Тайм-менеджмент для заглавного врача. Именно заглавного

О. Б. Сергеева
бизнес-консультант по медицинскому менеджменту консалтинговой компании «Окрыляем успехом», Россия, Севастополь

В нашей жизни мы используем самые разные ресурсы для достижения поставленных целей: материальные, финансовые, человеческие, природные, информационные, временные. Сегодня уделим внимание времени. Время похоже на тесто. Почему время — тесто? Потому что оно для нас инте­ресно не само по себе, а по тому, как мы можем его использовать.

Как все успеть и надо ли мне все успевать?

  • Можно растянуть
  • Можно заморозить
  • Можно увеличить в размерах
  • Можно сделать из самых лучших компонентов
  • Можно добавить дополнительные ингредиенты
  • Можно экономно
  • Можно не скупясь
  • Можно по кусочкам
  • Можно очень быстро
  • Можно очень тонко
  • Можно очень толсто
  • Можно много вместить (большая начинка)
  • Можно в удовольствие (чистое время)
  • Тесто для ежедневного хлеба
  • Праздничное тесто
  • Для себя
  • Для кого-то
  • Вместе с кем-то

Время, как и тесто, невозможно вернуть в первоначальное состояние: из прошлого через настоящее в будущее.

Сейчас мы будем говорить о рабочем времени главного врача.

Специфическое рабочее время

На какое тесто оно у вас похоже?

Слоеное? Потому, что ваша работа многослойная?

Песочное? Потому, что крошится и, как крошки, разлетается в разные стороны?

Сдобное? Потому, что работа такая «вкусная», что не замечаешь, как закончилось это рабочее время?

Обычное дрожжевое? Со ржаной мукой. Потому, что много тяжелой, «черновой» работы?

 Много еще чего можно сделать со своим временем. Вопрос только: для чего?

На самом деле тайм-менеджмент — это управление не временем, а управление собой в определенные отрезки времени.

Как мы расходуем свое время и на что оно уходит — это совокупность выборов, сделанных конкретным человеком. Изо дня в день, из года в год формируется свой стиль использования времени.

Правильно или неправильно — однозначного ответа нет. Эффективно для выполнения определенной цели.

Для того чтобы время не оказалось упущенным или быстро пролетающим, будем отталкиваться от главной цели: полноценное выполнение функциональных обязанностей.

Управление временем — это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

Первый шаг: четко выделяем свой функционал.

Главный врач обязан выполнять следующие должностные обязанности:

  1. Организовать работу коллектива.
  2. Осуществлять руководство учреждением.
  3. Представлять учреждение здравоохранения.
  4. Обеспечивать организацию.
  5. Анализировать деятельность.
  6. Контролировать.
  7. Рассматривать и утверждать.

Удивительные глаголы официальной инструкции. Ни разработки стратегии развития своего учреждения, ни повышение своего профессионального и личностного уровня. Есть процесс, нет видения. Да и лечить главный врач не должен.

Опрашивая главных врачей самых разных клиник, мы получили однозначный ответ. Больше всего их рабочего времени уходит на любимое дело — оказание медицинской помощи.

Поэтому начнем с неприятного. Врач и руководитель клиники — это две совершенно разные профессии. Если вы в первую очередь руководитель, то ваша квалификация как врача будет неизменно снижаться. Трудно угнаться за коллегами, которые все свое время посвящают основной профессии. Если вы — врач самой наивысшей квалификации, то остается совсем мало времени для управленческой деятельности. Шаг трудный, но выбор неизбежный. Сидение на двух стульях — процесс неудобный и неэффективный.

Поэтому время, которое мы тратим не на выполнение своих прямых обязанностей, называется упущенным. В этот период мы упустили возможность достичь поставленной цели, выполнить актуальную задачу.

Второй шаг: определить приоритеты. Что — первично, что — вторично. Никого не удивлю, если скажу, что обычно в приоритетах текучка и форс-мажоры.

Но большую часть времени главный врач должен тратить на то, что он не может делегировать другим: стратегию развития своей клиники. Вторая по приоритету временных затрат — работа с персоналом: подбор и отбор, мотивация и развитие. А все остальное потом.

Третий шаг: планирование своей деятельности. Смотрю на комплексный годовой план одной поликлиники и понимаю: чтобы его реально выполнить, надо увеличить рабочее время минимум в 2 раза. Неимоверное количество подразделов, пунктов и подпунктов. Поэтому попробуем разложить все по полочкам. Полочек в нашем шкафу будет 4: Финансы. Клиенты (пациенты). Процессы. Персонал. На каждой полочке перегородки. Финансы: расходы/доходы. Клиенты: Профилактическая работа. Первичные. Вторичные. Работа с жалобами. Процесс: Документооборот. Рабочие процессы. Основные. Обслуживающие. Вспомогательные. Персонал: Подбор. Развитие. Мотивация. И надо все-все свои обязанности, все, что написано в гигантском комплексном годовом плане, разложить по этим папочкам.

Потому что ваш план на неделю будет выглядеть таким образом:

Виды деятельно­сти Ответственный

 

пн вт ср чт пт Итог недели
Финансы Зам по финансам
Доходная часть
Расходная
Финансово-экономические показатели
Клиенты
Привлечение новых клиентов
Взаимодействие с клиентами (развитие отношений, конфликты)
Лечебно-диагностическая
Рабочие процессы клиники
Основные
Вспомогательные
Обслуживающие
Персонал
Комплектация штата
Мотивационная программа для сотрудников
Повышение квалификации и развитие персонала (методическая работа)
Самообразование

Рабочее время у нас зачастую летающее, быстро пролетает неделя. Не забывайте подводить итоги еженедельно. Очень важно, чтобы время стало шагающим, то есть вы четко делали шаги по развитию своей клиники. Чтобы каждый шаг вел вас к новым достижениям. Упущенным оно является тогда, когда, обернувшись назад, вы осознаете, что там «болото», «топтание на одном месте». Настоящее время — это то самое время, чтобы написать свой план, запланировать свой бизнес-успех.

Желаю, чтобы ваше время было прекрасным. Чтобы было время на любимых людей, на любимые дела и хобби. Сейчас самое время любить!

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций