Возможности применения тромбоцитарной аутологичной плазмы в стоматологии

О. А. Гуляева

к. м. н., доцент кафедры стоматологии общей практики и челюстно-лицевой хирургии ИДПО БГМУ, член Российской пародонтологической ассоциации, Европейской федерации пародонтологии, врач-пародонтолог АУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» (Уфа)

Эффективность, безопасность и малоинвазивность — основные требования к современным технологиям в медицине. Этим качествам удовлетворяет технология применения тромбоцитарной аутологичной плазмы (ТАП) — метод Plasmolifting, открытый и запатентованный отечественными учеными д. м. н. Ахмеровым Р. Р. и к. м. н. Зарудием Р. Ф. в начале XXI века. Метод помимо стоматологии с успехом применяется в дерматовенерологии и косметологии, акушерстве и гинекологии, ортопедии и травматологии, неврологии, спортивной медицине.

Принцип метода заключается во введении ТАП в ткани и получении эффекта стимуляции естественных механизмов регенерации за счет содержащихся в тромбоцитах факторов роста (ТФР), способствующих регенерации поврежденных тканей. Получают ТАП из венозной аутокрови пациента путем центрифугирования при определенном режиме в специализированной пробирке Plasmolifting с разделительным гелем и антикоагулянтом, за счет отделения плазмы и тромбоцитов от эритроцитов по градиенту плотности и с использованием специализированных лабораторных фильтров.

При помощи шприца с системой замка Luer-lock иглой диаметром 0,3 мм и длиной 13 мм (29G) полученная ТАП инъекционно вводится в необходимую область. ФР доставляются в ткани и концентрируются путем введения большего количества плазмы: это стимулирует образование фибробластов и повышает их активность — синтеза коллагена, гиалуроновой кислоты и эластина. Этот процесс приводит к образованию молодой соединительной ткани, росту капилляров. ТФР блокируют остеокласты, стимулируют пролиферацию остеобластов, что сдерживает дальнейшую убыль костной ткани и способствует ее регенерации, улучшаются микроциркуляция и метаболизм в клетках тканей, нормализуется тканевое дыхание, активизируется местный иммунитет.

Запуская все звенья естественных процессов регенерации одновременно и действуя на них синергически, ТАП является удобным и безопасным биологическим «инструментом», ускоряющим регенеративные процессы [1].

Применение ТАП в комплексном лечении воспалительных заболеваний пародонта (ВЗП) — первая область в стоматологии, где начал применяться метод. Согласно исследованиям, применение инъекций ТАП в комплексном лечении ВЗП ускоряет купирование воспалительного процесса, сокращает сроки лечения, препятствует развитию некротически-деструктивных процессов; предотвращает развитие склероза, способствует стабилизации костных трабекулярных структур и приросту костной ткани [2], дает стойкую клиническую ремиссию, стабильный уровень значений пародонтальных индексов, редукцию глубины пародонтального кармана [3].

Алгоритм применения в комплексной терапии ВЗП инъекции ТАП подслизисто по переходной складке (рис. 1) в объеме 1—2 пробирки курсом 3 процедуры с промежутком 7—10 дней при инициальной терапии и однократно 2—3 раза в год при поддерживающей пародонтальной терапии [3].

Рис. 1. Техника инъекций нативной ТАП при лечении пародонтита.

Изначально применялась одна форма ТАП — нативная инъекционная, полученная в результате только центрифугирования, но в процессе работы появились новые формы применения ТАП, полученные в результате термической обработки.

Вязкую форму (Plasmolifting viscosae) получают в результате подогрева нативной плазмы в термостате до + 45—50 оС;

форму геля (Plasmogel) — до + 85 оС;

форму мембраны (Plasmomembrane) — до + 90 оС;

айс-форму получают в результате заморозки нативной плазмы [3].

Вязкая форма плазмы применяется, когда необходимо локальное воздействие и нужно создать депо активных компонентов и обеспечить максимально длительное их нахождение в определенной области. Фибрин — белок плазмы, подвергающийся необратимой денатурации при нагревании выше 42 ˚С, при этом спиралевидная структура молекулы фибрина теряет водородные связи, разворачивается и образует фибриновую сетку, обеспечивающую каркасность и позволяющую задерживать активные компоненты ТАП в необходимой зоне, не давая им диффундировать дальше области введения, что позволяет полезным веществам оставаться максимально долго в точке инъецирования вязкой формы плазмы, и восстановительные процессы стимулируются именно в нужной нам области. Остальные белки при нагревании плазмы до указанной температуры подвергаются обратимой денатурации и при введении ее обратно в ткани ренатурируют и служат строительным материалом. Консистенция вязкой формы ТАП позволяет вводить ее через те же иглы, что и нативную. Вязкая форма плазмы не обладает регенеративными свойствами нативной ТАП, обусловленной ФР, но может сочетаться в применении с ней, причем зачастую достаточно забора одной пробирки крови, чтобы получить обе формы ТАП одновременно.

При получения плазмогеля в результате нагревания белки плазмы денатурируют, распадаясь до полипептидов, плазма меняет консистенцию, делается густой и вводится уже не инъекционно, а аппликационно через шприц без иглы в послеоперационный дефект костной ткани, в лунку удаленного зуба и в любой необходимый участок и служит высокоусвояемым аутогенным гипоаллергенным строительным материалом для замещения утраченных тканей, может применяться совместно с костной стружкой или любым другим материалом, предназначенным для введения в костные дефекты, и сочетаться с инъекциями нативной ТАП.

Плазмомембраны изготавливаются ex temporе из нативной ТАП с помощью термостата разного размера, толщины и свойств. В зависимости от времени нагрева мы можем приготовить плазмомембрану либо быстро-, либо медленно резорбируемую. Используя добавки — от плазмогеля до костнопластических материалов, — мы можем влиять на остеоиндуктивные свойства получаемой мембраны [3, 4].

Согласно исследованиям, применение инъекций ТАП в комплексном лечении ВЗП препятствует развитию некротически-деструктивных процессов, предотвращает развитие склероза, способствует стабилизации костных трабекулярных структур и приросту костной ткани, дает стойкую клиническую ремиссию, стабильный уровень значений пародонтальных индексов, редукцию глубины пародонтального кармана.

ТАП применяется для профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта, при хирургическом лечении заболеваний пародонта: при резективных вмешательствах (лоскутные операции, открытый и закрытый кюретаж, гингивэктомия), для направленной тканевой регенерации, при пластических операциях (вестибулопластика, операции по коррекции уздечек губ, тяжей), для поддерживающей пародонтальной терапии, лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, травм, ожогов, некрозов, рубцов, деструктивных форм хронического периодонтита, постпломбировочных и постинъекционных болей, при операции удаления зуба для профилактики альвеолита, атрофии костной ткани, при зубосохраняющих, резективных операциях, синус-лифтинге, дентальной имплантации, для профилактики и лечения периимплантита, альвеолита, лечения контрактур, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.

Показания для использования тромбоцитарной аутологичной плазмы в стоматологии постоянно расширяются, появляются и внедряются новые формы ТАП, проводится множество клинических исследований, подтверждающих эффективность метода, что вкупе с его абсолютной безопасностью обусловливает перспективность метода и позволяет его рекомендовать для клинического применения врачам-стоматологам.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций