ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА, или Причины ошибок при диагностике и лечении скарлатины

А. Р. Кадырова

студентка 5-го курса стоматологического факультета ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

Л. Р. Мухамеджанова

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

История болезни и смерти Моцарта долгие десятилетия остается актуальной темой для обсуждения. Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров в течение двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр публикует результаты собственных исследований причин смерти Моцарта. На основании фактов, собранных личным врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр выдвигает предположение, что у него была тяжелая форма суставного ревматизма. В 1984 году другой врач, Питер Дэвис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга, который закончил выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции (скарлатина), подхваченной в период эпидемии, и почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью к бета-гемолитическому стрептококку группы А, известной как синдром Шенлейна — Геноха.

Рис. 1. Вольфганг Амадей Моцарт.

Рис. 1. Вольфганг Амадей Моцарт.

Сотни лет назад скарлатина считалась одним из тяжелых недугов, вызывающих серьезные осложнения, зачастую несовместимые с жизнью. Клинические проявления тяжелого интоксикационного синдрома «сбивали с толку» лекарей, а назначаемое лечение зачастую усугубляло состояние пациентов (детей). Возможно, инфекция, которую перенес юный Моцарт в возрасте 6 лет, и стала причиной заболеваний, преследовавших его во «взрослой жизни».

Цель настоящего историографического исследования — выявление врачебных ошибок, допущенных при диагностике и лечении скарлатины у Вольфганга Амадея Моцарта.

Материалом исследования явились роман Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (пер. с англ. Э. Питерской, 1997), исторический роман А. А. Сергеева «Моцарт» (2003), художественный фильм «Амадей» (1984, режиссер — Милош Форман), документальный фильм «Очарованные Моцартом» (2005, режиссеры — Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн).

 При детальном анализе материалов исследования было установлено, что в конце октября 1762 года по пути в Вену шестилетний Моцарт серьезно заболелемья Моцартов совершала гастрольное турне по Европе, что подрывало некрепкое здоровье Вольфганга). Его отец отмечал: «Он кричал от боли… Когда он лежал в постели, я пытался понять, что именно у него болит; я находил пятна величиной с крейцер, красные и несколько выпуклые. У него был жар, и мы лечили его черным порохом и маркграфским порошком». Оба этих средства были обычными лекарствами Леопольда Моцарта, который все медицинское обеспечение семьи держал в своих руках. Наставления по лечению детских болезней он, однако, получал у именитых врачей и аптекарей.

«Черный порох», pulvis epilepticus niger, был тогда, как позволяет понять его латинское название, средством для лечения эпилепсии. Он также считался, как сейчас аспирин, препаратом против простуды и общего недомогания. Лекарство состояло из перемолотых частей липового древесного угля, раковин устриц, слоновой кости, оленьего рога и янтаря. В 1774 году он был вычеркнут из врачебных пособий как бесполезное средство. Однако Леопольд Моцарт (а позже и сам Вольфганг Амадей) по-прежнему выписывал его в аптеках. Маркграфский порошок был особенно любим в среде аптекарей и докторов. Он приготовлялся из смеси девяти или десяти различных компонентов, среди которых числились корень пиона, выкопанный при убывающей луне, слоновая кость, омела, кораллы и нарост папоротника. Особенно примечателен был способ его применения. Порошок заворачивался в кусочек золотой фольги и затем проглатывался как позолоченная пилюля. Этим надеялись усилить действие лекарственных трав. Золотая фольга не причиняла никакого вреда, но из-за способа применения снадобье сильно прибавляло в цене.

При лечении юного Моцарта ни одно из лекарственных средств не привело к ожидаемому результату, ребенку становилось только хуже. Явления интоксикации стремительно нарастают, упускается время для проведения детоксикационных мероприятий.

Ребенок слабел на глазах, его лихорадило, он не мог принимать пищу из-за болей в горле и животе. Язык, казалось, не помещался во рту и «пылал» (симптом «малинового языка», который является своеобразным маркером скарлатины, не был замечен докторами, осмотревшими ребенка). Щеки «горели» огнем, лицо вздулось. «…У Вольфганга кружилась голова, от страха перехватывало дыхание, он не понимал, где находится. В ушах так звенело, что он ничего не слышал…» Ситуация отяготилась тем, что лекари Франке и Дессау неверно поставили диагноз (они предполагали оспу, эпидемия которой шла в это время) и назначили неправильное лечение. Леопольд Моцарт вспоминал: «Доктора называли его болезнь по-латыни, прописывали порошки и питье, от которых его непрерывно слабило и все тело ломило» (на данном этапе вновь упускается время для оказания неотложных мер — назначены лекарственные средства, усугубляющие обезвоживание организма). Отметим, что «…лекарь Франке только что окончил университет, а лекарь Дессау был глубокий старик. Он непрестанно поправлял сползавший на лоб парик, ронял инструменты, и его очки были плохо протерты». При этом за визит лекарей Леопольд Моцарт заплатил немалую сумму, чем впоследствии был возмущен. Софи, золовка Моцарта, которая прилежно заботилась о больном, утверждала позднее, что медики так и не смогли прийти к согласию о способе лечения.

Рис. 2. Состояние миндалин при тяжелой форме скарлатины (некротические изменения).

Рис. 2. Состояние миндалин при тяжелой форме скарлатины (некротические изменения).

Спустя три дня доктор Бернгард поставил диагноз «скарлатина» и был возмущен рецептами предыдущих лекарей, назначив прежде всего сон (вновь упущено драгоценное время для детоксикационной терапии). Мы полагаем, что в этот период проявления скарлатины на коже и слизистой оболочке полости рта и горла были максимально выраженными. Скарлатинозная сыпь появляется на коже внутренних поверхностей бедер, нижней части живота, подмышечных впадин и локтевых ямок. Кожная сыпь наиболее выраженна при тяжелой форме скарлатины. При токсической форме (вероятно, она и была у Моцарта) сыпь приобретает геморрагический характер (на коже появляются очаги кровоизлияний). Сыпь практически всегда сопровождается зудом, и поэтому дети «мечутся в постели», а позднее расчесывают кожу.

Рис. 3. "Малиновый язык".

Рис. 3. «Малиновый язык».

Характерными проявлениями скарлатины являются тонзиллит, покраснение и отек слизистой оболочки полости рта и глотки. Миндалины выглядят ярко гиперемированными. При тяжелом течении заболевания поражение миндалин сопровождается некротическими изменениями. Некротический процесс часто распространяется на прилегающие к миндалинам участки. Гиперемию слизистой полости рта обычно сравнивают с заревом (отсюда название — «пылающий зев»). Уменьшение выраженности воспалительных явлений в горле происходит параллельно с исчезновением сыпи. Только зернистость слизистой оболочки полости рта и глотки сохраняется несколько дольше. На 3—4-й день заболевания кончик языка очищается от налета и становится зернистым («малиновый язык»). Эти изменения сохраняются в течение 7—10 дней.

Все же через неделю Вольфгангу становится лучше, однако болезнь дает осложнения на почки (предположительно, гломерулонефрит). Когда Моцарты в январе 1763 года вернулись в Зальцбург, Вольфганг страдал уже от ревматической лихорадки, возможно, ставшей следствием недолеченной скарлатины. Она осталась навсегда его «верной жизненной спутницей» и нашими современниками рассматривается как одна из причин его смерти.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций