Влияние феномена иррадиации на зрительное восприятие эстетической реставрации

Особенности визуальной оценки цвета, формы, размеров предмета зависят от физиологических и психологических механизмов зрительного восприятия. При выборе оттенков цвета и моделировании эстетических реставраций работу врача-стоматолога затрудняет целый ряд оптических иллюзий, функциональной основой которых является первичный анализ, происходящий в рецепторах глаза, и аналитико-синтетическая деятельность мозговых звеньев анализатора.

Восприятие реальной величины и формы предметов является результатом длительного взаимодействия зрительных, осязательных и мышечно-двигательных ощущений. Содержание и характер восприятия объекта зависят от опыта, интересов, общей направленности личности.
Влияние опыта человека, его интересов, объема знаний, объективности или адекватности поведения на содержание восприятия называется апперцепцией.
 Следовательно, конкретный образ изобразительного плана у различных людей отличается своеобразием. В ряде случаев человек вместо объективного образа воспринимает предмет таким, как ему хочется или предлагается. Влияние опыта человека, его интересов, объема знаний, объективности или адекватности поведения на содержание восприятия называется апперцепцией. Это одно из свойств, характеризующих индивидуальное отношение человека к предметам, его субъективную оценку реальности. Особенности зрительной рецепции цвета и формы порождают иллюзии, связанные со взаимодействием фона и объекта (контрасты, рефлексы, последовательные образы), влиянием освещенности (светотени, метамеризм), влиянием цвета на восприятие пространственных параметров (иррадиация). Иллюзии размеров, формы, объема иллюстрируются следующими примерами: из двух прямоугольников одинаковой ширины более низкий выглядит шире (рис. 1).

Рис. 1. Иллюзия восприятия размеров.

Рис. 1. Иллюзия восприятия размеров.

Это положение справедливо и в отношении зубов (рис. 2а, б).

Рис. 2а. Влияние формы зубов на восприятие их размеров.

Рис. 2а. Влияние формы зубов на восприятие их размеров.

Рис. 2б. Влияние формы зубов на восприятие их размеров.

Рис. 2б. Влияние формы зубов на восприятие их размеров.

Ткань в поперечную полоску полнит, а продольная полоска создает видимость более стройной фигуры. Это объясняется тем, что большинство людей преувеличивает вертикальные линии по сравнению с горизонтальными. Иллюзию преобладания вертикального размера над горизонтальным демонстрирует рисунок 3.

Рис. 3. Иллюзия преобладания вертикального размера над горизонтальным.

Рис. 3. Иллюзия преобладания вертикального размера над горизонтальным.

Благодаря размытым вертикальным контурам фигуры ее высота кажется большей, чем ширина. Белый круг, четко очерченный на фоне квадрата, выглядит крупнее, чем такой же круг, очерченный нечетко (рис. 4а, б).

Рис. 4а. Четко очерченный белый круг выглядит крупнее, чем очерченный нечетко.

Рис. 4а. Четко очерченный белый круг выглядит крупнее, чем очерченный нечетко.

Рис. 4б. Нечетко очерченный белый круг выглядит меньше, чем очерченный четко.

Рис. 4б. Нечетко очерченный белый круг выглядит меньше, чем очерченный четко.

Иллюзии объема или формы могут возникать при наличии контраста оттенков цвета: теплые цвета (желтые — оранжевые) кажутся выступающими, холодные (голубые) отступают в глубину; светлые — выступают, темные удаляются. Кажущееся изменение формы и размеров в зависимости от цвета и светлоты носит название иррадиации. Так, белое пятно кажется крупнее, чем темное. На рисунке 5 светлые участки зрительно воспринимаются выступающими, темные — уплощаются (явление иррадиации).

Рис. 5. Светлые участки зрительно воспринимаются выступающими.

Рис. 5. Светлые участки зрительно воспринимаются выступающими.

Феномен изменения величины и формы поверхности в зависимости от цвета и светлоты приводит к тому, что светлые участки, в том числе зуба или реставрации, воспринимаются как более крупные. Теплые тона (желто-оранжевые) создают иллюзию выпуклости — «выступают» вперед. Светлые тона производят такой же эффект, как и теплые цвета, а темные аналогично холодным «отступают». В результате конструкции светлых, теплых тонов воспринимаются объемными, крупными, «выступающими». Голубоватый зуб покажется плоским, расположенным орально (рис. 6а, б).

Рис. 6а. Конструкция темных тонов кажется меньше по размеру, чем светлых.

Рис. 6а. Конструкция темных тонов кажется меньше по размеру, чем светлых.

Рис. 6б. Конструкция светлых тонов воспринимается объемной, крупной.

Рис. 6б. Конструкция светлых тонов воспринимается объемной, крупной.

Использование для центральных отделов желтоватых светлых оттенков, а для проксимальных участков и режущего края — холодных серо-голубых тонов придаст конструкции объемность и выпуклость. Знание источников формирования иллюзий позволяет свести к минимуму ошибки и осложнения при изготовлении конструкций, что играет немаловажную роль в эстетической стоматологии. С другой стороны, использование механизмов иллюзорного восприятия объекта позволяет не только повысить качество реставраций, но и снизить степень инвазивности воздействий, расширить возможности техники реставрирования, воспроизвести индивидуальные особенности зуба. Приводим клинический пример использования феномена преобладания вертикального размера над горизонтальным при зрительном восприятии фигуры с размытыми контурами, которые создаются с помощью широкого прозрачного слоя.

Клинический случай

Наличие широкого промежутка между центральными резцами оставляет за стоматологом право выбора оттенков цвета, типа прозрачности, оптимальных размеров и форм (рис. 7).

Рис. 7. Наличие широкого промежутка между центральными резцами (диастема).

Рис. 7. Наличие широкого промежутка между центральными резцами (диастема).

Производится механическое очищение всех поверхностей зубов от налета. Для выбора оттенков композита необходимо сравнивать вблизи режущий край зуба с эталоном, таким же образом оценивается пришеечный участок и область экватора, боковые поверхности зубов. Каждый раз эталон подбирается до полного совпадения его оттенка с конкретным сегментом зуба пациента.

Опаковый (OA2) композит выбирается для заполнения основного объема реставраций. Дентинный слой будет покрыт подходящим по цвету эмалевым (А2).
На мезиальной поверхности прозрачным композитом будет формироваться широкая зона (до 1,0 мм). При выборе оттенков зуба учитывается явление иррадиации —изменение величины поверхности в зависимости от цвета и светлоты. В данном случае широкий прозрачный слой на мезиальной поверхности и размытые границы опаковой зоны создадут иллюзию меньшей ширины резцов.
При выборе оттенков зуба учитывается явление иррадиации — изменение величины поверхности в зависимости от цвета и светлоты.
 В медицинской карте указываются оттенки и предполагаемые изменения объемных параметров: увеличение мезиодистальных размеров, перевод геометрической формы коронки из прямоугольной в квадратную. Осуществляется минимальное препарирование 11 и 21 зубов: на вестибулярной поверхности от срединной линии до мезиального края выполняется скос эмали, который позволит замаскировать переход зуб — пломба, препарируются также мезиальные поверхности центральных резцов. Вся «заинтересованная» поверхность обрабатывается мелкозернистым алмазным бором, промывается струей воды, просушивается. Следующий этап — использование адгезивных систем — осуществляется в соответствии с инструкцией. Тотальное протравливание отпрепарированных эмали и дентина кислотным гелем выполняется в течение 15 секунд на дентине и 30 секунд на эмали (рис. 8).

Рис. 8. Тотальное протравливание отпрепарированных эмали и дентина.

Рис. 8. Тотальное протравливание отпрепарированных эмали и дентина.

Зуб промывается струей воды, просушивается струей обезжиренного воздуха (15—20 секунд). При помощи кисточки адгезив-бонд наносится тонким слоем и тщательно втирается в подготовленные поверхности, раздувается струей воздуха и отверждается светом галогеновой лампы. Наносится слой текучего материала, который также отверждается светом галогеновой лампы (рис. 9).

Рис. 9. Нанесен слой текучего материала.

Рис. 9. Нанесен слой текучего материала.

После фотополимеризации начинается моделирование реставрации. Первая порция опакового материала (ОА2) гладилкой среднего размера наносится на мезиальный отдел 11 зуба в области экватора, разглаживается от центра к периферии, «притирается» к отпрепарированной поверхности. Отверждается светом галогеновой лампы. Аналогично наносится вторая порция. На вестибулярных участках зуба опак используется тонким слоем с целью перекрытия границы прозрачного участка, занимая такой объем, чтобы эмалевый слой составлял на вестибулярной поверхности 0,5 мм, а на мезиальной стенке — 1,0 мм.

Затем формируется опаковая основа на 21 зубе (рис. 10).

Рис. 10. Моделирование симметричного зуба.

Рис. 10. Моделирование симметричного зуба.

Эмалевыми оттенками (А2 и А1) моделируется индивидуальный макро- и микрорельеф: форма режущего края приближается к прямой линии, придесневой контур отклоняется дистально, протяженность контакта мезиальных поверхностей значительная. Прозрачный слой (I) покрывает опаковый и эмалевый оттеночный слои на толщину 0,5 мм. Ширина прозрачного слоя на мезиальной поверхности составляет 1,0 мм. Обработка реставрации и покрытие зубов фторлаком выполняется обычным образом (рис. 11).

Рис. 11. Готовая реставрация.

Рис. 11. Готовая реставрация.

Использование в реставрации иллюзии восприятия размеров и формы позволяет уменьшить объем препарирования твердых тканей.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций