Менеджмент в зуботехнической лаборатории

В последнее время большинство зубных техников задается вопросом: как открыть лабораторию и рассчитать для этого экономическую модель? Как спланировать инвестиции в свой бизнес? Хеннинг Вульфис, директор Аcademia Dental и руководитель тренинг-центра BEGO, готовит к выходу в свет свою новую книгу, которая будет посвящена менеджменту в зуботехнической лаборатории.

DM: Господин Вульфис, в предыдущем интервью нашему изданию вы рассказывали об образовании в Германии и затронули проблемы образования в России. Но в том разговоре мы не коснулись важнейшей темы: экономической образованности зубных техников. В мастер-школах техники изучают бухгалтерию и юридические законы своей земли. Они выходят с пониманием, как открыть, запустить и, главное, рассчитать экономическую модель своей лаборатории. Расскажите об этом подробнее.

Хеннинг Вульфис: Эта тема интересует меня вот уже много лет. В Германии профессиональная подготовка по специальности «зубной техник» очень четко регламентирована. И все же мне очень жаль, что даже в Европе не удается разработать единые, выходящие за рамки одной страны образовательные стандарты для данной специальности. Более 25 лет назад я инициировал первую встречу преподавателей зуботехнических школ Германии, которые после того события образовали в Бремене собственный профсоюз. Для России это тоже могло бы стать первым важным шагом, если бы образовательные учреждения сотрудничали более тесно. Видя такую необходимость, я несколько лет назад организовал в Бремене встречу русскоговорящих преподавателей. Возникший среди более чем 30 участников большой резонанс свидетельствовал о наличии заинтересованности в вопросах повышения квалификации и сотрудничества. В Германии учебно-производственные предприятия и профессиональные училища осуществляют совместную первичную профессиональную подготовку по специальности «зубной техник», продолжительность которой, как правило, составляет 3,5 года. В конце второго года обучения предусмотрен промежуточный экзамен. Специальные образовательные центры с полностью оборудованными лабораториями в качестве поддержки профессиональной подготовки организуют обучение по различным курсам (техника работы с коронками и мостами, техника модельного литья, техника фрезерования, полное протезирование, челюстно-лицевая хирургия, технологии CAD/CAM и др.). Кроме того, компания BEGO предлагает будущим зубным техникам множество вариантов для повышения квалификации.

Особым успехом пользуется уникальная концепция курса по недельной подготовке к экзамену на звание подмастерья. В других странах Европы профессиональная подготовка по специальности «зубной техник» осуществляется в основном в вузах. Зачастую подготовка преимущественно теоретическая, практические занятия проводятся нечасто. Поэтому образовательная модель Германии предусматривает практически ориентированное обучение под руководством мастера-техника в сочетании с приобретаемыми в вузе теоретическими знаниями от преподавателя (дуальная система). Такая система обучения создает наилучшие условия для высококачественного первичного профессионального образования и успешной сдачи выпускных экзаменов для получения профессии «зубной техник».

Следующий этап профессиональной квалификации — обучение с целью приобретения звания мастера. Перед этим (особенно перед обучением в ремесленной школе полного дня) необходимо в идеале пройти обучение на подмастерье в течение пяти лет. Благодаря приобретению в ремесленной школе знаний в области производственной экономики, торговли, педагогики и права создаются прекрасные условия для вступления на путь независимости. При условии успешной сдачи экзамена на звание мастера специалист обретает самостоятельность и имеет право обучать будущих зубных техников. На мой взгляд, сегодня для открытия лаборатории необходимы основательные производственно-экономические знания.

DM: Многие зубные техники имеют свои лаборатории. У нас в стране проще оформить лабораторию и получить лицензию. Как вы считаете, хорошо ли это или нам тоже пойти по пути ужесточения требований к желающим открыть свой бизнес?

Х.В.: Ни в коем случае не должны возникать дополнительные бюрократические трудности, и прежде всего в отношении приобретения молодыми зубными техниками обязательных знаний для открытия лаборатории и руководства ею. Например, у того, кто обучается азам составления бизнес-плана, с большей вероятностью получится успешно открыть лабораторию. Зубные техники, умеющие рассчитывать цены за предоставляемые услуги, легче переживут период кризиса.

С помощью норм законодательства, согласно которым немцам для ведения независимой деятельности необходимо иметь звание мастера, достигается и сохраняется высокий уровень качества.

DM: Какие обязательные критерии, по вашему мнению, должны предъявляться к владельцам лабораторий в будущем?

Х.В.: Для лаборатории будущего недостаточно будет положиться лишь на высокий стандарт качества с целью сохранения позиций на рынке. Высокое качество представляет собой ожидаемый и вполне очевидный стандарт. Лаборатории, не отличающиеся от других, находятся в особой опасности при экономическом спаде.
Удачная идея, из которой может получиться уникальное торговое предложение, имеет самые большие шансы и является решающим фактором на пути к экономическому успеху. В сфере услуг сервиса существует наилучшая возможность выделиться среди конкурентов. Тот, кто заранее перенаправил деятельность лаборатории в экономически выгодное русло, работает более рационально, не испытывая при этом необходимости идти на компромиссы при наличии стандарта качества.
Все возрастающий уровень оцифровывания и организованное выполнение определенных шагов в трудовом процессе (например, каркасы коронки) в специализированных производственных центрах дают возможность лаборатории посвятить большее количество времени креативным, организационным и маркетинговым вопросам — так появляются возможности, которые необходимо использовать.

DM: Я — владелец своего бизнеса. У меня вроде бы много врачей и техники загружены. Какие действия вы рекомендуете мне предпринимать, чтобы спать спокойно?

Х.В.: Профессия зубного техника переживает значительный переломный момент, «рынок здоровья» организовывается по-новому. Многие ранее очень успешные лаборатории теперь боятся за свое будущее. На сегодняшний день экономически мощные лаборатории являются для частных клиник партнерами по вопросам оказания услуг, содействия и планирования. Многие стоматологические лаборатории инвестируют в развитие инновационных технологий с более высокой эффективностью, хотя это не единственное, что способствует росту.

Непременно нужно организовать и поддерживать собственную команду, а также развивать стратегическое партнерство. Внутренняя и внешняя коммуникация и установление новых контактов играют здесь основную роль.

Успешные лаборатории отличаются от конкурентов тем, что они ясно понимают свои цели и выстраивают собственную стратегию. Будь то уникальное торговое предложение или решение какой-либо проблемы — они отличаются креативностью и разнообразием идей.

Они наблюдают за рынком и всем, что их окружает. Благодаря своей «чувствительности» к изменениям на рынке они формируют четкие планы, которые постепенно реализовывают.

DM: Многие вкладывают большие деньги в дорогостоящие станки и оборудование. Но просчитать амортизацию и окупаемость часто не в состоянии. Берут по принципу: друг взял, и я беру. Планируется ли в будущем выпуск какой-либо литературы по этому вопросу?

Х.В.: И эту интересную тему я развиваю в своей новой книге. Тема планирования инвестиций также важна для частных клиник и лабораторий. Все ускоряющееся развитие технологий требует постоянных инвестиций. Но зачастую решения о финансовых вложениях принимаются спонтанно, вместо того чтобы в рамках общей концепции запланировать их на длительный срок. Неправильное решение может оказать влияние на дальнейшее существование лаборатории. Вдохновленность новой технологией не должна привести к поверхностному экономическому расчету. Некоторые лаборатории из имиджевых или маркетинговых соображений сталкиваются с подобным. Например, стремясь внедрить технологию CAD/CAM на собственном предприятии. Зачастую для площади лабораторий она оказывается избыточной по размеру системой, которую они без серьезной поддержки вряд ли способны освоить.

В силу того, что производство находится под собственной ответственностью, они рассматривают свою временную «гибкость» как конкурентное преимущество. Тем не менее не используемое на полную мощность промышленное фрезеровальное оборудование, высокая стоимость обслуживания, обновления или внеплановый ремонт, простой оборудования могут и для более крупной лаборатории быстро превратиться в большую проблему. Повышенная сложность цифровых систем требует огромного количества времени на обучение, трудовые ресурсы и ноу-хау, так что оцифровывание не делает все процессы проще. Кроме того, необходима крупная начальная инвестиция, а также привязанность финансов к долгам по ликвидности. При ограниченном расходе последуют значительно более высокие удельные затраты, в отличие от основных производственных центров. Специализированные производственные центры, как правило, имеют возможность непрерывно адаптировать свои технологии и вкладывать финансы в свое оборудование. Опираясь на опыт современных производственных центров, стоматологические лаборатории также способны предложить своим стоматологам максимально широкий спектр возможностей применения и абсолютное многообразие материалов.

DM: Господин Вульфис, Аcademia Dental стала хорошей кузницей кадров, и подавляющее число выпускников открыли свои лаборатории. Они интересуются, как продвигается ваша идея организации Клуба академиков?

Х.В.: Выпускникам Аcademia Dental компания BEGO предлагает обширную образовательную программу. В этом году проведено уже несколько мероприятий для русскоговорящих специалистов, ожидаются и другие. Я считаю, что выпускники Аcademia Dental должны сами устанавливать межрегиональные контакты друг с другом. Во все более жестких условиях конкуренции больше шансов у того, кому в максимальной степени удалось наладить контакты с коллегами. В процессе совместной работы лабораторий развитие новых маркетинговых идей и внедрение новых технологий протекают легче. Благодаря общему профессиональному выходу на рынок даже у маленькой лаборатории появляется шанс выйти на достойный уровень наряду с частными клиниками. Лаборатории с различными приоритетными специализациями могут оказывать взаимопомощь в виде передачи успешного опыта работы в определенных сферах. Каждая из лабораторий лишь выиграет от подобного обмена. Я был бы только рад, если бы выпускники Аcademia Dental объединялись в сетевые ассоциации.

DM: У фирмы BEGO складываются хорошие партнерские отношения с КубГМУ. А ваш учебный центр поддержит инициативу сотрудничества с новым Центром зуботехнического мастерства?

Х.В.: Я с большим интересом наблюдаю за процессами развития стоматологии в России и деятельностью Кубанского государственного медицинского университета. Открытие Центра зуботехнического мастерства закладывает многообещающее начало, ведь это единственный в своем роде проект — конечно, все в ожидании! В России живут выдающиеся деятели науки, зубные техники и стоматологи, для сотрудничества с компанией BEGO существуют всевозможные варианты в различных областях. Здесь приоритетным может стать обмен знаниями.

DM: Ваши книги по достоинству оценены нашими специалистами из области стоматологии. Все они зачитаны до дыр. Ожидается ли выход еще одной книги для стоматологов?

Х.В.: Несколько лет назад я выпустил новую книгу для практикующих стоматологов «Стоматолог и пациент — стратегия успеха». Лишь в середине этого года вышла версия книги на русском языке. В центре внимания квалификационные требования, затрагивающие ориентированные на будущее частные стоматологические клиники. Необходимо обучать стоматологов таким образом, чтобы в будущем высокий уровень обеспеченности и производственно-экономический успех никак не противоречили друг другу. В моем новом справочнике для практикующих стоматологов, специалистов на руководящих должностях и начинающих предпринимателей описана современная практика оказания услуг пациентам. В нем имеется пища для размышлений, а также советы по оптимизации практики. Основное значение для нас всегда должно играть благополучие пациента независимо от состояния региональных систем здравоохранения.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций