Сроки службы в стоматологии: правовое содержание

 

А. В. Панов

медицинский юрист, управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала «Право-мед.ру»

 

В прошлой публикации (De№tal Мagazi№e № 12 (144), 2015) были рассмотрены гарантийные сроки в стоматологии. Напомню, что гарантийный срок — это добровольное обязательство стоматологической клиники в рамках обозначенного периода времени, в течение которого медицинская организация обязуется реализовать права потребителя.

Эти права установлены ст. 29 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно:

  • безвозмездно устранить недостатки выполненной работы;
  • уменьшить цену выполненной работы;
  • повторно выполнить работу;
  • возместить потребителю понесенные им расходы по устранению недостатков выполненной работы третьими лицами (другими стоматологическими клиниками);
  • принять отказ потребителя от исполнения договора о выполнении работы и возместить потребителю в полном объеме понесенные им убытки, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены медицинской организацией;
  • принять отказ потребителя от исполнения договора о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.

Во взаимодействии с гарантийным сроком находится такое понятие, как срок службы, под которым понимают период, в течение которого стоматологическая клиника обязуется обеспечивать потребителю возможность использования работы по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании закона РФ «О защите прав потребителей».

Использование работы по назначению связано с овеществленным результатом стоматологической деятельности — пломбой, ортопедической конструкцией, которые замещают патологически измененные ткани или дефекты зубного ряда в целях устранения, прежде всего, недостаточности функции по откусыванию и пережевыванию пищи.


Если стоматологическая клиника не обозначила срок службы в отношении пломбы, ортопедической конструкции, то «качать права» на законной основе потребитель сможет в течении 10 лет.
Если пломба, ортопедическая конструкция не будут обеспечивать вышеназванное функциональное назначение: например, выпадение пломбы, ее подвижность, нарушение целостности коронки мостовидного протеза (в том числе откол облицовки), неплотное прилегание коронки к уступу или шейке зуба, перелом протезов, расцементировка несъемных конструкций протеза, и, таким образом, будут иметь место существенные недостатки стоматологической работы, под которыми понимается значимые отклонения от нужд (интересов) потребителя, когда результатом работы пользоваться невозможно, либо потребитель в значительном объеме лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

При наличии установленного стоматологической клиникой срока службы и существенного недостатка стоматологической работы «включается» следующее право потребителя — только безвозмездное устранение недостатков работы, при этом потребитель обязан доказать, что недостатки возникли до момента принятия работы или по причинам, возникшим до этого момента. Такими причинами могут быть ненадлежащие профессиональные действия врача-стоматолога, использование некачественных (контрафактных) медицинских изделий, лекарственных препаратов и прочее…

Поэтому важна фиксация в медицинской карте стоматологического больного, в акте оказания услуг даты завершения работы и передачи ее потребителю.

Как видим, объем правомочий потребителя в рамках срока службы существенно ниже, чем при гарантийных сроках. Однако, если в течение 20-дневного срока требование потребителя со стороны стоматологической клиники не удовлетворено, ему добавляются следующие правомочия:

  • соответствующее уменьшение стоимости выполненной работы;
  • возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;
  • отказ от исполнения договора о выполнении работы и возмещения убытков.

Установление срока службы, как и гарантийного срока, — это право, а не обязанность стоматологической клиники.

Однако законодатель мотивировал исполнителя услуги к установлению срока службы. Каким образом?

Дело в том, что, согласно закону «О защите прав потребителей», требование о безвозмездном устранении недостатков может быть предъявлено по истечении двух лет со дня принятия результата работы, но в пределах установленного на результат работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы потребителем, если срок службы не установлен.

Таким образом, если стоматологическая клиника не обозначила срок службы в отношении пломбы, ортопедической конструкции, то «качать права» на законной основе потребитель сможет в течение 10 лет.

Поэтому моя рекомендация медицинского юриста — на стоматологические работы обязательно указывать срок службы (он может быть формально минимальным в два года и один день), по истечении которого правомочия потребителя, рассмотренные выше, прекращаются. Конкретный срок службы стоматологическая клиника может определить исходя из своих статистических данных, клинического опыта врача, характеристик расходных материалов, состояния полости рта пациента и… маркетинговой политики.

И, конечно, нужно обозначить существенные недостатки стоматологической работы, чтобы они были понятны потребителю. Несмотря на то что врачевание — это искусство, формальности, ему сопутствующие, в виде правовых норм, регулирующих стоматологическую деятельность, все равно выполнять приходится, и срок службы — одна из них.

 

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций