Военно-полевая стоматология: боевые страницы

Ксения Котова
редактор Dental Magazine

Годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием для нашего народа, который старался сделать все возможное и невозможное для скорой победы. Много трудностей выпало и на долю врачей, которым приходилось работать в тяжелых, иногда антисанитарных полевых условиях, оперируя раненых бойцов. В их рядах было и много стоматологов, ведь ранения в область лица происходили довольно часто. Особые успехи были достигнуты ими в челюстно-лицевой ортопедии и травматологии, а также в восстановительной хирургии, что позволяло вернуться в строй большинству раненых.

Главным стоматологом периода ВОВ был Давид Абрамович Энтин. Этого генерал-майора, имевшего звание доктора медицинских наук, называют основоположником военной стоматологии. Выпущенный им в 1941 году трактат «Военная челюстно-лицевая хирургия» помог расширить область показаний для применения анестезии во время проведения таких операций. Это позволило облегчить состояние больных при хирургическом вмешательстве и ускорить процесс выздоровления.

Стоматологическая помощь в годы ВОВ оказывалась в соответствии с «Указаниями военно-полевой хирургии ГВСУ». В этом документе был раздел о челюстно-лицевых ранениях, в котором содержалась информация о том, как лечить травматические остеомиелиты, что делать при стойком смещении отломков, как выбирать и закреплять шины, как ухаживать за такими ранеными (рис. 1). Все материалы основывались на опыте стоматологов, работавших в тылу в 1939–1940 годах и занимавшихся восстановлением раненых в ходе боевых действий в этот период.

Рис. 1

Поскольку в первые годы фронт был очень растянут, лечение раненых бойцов проводилось в ХППГ (хирургическом подвижном полевом госпитале). Жизнь этих людей напрямую зависела от скорости и характера выполненных стоматологических операций. Год спустя вышла вторая редакция «Указаний», в которой неотложную помощь в области стоматологии рекомендовалось оказывать в дивизионном (ДМП) либо полковом (ПМП) медпунктах (рис. 2).

Рис. 2

В этом же документе указывалось, как избежать удушья при западении языка, как удалить кровяные сгустки, временно закрепить отломки челюсти при пулевых ранениях. Особое внимание было уделено питанию таких пациентов, которое было довольно сложным процессом, но также являлось частью успешного выздоровления.

Окончательная структура стоматологической службы сформировалась в 1943 году. Главному военному стоматологу подчинялись фронтовые стоматологи, им подчинялись армейские стоматологи, которые непосредственно руководили врачами, осуществляющими лечение пациентов. Каждый фронтовой район имел если не специализированный госпиталь, то хотя бы челюстно-лицевое отделение в ГБФ (госпитальной базе фронта) (рис. 3).

Рис. 3

Здесь больные могли находиться несколько месяцев, получая лечение по поводу переломов челюстей (без пластики), хронических остеомиелитов, дефектов мягких лицевых тканей, не требующих многоэтапных операций. А пациенты, требующие более сложного длительного лечения, отправлялись во внутренний тыловой район. Такие раненые требовали специального ухода. Они снабжались особыми продуктами, из которых можно было быстро приготовить питательную жидкую пищу.

Но челюстно-лицевые травмы часто обезображивали внешний вид бойца, и помимо медицинской ему требовалась еще и психологическая помощь, что затрудняло выздоровление. Поэтому много сил и времени уделялось пластике и протезированию, которые позволяли восстановить зубочелюстную систему, ее функциональность, а также получить хорошие косметические результаты.

Большое значение имели работы Федора Михайловича Хитрова, посвященные кровотечениям при лицевых ранениях. Особое внимание уделялось им восстановлению утраченной функциональности. Ему принадлежат более 20 методов восстановления речи, дыхания, глотания. Много сделал для советской стоматологии и Александр Александрович Лимберг, живший в блокадном Ленинграде. Он заложил основы отечественной школы хирургического лечения зубочелюстных аномалий. В своей работе Лимберг описал пластику нижней челюсти, направленной на исправление прикуса и восстановление контуров лица.

В Казани главным консультантом по челюстно-лицевой ортопедии был Исаак Михайлович Оксман. Он разрабатывал новые методы протезирования челюстей при огнестрельных ранениях. Именно он предложил использовать для фиксации верхней челюсти шину из проволоки, а также разработал и усовершенствовал несколько аппаратов и приспособлений, облегчающих проведение операций (рис. 4). Все эти приспособления успешно применялись после, в мирное время. А некоторые устройства, претерпев небольшие изменения, применяются и в современной стоматологии.

Рис. 4

В период войны врачи все время искали новые методы лечения и восстановления больных после ранений. Даже в такие тяжелые годы они устраивали совещания и конференции, делясь накопленным опытом. Несмотря на тяжелое время, оказанная медицинская помощь была настолько эффективной, что позволила вернуть обратно в строй 72 % военных и 90 % гражданских.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций