Как открыть стоматологический кабинет

А. А. Долгалев
д. м. н., главный врач ООО «Северо-Кавказский медицинский учебно-методический центр», председатель правления НП «Частная система здравоохранения Ставропольского края»

Уважаемые коллеги! Пять лет назад на страницах журнала «Дентал Юг» нами публиковался ряд материалов по вопросам организации стоматологической помощи в малом бизнесе. Практика показывает, что правовая грамотность руководителей медицинских организаций с частной формой собственности находится не на очень высоком уровне. Кроме того, за последний год правовое поле, в котором находится здравоохранение, претерпело значительные изменения. Получив большое количество писем с вопросами об организации медицинской помощи и пересмотрев предыдущие публикации, автор полагает, что данная тематика не потеряла своей актуальности. Новый цикл статей переработан с учетом последних изменений в законодательстве. Автор надеется, что эти материалы будут полезны не только руководителям медицинских организаций, но и практикующим врачам.

Труд врача-стоматолога на 90 % состоит из рутины, нам везет, когда у нас получается высокоэстетическая реставрация или такие зубные протезы, что мы просто счастливы и готовы продемонстрировать свои достижения даже своим коллегам. В остальном это достаточно тяжелая, однообразная работа. Труд руководителя стоматологического центра или кабинета, а, как правило, редко кто из руководителей частных стоматологических клиник не ведет врачебного приема, состоит из рутины на 99 %.

Данной статьей мы начинаем рубрику для тех стоматологов, которые морально и материально готовы для такого вида деятельности, как частная стоматологическая практика. Целью наших советов является не научить вас заработать как можно больше денег (при честном отношении к труду они придут к вам сами), а свести к минимуму ваши финансовые потери, оптимизировать ваши расходы.

Для организации одного рабочего места врача-стоматолога, оснащенного установкой стоимостью 90—120 тысяч рублей, владельцу клиники необходимо вложить порядка 250—300 тысяч рублей

Итак, у вас появились какие-то деньги и, самое главное, желание открыть свое дело. Реалии сегодняшнего дня таковы, что без достаточно серьезных инвестиций не стоит даже начинать. Лет двадцать назад мы почти все начинали на установках класса УС-30. Верхом комфорта считалась чехословацкая установка «Хирадент», даже если ей было лет десять с момента выпуска. Кстати, недавно в одном из санаториев Кисловодска видел такую установку, в весьма приличном состоянии. Но при современных технологиях лечения и протезирования необходима помощь ассистента, а при работе на старом оборудовании возможности вашего помощника весьма ограниченны.

Сколько необходимо денег чтобы начать работать? Все зависит от класса стоматологической установки, которую вы хотите приобрести. Для организации одного рабочего места врача-стоматолога, оснащенного установкой стоимостью 90—120 тысяч рублей (более дешевые варианты вызывают сомнения в качестве оборудования), необходимо вложить 250—300 тысяч рублей.

В следующих материалах мы обсудим, на какие нужды пойдут эти деньги, а в первую очередь, до того, как вы начнете оснащать кабинет, необходимо решить несколько очень важных вопросов:

  • Во-первых, какую организационно-правовую форму вы хотите избрать, в каком статусе работать?
  • Во-вторых, какую выбрать форму налогообложения, а точнее, какой вид упрощенной системы налогообложения вам подходит?
  • В-третьих, есть ли у вас подходящие для вашей деятельности помещения?

В данной публикации постараемся ответить на эти первые три вопроса.

Организационно-правовая форма

Практика показывает, что из всех ОПФ, законодательно утвержденных Гражданским кодексом, в медицине чаще всего встречаются следующие: индивидуальный предприниматель (ИП), общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО). В последнее время достаточно часто стали регистрироваться некоммерческие организации в виде автономных некоммерческих медицинских организаций (АНМО).

Большинство рекомендаций по регистрации нового предприятия, выбору его организационной формы и системы, по которой оно будет платить налоги, дают юристы на основе имеющихся законов. Однако на практике с половиной юридических тонкостей предпринимателю, к счастью, встретиться не придется. Например, законодательство об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью по большей части регулирует внутреннюю жизнь созданных компаний. В частности, ту, которая становится очень важной в не самые лучшие времена — например, при конфликте среди учредителей. С другой стороны, обычно бизнесмены делают выбор оргформы и системы налогообложения на основе экономической выгоды или даже из-за простоты работы. Именно с этих точек зрения посмотрим на эти проблемы и мы.

Статистика показывает, что на большей части России наиболее привлекательной формой для организации малого бизнеса в медицине пока остается получение статуса индивидуального предпринимателя (ИП), на втором месте идут ООО. Если взять статистику Ставропольского края, то примерно на 500 субъектов с частной формой собственности, занимающихся стоматологией, 55—60 % приходится на ИП. В форме ЗАО или АМНО функционирует не более 10 медицинских учреждений края. Как правило, это реорганизованные из государственных медицинские центры.

Начинающему медицинский бизнес целесообразно выбирать между формами ИП и ООО. В чем между ними разница?

Наиболее привлекательной формой для организации малого бизнеса в медицинской сфере в России по-прежнему остается получение статуса индивидуального предпринимателя, на втором месте идут ООО

Необходимо сразу сказать, что с точки зрения соблюдения налогового, трудового, лицензионного законодательства эти две организационно-правовые формы равны перед законом. Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает следующее понятие о субъекте медицинской деятельности: «медицинская организация — юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии… к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

К плюсам ИП относятся: более простая регистрация (отсутствуют уставные документы), разрешение не иметь счета в банке (при регистрации ООО в банке должен быть открыт счет, на котором должен находиться уставной капитал), меньшая ответственность при проверках (штраф за одно и то же нарушение у ООО в 10 раз выше). Наличные деньги ИП с 2012 года так же подлежат отчету, как и наличные деньги у юридического лица, то есть должны проводиться все мероприятия по соблюдению кассовой дисциплины, даже если нет расчетного счета. Хотя, конечно же, оборот наличных денег у ИП проще в оформлении и обслуживании.

К минусам ИП относится то, что Росздравнадзор не позволяет индивидуальным предпринимателям брать на работу специалистов, разрешая врачу-предпринимателю работать только под собственным дипломом и сертификатом. Поэтому сразу возникают серьезные проблемы для развития бизнеса. Кроме того, если ООО несут ответственность только уставным капиталом и имуществом ООО, предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, включая личное. При заключении договоров по добровольному медицинскому страхованию, при прочих равных условиях, предпочтение страховая компания отдаст юридическому лицу, а не предпринимателю.

Скорее всего, ИП будут потихоньку сдавать позиции, и, начиная свой стоматологический бизнес, если вы планируете его развивать, лучше сразу регистрировать ООО. Впрочем, если вы планируете зарабатывать только собственным трудом, работая на своем единственном кресле, или вы — очень высокого класса зубной техник и вам не нужны партнеры, тогда регистрируйтесь как ИП.

Теперь немного поговорим о налогах. ИП и ООО являются плательщиками налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН). При использовании «упрощенки» самым важным будет вопрос о том, какую ее разновидность выбрать. Здесь надо четко понимать экономическую терминологию. Доход — это совокупность всех денежных поступлений, всего вашего заработка. Прибыль — это разница между всем вашим доходом и всеми вашими расходами.

Существует два варианта «упрощенки»: если налогом облагается весь доход, то налоговая ставка составляет 6 %. А если для вычисления налога из доходов вычитаются расходы, то ставка налога на прибыль равна 15 %. Первая форма кажется более привлекательной из-за своей простоты, она хороша в тех ситуациях, когда ваша прибыль составляет более 40 %, но для большинства бизнесов предпочтительнее второй вариант.

Если вы планируете зарабатывать только собственным трудом, работая на единственном кресле, или вы — зубной техник высокого класса и вам не нужны партнеры, регистрируйтесь как ИП

В стоматологии очень сложно получить прибыль более 40 %, главное — правильно считать ваши расходы, и здесь без профессионального бухгалтера обойтись трудно. А под расходы попадает практически все: зарплата с налогами на зарплату, содержание помещений (даже если помещение — ваша собственность, есть множество статей расходов по содержанию недвижимости), расходы на оборудование, материалы, рекламу, обучение, командировки, коммунальные услуги, канцтовары, транспорт и т. д. Главное — не лениться собирать на все ваши расходы документы. Кстати, траты на регистрацию и лицензирование вашей компании тоже являются расходами.

Если вам на что-то делают скидку и при этом просят не оформлять документы, то знайте, вам будет выгодна скидка, если она превышает 15 % (то есть сумму налога на прибыль). Но, оставаясь без документов на закупку того же оборудовании или расходных материалов, вы рискуете стать нарушителем законодательства (это будет отдельной темой для разговора). Если вы приняли твердое решение начать собственное дело, идите в налоговую инспекцию: именно она взяла на себя функцию регистратора. Но я бы посоветовал найти юридическую компанию, занимающуюся регистрацией субъектов бизнеса. Это сэкономит вам массу времени и нервов. Вы же в освободившееся время займитесь помещениями.

При подборе помещений прежде всего вы должны четко понимать, что именно здесь вы будете заниматься медицинской деятельностью. Прежде чем покупать или брать в аренду помещения, проконсультируйтесь в Санэпиднадзоре о возможности оказания в данных помещениях тех услуг, которые вы планируете лицензировать. Тщательно изучите сами СанПиН 2.1.3.2630 — 10 от 18 мая 2010 г.: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». По требованиям этого документа вы должны сделать ремонт или реконструкцию ваших помещений. И если у вас высота потолков 2,40, а не 2,60, то лучше от таких помещений отказаться, чем потом что-то доказывать Санэпиднадзору.

Как правило, потребуется какой-то ремонт или реконструкция, не начинайте этот процесс до того, как подпишете договор с арендодателем. При подписании договора обратите внимание на следующее: приложением к договору арендодатель должен представить документ, подтверждающий его право сдавать помещения в аренду. Либо он является собственником, и тогда он должен предоставить вам регистрационное удостоверение на право собственности, либо, если он не собственник, у него должен быть договор аренды с правом субаренды и он должен предоставить вам регистрационное удостоверение на право собственности своего арендатора.

Приложением к договору аренды являются технический паспорт помещений, заверенный БТИ, и акт приема-передачи помещений. Если вы арендуете помещения у лица, которое само арендует данные помещения, то вы оформляете договор субаренды. Обратите внимание на срок договора. Если срок превышает один год, такой договор необходимо регистрировать в Регистрационной палате; если даже на один день меньше года, не нужно. Но следите за сроком договора и вовремя его перезаключите.

А теперь коротко о документации, которая должна быть у вас при регистрации.

Учредительные документы:

  • Устав юридического лица.
  • Учредительный договор юридического лица.
  • Справки Госкомстата о присвоении кодов статистики.
  • Документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в соответствующий Единый государственный реестр.
  • Протокол о назначении руководителя.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.

Документы, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика в:

  • Налоговой инспекции, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
  • Фонде социального страхования.
  • Пенсионном фонде.
  • Фонде медицинского страхования.

Документы на право использования занимаемых помещений:

  • Договор аренды помещений с приложением документов арендодателя на право распоряжения данным помещением.
  • Свидетельство на право собственности на используемое помещение.
  • Документы БТИ (план и экспликация помещений, выписка из технического паспорта).
  • Акт приема-передачи помещений.

Учредительные документы для ИП:

  • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРИП;
  • письмо статистики.

У руководителя медицинского учреждения, независимо от формы собственности, должен иметься необходимый набор нормативно-правовых документов, в который входят:

  • Гражданский кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  • Закон о защите прав потребителя.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • ФЗ от 30.10.02 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  • ФЗ от 14.01.98 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».
  • СанПиН 2.1.3.2630 — 10 от 18 мая 2010 г. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
  • Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27.
  • Приказ МЗ РФ от 24 января 2007 г. № 62 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства».
  • Приказ Минздравсоцразвития России № 415н от 7 июля 2009 г.
  • Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
  • Приказ МЗСР РФ от 25 июля 2011 г. № 801н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций