Какую камеру выбрать стоматологу?

Д. В. Зятьков
профессиональный фотограф (Москва)

Сообщение в Директ — пишет давнишняя подписчица. Говорит, что работает в СМИ и они хотят рассказать про фотографическое оборудование, но в сфере стоматологической деятельности. Вот это поворот! Каким образом пейзажный фотограф может помочь стоматологам? Оказывается, может. Ко мне периодически обращаются с вопросом: «А какую камеру купить?». Да и сам я неоднократно менял сферу фотографии, что выработало навык быстрой адаптации к заданной цели. Фотокарточки деток, женские портреты, и даже пару свадеб лежат в архивах моих бывших клиентов. Сейчас же в своих путешествиях часто делаю кадры таких мелких элементов как жучки, паучки, да пестики-тычинки, которые, по размеру схожи с зубами.

Скажу сразу, для рекламной съемки лучше заранее рассчитывать на одни из самых дорогих моделей фотокамер, представленные на рынке. Но, если ваши цели более приземленные, стоит подумать о другом. Хочу уделить этим вещам внимания и рассказать максимально бытовыми словами. Если же в голове у вас звучит: «Какую камеру мне купить-то уже??», то пропускайте следующие два-три абзаца.

Кадр всегда производится с помощью трех основных вещей: камера, линза на этой камере (далее «объектив») и свет. Освещение – это главное в кадре. Без света не может быть кадра – будет просто черный прямоугольник. Это я к тому, что выбирая, какую фототехнику купить, вам в первую очередь необходимо думать о вспышке. Она решает все. После этого думать об объективе. Но объектив обычно подбирается под имеющуюся камеру, поэтому два слова о них: фотокамеры различаются между собой, главным образом, матрицей и процессором. Процессор влияет на скорость записи кадров. Но если брать стоматологию, то это совсем не та вещь, на которую стоит тратить кровно заработанные. Матрица – электронная версия пленки, – записывает кадр. Различается по физическому размеру и по количеству пикселей.

Не думаю, что в рамках статьи стоит погружаться в детали оптической физики, поэтому напишу итогом. Чем больше физический размер матрицы, тем лучше. Но при этом нет никакого смысла гнаться за большим количеством мегапикселей. Ваши фотографии не будут печататься на фасадах зданий, а лишь висеть на сайтах или в социальных сетях. Для таких целей достаточно 16-18 мегапикселей. И это радует потому, что чем больше пикселей, тем дороже аппарат. Под «больше пикселей» я подразумеваю числа от двадцати.

Что касается вспышки

Меня радует особенность задачи фотографирования зубов. Раскрытый рот у человека почти всегда меньше диаметром, чем объектив камеры. Или такой же. Это значит, что свет туда попадает в очень ограниченном для четкой фотографии количестве. Надеть обычную вспышку на камеру будет глупо, потому что она создаст огромную тень на зубах. Ведь будет освещать не то, что внутри рта. А то, что снаружи – щеки. Чтобы этого не случилось, источник света необходимо разместить максимально близко к краю линзы объектива. И лучше с нескольких сторон, чтобы свет равномерно освещал все элементы. Таким требованиям идеально соответствует кольцевая вспышка. Она надевается на объектив и светит вокруг линзы прямо на объект съемки. Несколько конкретных вариантов приведу позже, читаем дальше.

Объективы

Объективы становятся на вторую по важности ступень. Это потому, мои любители белоснежных улыбок, что линза всегда подбирается под определенную задачу и у нормального фотографа их всегда несколько. Но при этом почти всегда можно исхитриться и сделать кадр в тех условиях, для которых объектив совсем не предназначен. Хотя качество снимка, конечно, будет хуже. Но в приемлемых значениях. Поэтому правильный выбор объектива важен, но при желании можно обойтись тем, что есть. Для использования, в первую очередь, я бы смотрел на наличие приписки «Macro». Макро означает, что можно фотографировать самые мелкие объекты на минимальном расстоянии.

Фокусное расстояние, которое обозначается цифрами и припиской к ним «mm», лучше выбирать в пределах от 35 до 120 миллиметров (как раз расшифровка «mm»). В «интернетах» говорят, что лучший объектив для стоматолога – с фокусным расстоянием 100 mm. Не хочу это подтверждать или опровергать. Ибо сам снимаю мелкие объекты или на 80 mm, или от 150 mm. Результатом доволен.

Далее вопрос станет в цене. Чем больше цена, тем качественнее стекло у объектива и тем шире раскрывается диафрагма. Так как, фотографируя зубы, стоит диафрагму прикрывать, гоняться за светочувствительным объективом не имеет смысла. То есть объектив с припиской f/4 или f/5,6 вполне подойдут. Но если вы привыкли отождествлять себя с качеством инструмента и не согласны на средний уровень, то выбирайте модели с припиской f/2 или f/2,8.

Вопрос цены

Теперь только, после поверхностного обзора «что», «где» и «для чего», готов поговорить о деньгах. Исторически так сложилось, что фотографическое оборудование разделяют на профессиональное и не профессиональное. Это полная «Чушь Петровна», будьте знакомы. Профессионализм применим не к технике, а к человеку. Хороший спец способен сделать шедевр, имея на руках мыльницу или старенький «сони эриксон» с камерой. Но готов платить сотни тысяч рублей, чтобы современные технологии упрощали и ускоряли производство этого шедевра. Поэтому хочу заявить, что ваш бюджет на камеру может составлять от 60 до 100 000 рублей. Этого достаточно, чтобы купить оборудование, отлично справляющееся с поставленной целью. При этом, закладывая на покупку 300 000 и выше, у вас появляется возможность хорошенько, как говорится, «блеснуть чешуей» перед клиентами и коллегами.

В какую сторону смотреть?

Речь о брендах. Бренды ничего не значат, смотрите на характеристики, которые рассматривали выше. Но если это не про вас и необходим ТОП, за который все будут уважать. То берите Leica или Hasselblad – это премиум-сегмент. Для тех, кто любит оптимальное цена-качество, могу посоветовать обратить внимание на Nikon, Sony. Есть еще Canon, но он застрял в прошлом веке и цена сейчас не соответствует качеству. Есть еще хорошие современные камеры Olympus, Fudjifilm, Pentax и Panasonic. Но они уже будут дешевле потому, что матрица в фотокамерах физически маленькая, что снижает качество снимков. Хотя, постепенно и эти компании начинают выпускать более качественные аппараты.

Ниже подборка фотокамер разных производителей стоимостью до 100 000 рублей, подходящих для фотографирования ротовой полости и ее элементов:

  • Olympus OM-D E-M10 Mark III, 40-45 тыс. руб.;
  • Sony Alpha ILCE-7, 51-62 тыс. руб.;
  • Fujifilm X-T1, 50-73 тыс. руб.;
  • Olympus OM-D E-M1, 57-62 тыс. руб.;
  • Fujifilm X-T30, 58-65 тыс. руб.;
  • Canon EOS 6D, 58- 67 тыс. руб.;
  • Canon EOS 7D Mark II, 62-89 тыс. руб.;
  • Nikon D7200, 62 тыс. руб.;
  • Pentax KP, 66 тыс. руб.;
  • Panasonic Lumix DMC-GH4, 69 тыс. руб.;
  • Fujifilm X-T2, 69-75 тыс. руб.;
  • Nikon D750, 78-90 тыс. руб.;
  • Sony Alpha ILCE-7M2, 78-89 тыс. руб.

Такой набор – лишь малая часть возможных вариантов. Если разбирать фотоаппараты стоимость от 120 000 рублей, то список моделей может вырасти в несколько раз. К тому же мы разобрали по ценам только камеры, а впереди еще объективы и вспышки, которые также стоят не малых кровно заработанных.

С линзами поступим следующим образом: я предложу по одной модели всех известных мне производителей. Но вы имеете право не согласиться и выбрать что-то другое.

  • Olympus ED 60mm f/2.8 Macro, 30 тыс. руб.;
  • Sony FE 50mm f/2.8 Macro, 35 тыс. руб.;
  • Fujifilm XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro, 85 тыс. руб.;
  • Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM, 32 тыс. руб.;
  • Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S, 53 тыс. руб.;
  • Pentax SMC D FA Macro 100mm f/2.8 WR, 37 тыс. руб.;
  • Panasonic 30mm f/2.8 Lumix G Macro, 25 тыс. руб.;
  • Sigma 70mm f/2.8 DG Macro Art, 33 тыс. руб. (можно поставить на камеру других производителей);
  • Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di Macro 1:1, 25 тыс. руб. (можно поставить на камеру других производителей).

Теперь перейдем к вспышке. Тут есть подвох, потому что не каждая модель будет совместима именно с вашей камерой. Поэтому заходим в интернет и пишем: «кольцевая вспышка для (производитель вашей камеры)». Не честно выйдет, если я сейчас обозначу модель, которая мне нравится, а она не подойдет к вашей камере. По деньгам скажу, что до 15 000 рублей можно найти шикарный инструмент, который не подведет. Но есть и гораздо дороже. Хотя это не означает высшее качество работы.

Какие выводы?

Итогом станет рассуждение о том, как бы я сам поступил в такой ситуации. За 35 000 рублей купил бы камеру со сменным объективом, который приобрету отдельно за 25 000 рублей. К ним добавил бы кольцевую вспышку за 7 000 рублей. Теперь в руках набор, способный непрерывно снабжать сайт и соцсети моей клиники качественным контентом. Если же директор задумал исполнить идею по супер-мега-маркетинговой стратегии и для этого требуются снимки размером со здание, то я пойду в прокат фотоборудования и арендую камеру, способную справиться с такой задачей. И вместо половины миллиона, затратами станут десять или двадцать тысяч рублей.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций