Сайты-агрегаторы «вцепились» во врачей

Д. А. Полилов
специалист по информационным технологиям в стоматологии

В последние годы информацией о стоматологических клиниках и врачах-стоматологах в интернете «правят» даже не поисковые системы со своими хитроумными алгоритмами, а так называемые сайты-агрегаторы. Это отдельный бизнес, запустить который, в принципе, может любой человек или компания, в арсенале которого имеется отлаженная автоматическая система управления сайтом, работающая по принципу интернет-магазина, которая позволяет быстро вносить и редактировать информацию о клиниках и врачах.

Сегодня можно все, что не запрещено законом, а если сайты-справочники и нарушают его,  то не настолько, чтобы стать интересным объектом для правоохранительных органов. Со стороны посмотреть – вообще благое дело. Люди создают интерактивные справочники в интернете, чтобы пациентам было проще подобрать себе подходящую клинику или найти своего врача. Однако в отношении поиска специалиста по факту получается, что такие «доброхоты» порой только осложняют задачу, выдавая в сеть непроверенную и чаще всего неактуальную информацию, чем только запутывают и вводят в заблуждение.

Изначально сайты-интеграторы озадачились ведением справочников стоматологических клиник. Если говорить о Москве, то это не такая уж и непосильная задача. В столице около 2500-3000 стоматологических клиник. Изначально базу можно найти в интернете или где-то купить, тем более, что это открытая информация. Юридические данные находятся в открытом доступе на сайте rusprofile.ru, где всегда можно проверить актуальность информации о клинике, включая её адрес, ИНН, ОГРН и даже учредителей.

Если такую базу выложить в интернет, в дальнейшем сами клиники будут заинтересованы в поддержании актуальности информации о своей организации. А если еще и предоставить им дополнительные мульки вроде размещения фотографий, дополнительной информации о клинике, о врачах, об услугах и ценах, то маркетологи клиник легко втягиваются в «игру» – начинают заводить себе личные кабинеты и регулярно отслеживают актуальность информации.

Зачем это нужно сайтам-агрегаторам? Ответ простой. Собрав огромный объем информации о многих стоматологических клиниках в городе, они сразу выигрывают у любой из них в положении сайта в выдаче в поисковых системах по различным запросам (иногда даже по названию клиники). А быть в ТОПе в поисковых системах, значит иметь возможность получать существенные доходы по таким направлениям как:

  1. реклама;
  2. так называемое «премиальное размещение клиники», когда по запросу в справочнике клинику искусственно поднимают на первые позиции;
  3. предложение для клиник дополнительных рекламных сервисов, например, возможность записи в клинику онлайн, виртуальный телефонный номер, размещение дополнительной информации об услугах, фотографий врачей, отзывов пациентов, баннерная реклама и т.п.

Казалось бы, что тут плохого? Нормальный бизнес, несущий скорее больше пользы, чем вреда. Однако за несколько лет на рынке таких сайтов-агрегаторов быстро выросла конкуренция. Если 10 лет назад их было всего несколько десятков, то сейчас уже давно перевалило за сотню, и конкурентная борьба за первые места в ТОПе поисковых систем не утихает.

И вот сайтам-агрегаторам приходит идея дальнейшего развития сервиса – размещать информацию непосредственно о врачах, то есть заводить отдельную страничку на каждого.

Вот тут-то и начались проблемы. Поддерживать актуальность информации стало некому. Прежде всего, это касается информации о месте работы врача. Если клиника достаточно прочно привязана к физическому адресу своим помещением, лицензией и рекламой, то врачи – это люди, и им свойственно периодически менять места работы, а часто и работать в нескольких клиниках одновременно, особенно, если это узкие специалисты (ортодонт, имплантолог).

Пробуем найти врача через Яндекс

Мы столкнулись с этой проблемой на простом примере. Попробовали ввести в поисковую систему запрос о враче, которая последние 3 года работает в нашей клинике и только в ней.

По запросу «Бородина Наталья Владимировна» мы получили список ее страничек на различных сайта-агрегаторах:

  • https://docdoc.ru/doctor/Borodina_Natalya
  • https://callmedic.ru/doctor/profile/borodina_natalya
  • https://prodoctorov.ru/moskva/vrach/210932-borodina/
  • https://doctortut.com/vrachi/borodina-natalja-vladimirovna/
  • https://glavvrach.net/vrachi/stomatolog/Borodina_Natalya
  • https://mosgormed.ru/medic/borodina-natalya-vladimirovna/
  • https://vrachi24.ru/doctor/borodina_natalya
  • https://vrachi.net/medic/borodina-natalja-vladimirovna/
  • https://www.32top.ru/dr/3771-borodina-natalya-vadimirovna/
  • https://napopravku.ru/moskva/doctor-profile/borodina-natalya-vladimirovna-stomatolog/

и.т.д.

И только на 4-й странице в выдаче Яндекса (40-е место) мы вышли на сайт нашей клиники, где собственно она и работает.

Многие сайты-агрегаторы «передергивают»

Самое неприятное заключалось в том, что на половине из этих сайтов-агрегаторов были указаны её различные прошлые места работы. Практически на всех страничках не было информации о том, как записаться к врачу, отсутствовали какие-либо телефоны. А некоторые сайты вообще делали крамольные предложения:

«Сейчас к этому врачу записи нет, но вы можете записаться к другому врачу по телефону …»

Представим себя на месте пациента врача Бородиной, который потерял контакты своего стоматолога. Сколько нужно потратить времени, совершить холостых звонков и отбиваться от навязчивых предложений, обратиться к другому врачу, чтобы найти-таки своего?!

Заметим, что некоторые сайты-агрегаторы созданы не независимыми агентствами, а именно сетями таких же стоматологических клиник, единственной целью которых будет не предоставить информацию о враче, а записать пациента к врачам своей сети.

Конфликт врача с интернет-площадкой

Если речь идет об интернет-площадках, размещающих информацию непосредственно о врачах, возникает другой круг проблем.

Совсем недавно в известной профессиональной группе в Фейсбуке «Effective managers Club in Dentistry and Aesthetic Medicine» состоялась дискуссия между руководителем одной из таких площадок и  врачами-стоматологами. Разница во взглядах проявилась в том, что руководитель площадки считал, что информация о враче не является конфиденциальной, и он имеет право размещать информацию о враче без согласования с ним. При этом за последний год он уже умудрился проиграть не один судебный процесс, когда врачи требовали удалить информацию о себе с площадки.

Круг разногласий заключался в следующем.

  1. Что делать, если врач не хочет, чтобы информация о нем была размещена на площадке?
  2. Как проверить отзывы пациентов на актуальность?
  3. Как работать с негативными отзывами? Насколько этично их размещать без дополнительного комментария со стороны врача или клиники?
  4. Насколько этично размещать информацию о нескольких местах работы врача, если допустим, это клиники разного ценового сегмента и предлагают разные цены на одни и те же услуги?

Вопросов возникает много. Главное, кто может принимать по ним решение, сам врач или же администратор сайта-агрегатора?

Что же делать?

  1. Актуальный реестр врачей-стоматологов

На сегодняшний день мы не видим организации, имеющей неоспоримый авторитет, которая могла бы создать базу данных врачей-стоматологов и поддерживать ее в актуальном состоянии. Только в Москве трудятся несколько десятков тысяч врачей-стоматологов. Точной цифры нет и быть не может, поскольку этот рынок слишком динамичный. Врачи приезжают в Москву и уезжают, выходят в декрет и обратно или прекращают вести прием по различным причинам, а каждый год происходит выпуск нескольких только московских институтов, готовящих стоматологов, и на рынок выплескивается еще несколько сотен молодых врачей-стоматологов различных специализаций.

Стоматологическая Ассоциация России – это ассоциация общественных объединений, в которой на сегодняшний день нет прямого членства врачей. Это ассоциация региональных ассоциаций. Поэтому у нее нет ни ресурсов, ни полномочий вести общероссийскую базу врачей-стоматологов. Говоря о региональных ассоциациях, даже если у кого-то и есть прямое членство, в них входят далеко не все стоматологи в регионе, ведь это дело добровольное. А что делать, если врач переезжает в другой регион? Вопросов больше чем ответов.

Государство со своей стороны уже много лет пытается создать единый регистр медработников. Но эта база касается пока только врачей государственной системы здравоохранения, несмотря на то, что большинство стоматологов, все-таки, частники. Кроме того, данный регистр касается всех врачей, не выделяя стоматологов, и там хранится только общая информация (ФИО, год выпуска, номер диплома и сертификатов), которая не ценна для пациентов и не актуализируется.

Возможно, в свое время и найдется организация, способная создать и поддерживать в актуальном состоянии базу врачей-стоматологов, но, несомненно, это должно касаться только стоматологии, с учетом ее специфики.

  1. Персональные веб-странички

Другой вариант – создать для каждого врача персональный сайт. Но кто сможет регулировать этот процесс? И потом далеко не каждый врач способен создать и поддерживать свой сайт. Это дополнительные затраты – и финансовые, и главное, временные. У многих просто не будет времени, чтобы отслеживать актуальность информации на своей страничке, а тем более, наполнять ее новыми фотографиями и информацией.

  1. Странички в соцсетях

Сейчас очень популярны курсы для врачей-стоматологов типа «Продвижение врача в Инстаграм», «50 новых пациентов в месяц из соцсетей» и пр. Но, как и по пункту 2, нужно понимать, что далеко не каждый врач имеет достаточно опыта и свободного времени, чтобы вести свои странички в соцсетях. Да, врачей, которые активно ведут Инстаграм или страницу в Фейсбуке становится все больше, но все равно, таких не более 5%, а, следовательно, соцсети сегодня можно рассматривать лишь как один из инструментов маркетинга, но не как справочник по всем врачам.

Пока актуальную информацию о врачах размещают, в основном, маркетинговые отделы клиник, где они работают. Большинство врачей, как уже было сказано, не имеют достаточного опыта и свободного времени, чтобы вести свои собственные странички, плюс отслеживать информацию о себе в десятках справочников в интернете. Единого регистра врачей-стоматологов, поддерживающего актуальную информацию хотя бы о месте работы врача, пока, к сожалению, нет.

Поэтому вопрос остается открытым – как сделать так, чтобы пациенты быстро находили в интернете информацию о своем стоматологе, и главное, чтобы она при этом была достоверной и актуальной?

Сведения об авторе

Полилов Дмитрий Александрович, специалист по информационным технологиям в стоматологии

Polilov D. A., information technology specialist in dentistry

Aggregator sites «grabbed» doctors

Аннотация. На рынке таких сайтов-агрегаторов быстро выросла конкуренция. Если 10 лет назад их было всего несколько десятков, то сейчас уже давно перевалило за сотню, и конкурентная борьба за первые места в ТОПе поисковых систем не утихает. И вот сайтам-агрегаторам приходит идея дальнейшего развития сервиса – размещать информацию непосредственно о врачах, то есть заводить отдельную страничку на каждого. Вот тут-то и начались проблемы. Поддерживать актуальность информации стало некому. Прежде всего, это касается информации о месте работы врача. В этой статье пытаемся разобраться, как сделать так, чтобы пациент мог находить информацию о врачах.

Annotation. Competition has grown rapidly in the market for such aggregator sites. If 10 years ago there were only a few dozen of them, now it has long passed over a hundred, and the competition for the first places in the TOP of search engines does not subside. And now aggregator sites come up with the idea of ​​further development of the service — to post information directly about doctors, that is, to start a separate page for each. This is where the problems began. There was no one to keep the information up to date. First of all, this concerns information about the doctor’s place of work. In this article, we are trying to figure out how to make the patient find information about doctors.

Ключевые слова: сайт-агрегатор; стоматолог; продвижение.

Keywords: aggregator site; dentist; promotion.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций