Риск возникновения синдрома эмоцио­нального выгорания (СЭВ) в практике врача-стоматолога и возможные пути его профилактики

Труд — это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на здоровье человека и обеспечивающая его социальное благосостояние. Труд позволяет врачу-стоматологу взрастить в себе мастера своего дела, упорно отрабатывая, а порою и оттачивая ювелирный навык работы руками, а в последующем обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами и позволяет реализовать себя в обществе как профессионала своего призвания.

Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные болезни. Чаще всего развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также многие другие факторы, которые могут привести к профессиональным болезням.

Наиболее частым и распространенным заболеванием, которым перестрадал практически каждый стоматолог за свою практику, является профессиональный стресс.

Профессиональный стресс (ПС) — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности врача-стоматолога может быть выделен широкий спектр причин, способствующих развитию ПС. Среди них отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.

Одной из психологических особенностей работы врача-стоматолога с пациентом является физическое расстояние между собеседниками. В психологии авторами описано личное пространство (физическое расстояние) как интимная (до 40 см), личная (до 1,2 м), социальная (до 3,6 м) и общественная (более 3,6 м) зоны (рис. 1).

Рис. 1. Физическое расстояние между собеседниками.

Рис. 1. Физическое расстояние между собеседниками.

Нахождение собеседников в интимной и личной зонах не всегда бывает позитивным для обеих сторон.

Известно, что общение врача общей практики и пациента происходит преимущественно в двух зонах — интимной (осмотр) (рис. 2) и личной (беседа) (рис. 3).

Рис. 2. Интимная зона.

Рис. 2. Интимная зона.

Рис. 3. Личная зона.

Рис. 3. Личная зона.

Специфика же работы врача-стоматолога заключается в том, что все стоматологические манипуляции с пациентом проводятся только в интимной зоне. Как правило, нахождение другого человека в интимной зоне стоматологического пациента всегда рассматривалось как стресс-фактор для больного. Однако врач-стоматолог как человек также имеет свое личное пространство, в которое вторгается пациент со своей болью, инфицированностью, неприятным запахом из полости рта (галитоз), а в ряде случаев неадекватным поведением.

Поэтому работа врача-стоматолога в личной территории пациента может рассматриваться как один из профессиональных стресс-факторов.

Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, сидя целый рабочий день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его боли и страхе. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с напряжением, тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя он стремится провести все этапы лечения безболезненно. Вот почему при подготовке врача-стоматолога психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. В этой связи является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачей-стоматологов.

Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания — профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

При эмоциональном напряжении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических ганглиях, увеличение содержания в крови адреналина и глюкокортикоидов. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, вызывая более длительное утомление и истощение ЦНС при умственной работе, чем при физической. При этом сохраняются профессиональные навыки, интеллект, но психика врача «выключает» эмоции. Если ничего не предпринять, за этим следуют нервные срывы и психосоматические болезни.

Начальные симптомы врач обычно не замечает. Все раздражает, но нет сил на активность, уменьшается сила воли, обостряются собственные черты характера. Время идет, и появляются следующие неблагоприятные признаки. Напрягает общение с близкими. Дальше — хуже: появляется тревожность, а у врача это профессиональное качество, поэтому усиливается очень легко. Появляется агрессивность.

Тревога и агрессия могут привести врача не только к срывам. В таком состоянии можно заработать депрессию, бессонницу и весь спектр симптомокомплексов:

  • мышечные симптомы: напряжение и боль;
  • желудочно-кишечные симптомы: диспепсия, рвота, изжога, запор;
  • кардиоваскулярные симптомы: сердцебиение, аритмия, боль в грудной клетке;
  • дыхательные симптомы: одышка и гипервентиляция;
  • симптомы со стороны ЦНС: невротические реакции, бессонница, слабость, обмороки, головные боли. Из сердечно-сосудистых симптомов наиболее часто встречаются коронарная недостаточность и артериальная гипертензия.

Профилактика и преодоление СЭВ

Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:

  • Снятие рабочего напряжения.
  • Повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением.
  • Правильная организация работы персонала. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки.
  • Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда — характер складывающихся взаимоотношений в коллективе.
  • Отработка личных проблем.

Соблюдая перечисленные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
  • Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Проще относиться к конфликтам на работе.
  • Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Конечно, легко говорить или писать о том, что своим эмоциям не стоит придавать должного внимания и ко многим вещам необходимо относиться проще. Кому-то подвластно с собой справиться, кто-то, наоборот, долго не может отпустить ту или иную ситуацию и постоянно «зависает» на ней, мы все разные… Но едино одно — наше здоровье зависит только от нас самих. И если кому-то необходимо несколько минут в день, для того чтобы уравновесить свое эмоциональное состояние, то для другого важно больше времени отводить на этого.

Возможно, это время нужно провести в полном одиночестве или достаточно просто прослушать расслабляющую музыку. Для кого-то необходима психоэмоциональная коррекция, которую можно получить на психологических тренингах либо во время индивидуальной беседы с психологом.

Важно уметь отслеживать свои эмоции, признавать, что устал, стал раздражителен или просто все надоело. Важно не врать себе и понимать истинную причину своего негативного эмоционального состояния. Важно вовремя это все заметить. Важно остановиться. А дальше все зависит от нас самих: либо мы справимся с собой и пойдем уверенно дальше, либо нет, и какие мы способы и средства будем использовать для того, чтобы вернуть себя к жизни, решать только нам самим.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций