Доступная эстетика

автор
Екатерина Бобкова

Доктор Мауро Фрадеани — стоматолог, который не нуждается в представлении. Это имя на слуху уже много лет, и его по праву называют одним из мэтров мировой стоматологии. Автор знаменитой книги, основатель собственного института, член американских академий эстетической и ортопедической стоматологии, в прошлом президент Европейской академии эстетической стоматологии, высококлассный специалист и, наконец, просто приятный собеседник. В эксклюзивном интервью Dental Magazine он рассказал о тяжелых буднях стоматолога-эстетиста, о том, как стать профессионалом высокого уровня, и о своих планах на будущее.

Mauro Fradeani_2041

Мауро Фрадеани

Dental Magazine: Доктор Фрадеани, складывается такое впечатление, что вся стоматология крутится вокруг понятия об эстетике. Однако еще 15—20 лет назад ситуация была несколько иной. Что изменилось? У нас появились новые возможности и технологии?

Мауро Фрадеани: Сегодня все зациклены на эстетике. Раньше в силу экономических причин «рядовым» пациентам были недоступны высокоэстетичные реставрации и только богатые люди пользовались услугами эстетической стоматологии. Это было равнозначно походу к пластическому хирургу. Сейчас возник своеобразный бум. Пациенты не просто могут позволить себе эстетическое лечение — они его требуют. Дело не в техническом оснащении, просто люди хотят быть более идеальными. Они стремятся исправить форму носа, лица, зубов. Эта тенденция одинакова и в Европе, и в США, я думаю, и в России тоже.

DM: Что мы можем назвать «эстетичной реставрацией»? «Голливудскую улыбку» или реставрации естественного вида?

М. Ф.: Голливудская улыбка — это тренд, который пришел к нам из США несколько лет назад. До этого момента в Европе ситуация была другой: мы всегда старались делать работу как можно более естественной, и это устраивало всех. И вот теперь пациенты все чаще просят «сделать зубы как можно белее и ровнее». Если имеется тортопозиция или дистопия зуба, которую, по моему мнению, лучше было бы сохранить, пациенты требуют исправить этот «дефект». Их не смущает тот факт, что придется проделать огромный объем работы. Им важно сделать улыбку такой же, как у звезд шоу-бизнеса, которых они видят на экране.

DM: Бывали случаи, когда ваши представления об эстетике не совпадали с пожеланиями пациента?

М. Ф.: Конечно! На первом этапе, оговаривая с пациентом вид его будущей улыбки, я всегда интересуюсь, хочет ли он, чтобы все зубы были ровными, «идеального» цвета? Или, может быть, он предпочитает, чтобы все выглядело более натурально? В ответ на этот вопрос они всегда отвечают: «Да, я хочу натурально». Но практика показывает, что, как только пациенту примеряют конструкцию и он видит, например, что положение боковых резцов немного не совпадает (один из них отклоняется вестибулярно либо орально или режущие края на разных уровнях), пациент тут же высказывает свое «фи» и заявляет: «Я бы хотел, чтобы эти резцы были симметричны!» Да, конечно, я могу выполнить все требования и сделать работу, опираясь только на эстетику, но такая работа не будет восстанавливать функцию. А ведь эстетика и функция связаны неразрывно.

DSC06561 copia

Мауро Фрадеани — обучение

DM: Приходилось ли вам отказывать пациентам в лечении?

М. Ф.: Я отказываю тем пациентам, которые могут принести мне проблемы. Обычно это люди с какими-либо неадекватными запросами. У меня был один пациент из Будапешта, который просил меня изменить форму клыка. Его не устраивала та форма зуба, которая была от природы, и он пытался сделать его более плоским. Я же пытался ему объяснить, что это сумасшедшая идея, потому что это приведет к нарушению окклюзии и артикуляции. В итоге я отказался лечить его. Я не хочу проблем с законом.

DM: Чтобы делать эстетичные работы высокого класса, обязательно необходим талант или можно всему научиться?

М. Ф.: Я думаю, что два этих фактора должны сочетаться. Конечно, для начала необходимо изучить основы реставрации зубов. Это условие обязательно для всех. Затем необходима практика. Я могу привести в пример своих ассистентов, которые работают со мной долгое время и постоянно наблюдают за всеми моими действиями в полости рта пациента. Но если посадить их на мое место без предварительной практики, они не сделают того же. Я считаю, что 90 % — это практика и только 10 % — талант.

DM: Расскажите о ACE Institute. Сколько длится обу­­­­­чение, что входит в образовательную программу и самое главное — как туда попасть?

М. Ф.: 24 года назад я начал вести курсы для итальянских стоматологов. Уже 10 лет провожу курсы для иностранных специалистов. И, наконец, несколько лет назад я открыл этот институт. Существует несколько вариантов обучения. Самый облегченный вариант — курсы 4—12 дней, 3 раза в год, с мая по сентябрь. В группе 26 человек. К нам могут попасть все желающие. В одной группе бывают специалисты из Японии, Австралии, России и т. д. Что касается остальных вариантов обучения, чем больше продолжительность, тем более информативным получается курс. Кроме того, мы проводим обучение по узким направлениям: например, патология ВНЧС. Каждый курс состоит из нескольких модулей, и я советую прослушать все модули, потому что в этом случае вы получаете знания от А до Я. Более подробную информацию можно найти на сайте ACE Institute. Институт находится в Болонье — это город на берегу моря, поэтому многие приезжают сюда с целью объединить отдых и учебу.

DSC_6174_opt

Мауро Фрадеани — обучение

DM: Почему Италия на сегодняшний день является своеобразным «оплотом» эстетической стоматологии и большинство специалистов едут учиться эстетике именно сюда?

М. Ф.: У нас есть Феррари, Армани, Прада и пр. Италия — центр моды и просто красивая страна. Кстати, несмотря на недавний экономический кризис, у нас довольно-таки много пациентов из России — это радует! Конечно же, надо учитывать нашу долгую историю, которая уходит своими корнями во времена Римской империи. Как я уже сказал, если стоматолог будет упорно учиться, он достигнет высот в профессии. Но иногда для полноты картины не хватает последнего штриха. Этот «штрих» может дать культура родной страны. Откровенно говоря, сочетание множества подобных факторов предоставляет итальянским стоматологам немного больше возможностей.

DM: Вашу книгу «Esthetic rehabilitation in fixed prost­hodontics» вполне можно назвать бестселлером. Планируется ли в ближайшее время выход новой книги?

М. Ф.: Мы как раз над этим работаем. Новая книга касается современных методов протезирования. В ней можно будет найти много информации о цифровых методах. Но помимо этого мы разрабатываем специальное приложение для iPad. Оно предназначено помочь доктору в процессе комплексной эстетической и ортопедической реабилитации его пациентов. Это будет очень наполненное серьезное приложение со множеством встроенных программ. С его помощью можно будет внимательно изучить конкретный клинический случай и грамотно спланировать лечение в соответствии со всеми функциональными и эстетическими аспектами.

DM: Можно сказать, что мы достигли совершенства при изготовлении эстетических реставраций? Что нас ждет дальше?

М. Ф.: Сложно ответить на этот вопрос. Сейчас материалы выглядят абсолютно идентично естественным твердым тканям. Если считать идеальным результатом тот факт, что керамика должна быть незаметна в полости рта, то можно с уверенность сказать: «Да, мы достигли идеала». Сейчас при изготовлении реставраций пытаются комбинировать между собой различные материалы, но я не думаю, что мы можем от этого что-либо выиграть в эстетическом плане. Выбор материалов сейчас огромен, все они обладают различной прозрачностью, цветом и т. д. Мое мнение таково: мы сможем делать работу быстрее и проще, но сделать ее более идеальной — это вряд ли.

DM: Доктор Фрадеани, когда вы собираетесь посетить Россию?

М. Ф.: Пока могу назвать лишь приблизительную дату — сентябрь 2015 года. И, скорее всего, это будет Санкт-Петербург. К сожалению, раньше не получится. Я веду несколько проектов, и время расписано по часам на год вперед.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций