С чего начать частную стоматологическую практику? Оснащаем кабинеты

А. А. Долгалев
д. м. н., главный врач ООО «Северо-Кавказский медицинский учебно-методический центр», председатель правления НП «Организация частной системы здравоохранения Ставропольского края»

В предыдущем материале мы говорили об организационно-правовых формах собственного дела и закончили тем, что у вас появились помещения и наконец-то можно их заполнять установками. Не спешите. Давайте сначала четко представим себе структуру вашего будущего центра и в зависимости от этого будем доводить наши помещения до той кондиции, чтобы в них можно было работать на радость как себе, так и вашим пациентам. Ремонт — дело хлопотное и затратное, поэтому до его начала нужно все рассчитать и представить себе. Лучше всего сделать это на бумаге.

Наиболее распространенными являются стоматологические центры на три кресла. Во-первых, сегодня пациент отдает предпочтение тем стоматологическим центрам, где можно получить весь комплекс услуг (терапию, ортопедию, хирургию, ортодонтию). При таком количестве кресел рентабельны рентген-кабинет и отдельное стерилизационное отделение. Всегда легко, исходя из этого количества, пересчитать потребности центра и приобрести большее количество установок. Давайте из этих соображений и обозначим структуру нашего центра и наполним его оборудованием.

Начинать нужно с изучения СанПиН 2.1.3.2630 — 10, в которых прописаны санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). V раздел этого документа — санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям.

Рис. 1. Состав, набор и минимальные рекомендуемые площади помещений стоматологической медицинской организации.

Рис. 1. Состав, набор и минимальные рекомендуемые площади помещений стоматологической
медицинской организации

Согласно этим требованиям, стоматологический кабинет должен иметь следующую структуру:

  1. Вестибюльная группа: регистратура с гардеробом для пациентов, холлом, 10 кв. м.
  2. Санузел, 3 кв. м.
  3. Комната для хранения уборочного инвентаря, мусора (кладовая), 3 кв. м.
  4. Кабинет дентальной рентгенографии, 6 кв. м.
  5. Кабинет терапевтической стоматологии, 14 кв. м.
  6. Кабинет ортопедической стоматологии, 14 кв. м.
  7. Кабинет хирургической стоматологии, 14 кв. м.
  8. Кабинет для дезинфекции и стерилизации инструментария, 6 кв. м.
  9. Комната для приема пищи персонала и гардероб для персонала, 6 кв. м.
  10. Кабинет администрации, 8 кв. м.
  11. Компрессорная, 6 кв. м.

В идеале для стоматологического центра на три установки необходимы помещения площадью от 90 до 100 квадратных метров. Кстати, при количестве установок 3 и менее можно процессы стерилизации проводить в рабочих кабинетах. Высота потолков должна составлять не менее 2 метров 60 сантиметров. Поскольку каждый квадратный метр сегодня очень дорого обходится, необходимо эффективно использовать помещения, но не в ущерб технологиям и комфорту пациентов и персонала.

Далее: коммуникации — ремонт нужно начинать именно с них. Если вы все правильно продумаете с самого начала, вам не придется потом, со свежей штукатуркой, пробивать потолки или полы.

Электроснабжение

Контур заземления и его испытание должна проводить организация, имеющая лицензию. Акт по приему контура заземления у вас спросят при проверке медицинского оборудования перед лицензированием. При внутренней разводке учтите, что провод должен быть медным. В регистратуре и в кабинетах приема пациентов их должно быть не менее, чем по 6 розеток. В противном случае вы можете потом запутаться в проводах от переносок. При установке выключателей учтите, что в кабинетах № 5—8 должны быть бактерицидные лампы или рециркуляторы.

Водоснабжение

Водоснабжение центра: горячей водой — помещения № 2—10.

Холодной водой: помещения № 2—10. Если у вас установки работают не в автономном режиме, понадобится подвести холодную воду к каждой установке.

Канализация: помещения № 2—10, желательно дополнительно подвести к каждой установке.

Снабжение сжатым воздухом

Помещения № 6—8. Если хватает помещений, лучше разместить компрессорную в отдельном помещении: намного меньше шума в рабочих кабинетах и проще обслуживание компрессоров.

Телефонизация

Телефоны должны быть в регистратуре и в кабинете главного врача (№ 1, 10). Желательно провести связь в рабочие кабинеты и комнату персонала через мини-АТС.

Компьютеризация

В регистратуре обязательно наличие компьютера с программой «Регистратура». Вариантов программного обеспечения сейчас много. При творческом подходе квалифицированные программисты напишут для вас вашу оригинальную программу. Хотя изобретать велосипед не стоит, лучше воспользоваться готовым продуктом.

Помните, база данных ваших пациентов — это ваша занятость в будущем. Заводите ее (базу) как можно раньше и не ленитесь ее содержать в нормальном состоянии. Компьютер необходим руководителю клиники. При хорошем развитии бизнеса поставьте компьютеры и в рабочие кабинеты. Но компьютерную сеть проведите на стадии ремонта. Кстати, при компьютеризации не забудьте о требованиях ФЗ № 152 «О защите персональных данных».

Вентиляция

Она должна быть приточно-вытяжной в кабинетах № 4, 8, 11. 3 объема по вытяжке, 2 по притоку (в час). В остальных кабинетах лучше поставить кондиционеры.

Охранно-пожарная сигнализация

Без нее не принимается никакой объект. Сигнализация предпочтительнее охранников: лучше уходить от человеческого фактора. При покупке, монтаже и установке сигнализации воспользуйтесь услугами специалистов той организации, которая будет вас в дальнейшем охранять. Когда такое оборудование ставят одни, а эксплуатируют другие, не избежать трудностей.

И еще несколько советов. Перед началом отделки помещений проконсультируйтесь с Санэпиднадзором и Пожнадзором о том, что вы хотите сделать, какие материалы использовать, где и какие перегородки ставить. В настоящее время все необходимо делать по проекту, выполненному проектной организацией, которая имеет лицензию на проектирование объектов здравоохранения.

Перед началом отделки помещений проконсультируйтесь с Санэпиднадзором и Пожнадзором о том, что именно вы хотите сделать, какие отделочные материалы использовать, где и какие перегородки ставить

Ремонт и отделку помещений лучше доверьте компании, имеющей на это лицензию. Да, это дороже процентов на 25, чем нанимать частника, но проблем в будущем возникнет намного меньше. Проследите, чтобы при закупке отделочных материалов у вас были сертификаты соответствия: этим будет интересоваться Пожнадзор. Несколько слов о том, что касается отделки. Потолки лучше делать подвесные: так проще, экономнее и между ними и настоящим потолком можно спрятать многие из коммуникационных линий. Стены под стеновые панели лучше не прятать — без панелей намного уютнее. На пол предпочтительнее класть коммерческий линолеум. На плитке скользко и все бьется.

Теперь поговорим о начинке, о том, что должно находиться в ваших помещениях. Чтобы оснастить стоматологическую клинику в соответствии с современными требованиями, ознакомьтесь с приказом МЗ № 1496 «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях». В этом приказе регламентированы структура и оснащение стоматологических организаций.

Регистратура

Регистратура — лицо вашей клиники, с нее все начинается для пациента. В нашем варианте она совмещается с холлом и местом для верхней одежды пациентов. Место для верхней одежды лучше выделить в углу перед рабочим местом администратора. Достаточно поставить легкую вешалку с плечиками и зеркало.

В холле должна быть удобная мебель, но не чересчур дорогая: это отпугивает. Также обязательно наличие в нем уголка потребителя: о его содержимом мы поговорим в следующих публикациях, когда разберемся в том, что означает выполнение лицензионных требований и условий. Подумайте, где вы поставите кулер. Стакан холодный воды летом или чашка чая зимой — недорогой, но приятный вид комфорта для ваших пациентов. Не противопоказан в холле телевизор, но подумайте, какой канал включать.

Рабочее места регистратора должно быть оборудовано удобной стойкой, где размещаются компьютер, кассовый аппарат, касса, место для хранения документации. Не забудьте о шкафе для историй болезни (вся ваша документация должна быть на бумажных носителях, даже если у вас имеется самая лучшая программа для регистратуры). Рядом с рабочим местом администратора разместите прибор сигнализации и мини-АТС. Не экономьте на стуле для администратора: на нем он проводит до 10 часов в день.

Кабинет терапевтической стоматологии

Должен быть оснащен стоматологической установкой минимум на четыре инструмента. Современные технологии реставраций предполагают наличие пылесоса. Расположите установку так, чтобы было удобно работать сидя и вам, и вашему ассистенту. Из оборудования общего назначения должен быть облучатель бактерицидный настенный или рециркулятор. Рециркулятор предпочтительнее. Его не нужно отключать во время приема. Позаботьтесь о стоматологической мебели, но помните, что по современным требованиям она должна быть сертифицированной.

Кабинет должен быть оснащен диатермокоагулятором, ультразвуковым аппаратом для снятия зубного камня, аппаратом для определения жизнеспособности пульпы, апекслокатором, эндодонтическим мотором, фотополимеризатором.

Кабинет ортопедической стоматологии

Оснащаетя стоматологической установкой минимум на три инструмента. Из специального оборудования необходимы шлифмотор, параллелометр, приспособление для обработки восковых шаблонов, артикуляторы.

Кабинет хирургической стоматологии

Оснащается стоматологической установкой на три инструмента, диатермокоагулятором, физиодиспенсером, негатоскопом. Желателен холодильник.

Кабинет дентальной рентгенографии

Помимо рентгеновского аппарата и кресла здесь должны быть условия для обработки пленочных носителей. Хорошо если у вас есть возможность приобрести визиограф, но и пленочные рентгенограммы еще долго будут оставаться в нашей практике. Для проявки пленки по нормам положено дополнительное помещение площадью 6 кв. м, но на рынке сейчас есть оборудование, которое заменяет это помещение. Приобретите проявочный настольный бокс или проявочную машину. Санэпиднадзор не возражает против таких вариантов.

Кабинет стерилизации

По современным стандартам инструменты лучше стерилизовать в упаковке. Упакованный инструмент не нужно перестерилизовывать каждый день, качество стерилизации намного возрастет, нет проблем с перекрестной инфекцией, пациент больше вам доверяет, когда упаковка с инструментом вскрывается у него на глазах. Проверяющие эпидрежим очень довольны, когда наблюдают такой вид стерилизации.

Необходимы: автоклав, ультразвуковая мойка, аппарат для упаковки инструментария. Раковину лучше поставить металлическую, двойную. Не забудьте об облучателе бактерицидном или рециркуляторе и комплекте мебели для стерилизационной.

Что касается гласперленового стерилизатора и столика для поддержки стерильности, в гласперленовом стерилизаторе можно стерилизовать только мелкий инструментарий. Он бывает необходим в экстренных случаях; основной недостаток этого стерилизатора — то, что боры после такой обработки очень быстро становятся негодными для работы. Столики и полки для поддержки стерильности лишь какой-то срок поддерживают стерильность, а не стерилизуют. Лучше всего поддерживает стерильность запаянный пакет.

А теперь официальная информация. При подготовке кабинета к процедуре лицензирования вам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
  • «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».
  • Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления организациями Положения о лицензировании медицинской деятельности».
  • Приказ МЗ и СР от 7 декабря 2011 г. № 1496 «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».
  • ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • СанПиН 2.1.3.2630 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  • Паспорта, сертификаты и регистрационные удостоверения на медицинское оборудование.
  • Документы на право собственности медицинского оборудования или иные документы (арендные договоры), подтверждающие право пользования данным оборудованием.
  • Инвентаризационные ведомости.
  • Договоры на ремонт и техническое (гарантийное) обслуживание оборудования с организацией, имеющей соответствующие лицензии (прилагаются копии лицензий с приложениями).
  • Акты планового обслуживания оборудования соответствующей организацией.
  • Акты испытания устройства защитного заземления с указанием сопротивления растекания тока основных заземлителей, акты проверки состояния сети заземления медицинского оборудования и электроустановок, протоколы измерения сопротивления изоляции проводов и кабелей.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций