямая реставрация в таких случаях часто является идеальным методом, позволяющим быстро решить эстетическую проблему и создать надежную недорогую реставрацию [1].

Клинический случай

Пациентка В., 25 лет, обратилась в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на эстетический дефект зубов 1.1, 2.1 и 2.2 (рис. 1).

Рис. 1. Зубы 1.1, 2.1 и 2.2: исходная ситуация.

Рис. 1. Зубы 1.1, 2.1 и 2.2: исходная ситуация.

Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование пациентки, были изготовлены ситуационные модели. Пациентке было рекомендовано изготовить керамические виниры на зубы 1.2, 1.1, 2.1 и 2.2.. Однако она настояла на восстановлении зубов при помощи виниров из композиционных материалов.

Предварительные этапы включали профессиональную, индивидуальную гигиену полости рта; обсуждение с пациентом особенностей реставрации и взаимной ответственности за результаты работы.

После обезболивания поверхность зуба очищена от органических остатков пищи и пелликулы при помощи щеточки и бесфтористой пасты (рис. 2).

 Рис. 2. Поверхность зуба очищена при помощи щеточки и бесфтористой пасты.

Рис. 2. Поверхность зуба очищена при помощи щеточки и бесфтористой пасты.

В своей работе мы отдаем предпочтение пасте «Клинт» (VOCO), которая создает более комфортные условия для врача, так как имеет высокие адгезивные характеристики и не разбрызгивается во все стороны при работе. Этап очищения поверхности зуба от органических остатков пищи и пелликулы проводится еще не всеми стоматологами, несмотря на его значимость. Пелликула имеет органическую основу, она не растворяется фосфорной кислотой. Следовательно, ее присутствие на поверхности зуба будет снижать адгезию пломбировочного материала к поверхности эмали. А это, в свою очередь, приведет к неудовлетворительным отдаленным результатам. Поэтому данный этап нужно проводить обязательно даже при хорошей гигиене полости рта пациента и при отсутствии видимых зубных отложений.

Следующим этапом стал выбор материала для будущей реставрации.

Для большей идентичности цветопередачи рекомендуется смочить водой также и цветовой шаблон пломбировочного материала.

Согласно «концепции естественной послойной реставрации» процедура подбора оттенков состоит из 2 этапов:

1) выбор цветовой насыщенности дентина в пришеечной области, где эмаль наиболее тонкая;

2) выбор оттенка эмали — по режущему краю, где находится наиболее толстый слой эмали (рис. 3).

Рис. 3. Определение цвета будущей реставрации.

Рис. 3. Определение цвета будущей реставрации.

Далее проведено препарирование зубов. Сначала при помощи бора — маркера глубины (SS WHITE) (рис. 4) намечена степень иссечения вестибулярной поверхности коронки зуба 2.1: пропилены канавки глубиной 0,3 мм. Затем алмазным бором конусовидной формы выровнена вестибулярная поверхность между канавками. Обращаем внимание на особенности препарирования придесневой стенки. Ее следует располагать на уровне десневого края либо на 0,1—0,3 мм ниже него.

Рис. 4. Использование бора — маркера глубины.

Рис. 4. Использование бора — маркера глубины.

После этого обрабатывается тело зуба, формируются бороздки на медиальной и дистальной гранях. Бором грушевидной формы сформированы границы винира с тканями зуба. Они расположены в соответствии с эстетической целесообразностью — на участках, не видимых при прямом осмотре. На этом же этапе проведено удаление «старых» пломб (рис. 5).

Рис. 5. Вид зубов 1.1 и 2.1 после удаления «старых» пломб.

Рис. 5. Вид зубов 1.1 и 2.1 после удаления «старых» пломб.

Важным технологическим моментом является адекватное формирование границы винира с тканями зуба. Дело в том, что создание пологого, широкого скоса часто приводит к тому, что напряжения, возникающие на границе винира с эмалью зуба, вызывают нарушение краевого прилегания, «течь шва» и появление краевого прокрашивания реставраций.

Учитывая это, мы рекомендуем при препарировании зуба под композитный винир создание глубокого желобовидного скоса с формированием в гингивоконтактной области углубления в виде «собачьей ноги» (dog-leg) в форме желобка.

Заключительным этапом препарирования является финирование краев эмали алмазным бором сверхтонкой зернистости (с желтой или красной полосой).

На сегодняшний день многие разработчики и производители стоматологических материалов анонсировали создание таких композиционных материалов, которые ориентированы на воспроизведение структуры эмали и дентина зубов, максимально приближенной к естественной [3]. Одним из них является «Амарис» (VOCO, Германия), которым была выполнена реставрация зубов в нашем случае. Это композит с новой системой расцветки, специально разработанной для создания эстетических реставраций, с помощью которой стоматолог может быстро и безошибочно выбрать нужные оттенки.

Этот композиционный материал является высоконаполненным, так как содержит 80 % микрогибридного наполнителя. Равномерное распределение частиц наполнителя и их тонкая дисперсность определяют особую гладкость поверхности, благодаря которой материал прекрасно полируется. С течением времени высококачественная структура материала полностью себя оправдывает: поверхность реставрации остается гладкой и имеет «сухой» блеск [4]. Для передачи индивидуальных особенностей имеется два специальных оттенка: 1) высокоопаковый оттенок (HO), выполняющий функции маскирующего агента, который используется при необходимости скрыть сильно пигментированный дентин, замаскировать штифт, оживить цвет депульпированного зуба; 2) высокопрозрачный (HT), предназначенный для восстановления режущего края и имитации зон прозрачности.

Проведено кондиционирование эмали и дентина 35%-ной ортофосфорной кислотой (гель «Вокоцид») (рис. 6).

Рис. 6. Этап кондиционирования эмали и дентина.

Рис. 6. Этап кондиционирования эмали и дентина.

После нанесения однокомпонентной адгезивной системы 5-го поколения «Солобонд М» (VOCO, Германия) в качестве суперадаптивного слоя применен композит повышенной текучести «Амарис флоу». Сначала проведена реставрация зуба 1.1. Внесен дентиновый оттенок О3 (рис. 7). Далее при помощи силиконового ключа, изготовленного до препарирования зубов, восстановлена небная стенка зуба 2.1. Затем внесен дентинный слой О3 композита «Амарис» и сформированы мамелоны (рис. 8).

Для получения хорошего эстетического результата эмалевый оттенок на вестибулярной поверхности наложен одним слоем толщиной 0,5 мм и распределен при помощи кисточки, смоченной адгезивом. Учитывая тот факт, что у пациентки отсутствовали зоны прозрачности (в большинстве случаев они исчезают к 25—30 годам), прозрачный оттенок при реставрации не использовался (рис. 9).

Рис. 9. Зубы 2.1 и 2.2 после реставрации композиционным материалом «Амарис».

Рис. 9. Зубы 2.1 и 2.2 после реставрации композиционным материалом «Амарис».

После этого выполнено макро- и микроконтурирование реставрации: контактной и пришеечной области — дисками различной зернистости, вестибулярной поверхности — пиковидными алмазными борами низкой и сверхнизкой абразивности. Затем реставрация была отполирована универсальными полировочными головками. В своей работе мы используем универсальные полировочные головки JAZZ Supreme Polishers (SS WHITE), которые состоят из алмазных микрочастиц различного размера, заключенных в синтетическую резиновую матрицу. Такая одноэтапная система позволяет получить превосходный блеск быстрее и без применения полировочной пасты. Набор Jazz Supreme Polishers содержит четыре разных по форме полировочных головки (пламевидная, чашечка, диск и маленькая пламевидная) в автоклавируемом контейнере. Окончательный вид реставрации зубов 1.1 и 2.1 представлен на рисунке (рис. 10).

Рис. 10. Зубы 1.1 и 2.1: окончательный вид после реставрации «Амарис».

Рис. 10. Зубы 1.1 и 2.1: окончательный вид после реставрации «Амарис».

В следующее посещение (через 1 неделю) были проведены реставрация зуба 2.2 и коррекция анатомических характеристик зубов 1.1 и 2.1 (выравнивание по ширине).

Заключение

Изготовление прямых композитных виниров требует исключительно высокого уровня мастерства врача как в области науки, так и искусства стоматологии (Хавори Э., 2015).

Применение композиционного материала «Амарис» позволяет добиться очень хорошего оптического результата всего за одно посещение. Преимуществом этого композита является отличная флюоресценция, которая мало отличается от естественных тканей зуба при ультрафиолетовом освещении. Знание же свойств материала и соблюдение рекомендаций производителя, особенно при использовании адгезивных технологий, — основное условие достижения предсказуемого и долговечного результата, приводящего к полному удовлетворению стоматолога и, разумеется, пациента.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций