Приемы финишной обработки композитных реставраций

моя фотографияВиктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии RoyalDent (Москва)

Прямые реставрации принято воспринимать как метод не самого большого эстетического потенциала, так как в подавляющем большинстве случаев работы из композита имеют такие недостатки, как быстрая потеря блеска, наличие видимых оптических границ и неидеальных поверхностных переходов зуб — реставрация.

Качество блеска композитной реставрации можно держать на высоком уровне, соблюдая элементарные правила личной гигиены и периодически посещая стоматолога для дополнительных полировок. Избежать оптической неоднородности реставрации можно, четко придерживаясь рекомендованных правил работы с цветом, которые широко описаны во всевозможных учебных изданиях. Кроме того, для более точной оценки оптической структуры зубов существуют различные современные технологические приспособления: поляризационные фильтры, спектрофотометры и т. д. Однако создание однородных топографических границ без заметных поверхностных переходов зуба в реставрацию оказывается гораздо более сложной проблемой, чем все прочие.

Трудности создания незаметных топографических переходов особенно выражены в тех клинических случаях, когда требуется фрагментарное восстановление части зуба. При этом, делая реставрацию, нужно стараться как можно более точно воспроизвести натуральный микрорельеф эмалевой поверхности, не допустить ни избытка материала, ни его дефицита на границе перехода. Чтобы избежать подобных сложностей, многие доктора предпочитают перекрывать всю вестибулярную поверхность слоем композита или переходить на непрямые методики реставрации, например керамические виниры.

Проблема наличия заметных топографических границ может быть решена только на этапе финишной отделки реставрации. Эта процедура чрезвычайно важна и требует от доктора большой тщательности и правильного алгоритма выполнения манипуляций разными шлифовочными инструментами. К сожалению, этот аспект прямой композитной реставрации не находит достаточно подробного описания в учебной литературе. Отчасти это объясняется тем, что на рынке представлено много всевозможных полировочных систем разных производителей, и у каждой из них есть свои особенности и нюансы применения.

В данной статье описан клинический случай мини-инвазивной реставрации двух центральных резцов с подробным описанием модифицированного протокола финишной отделки.

Исходная клиническая ситуация: дефекты 4-го класса на двух центральных резцах. Из анамнеза стало ясно, что данные дефекты имеют абфракционную природу и сформировались из-за того, что пациентка в течение долгого времени имела вредную привычку грызть карандаш (рис. 1).

Рис. 1. Исходная клиническая ситуация. Дефекты 4-го класса на двух центральных резцах.

Рис. 1. Исходная клиническая ситуация. Дефекты 4-го класса на двух центральных резцах.

Сложность данного клинического случая в том, что зубы имеют практически идеально ровную поверхность с минимальным микрорельефом. Создание незаметных переходов в таких условиях является задачей гораздо более сложной, чем воспроизведение рельефа на зубах с выраженной текстурой поверхности, где ее можно замаскировать рисунком перикиматий и прочих эмалевых формаций (рис. 2).

Рис. 2. Зубы имеют поверхность с минимальным микрорельефом.

Рис. 2. Зубы имеют поверхность с минимальным микрорельефом.

Работа велась в методике силиконового ключа. Был сделан прямой мок-ап, проведены все окклюзионные и артикуляционные пробы и снят индекс из силиконовой массы (рис. 3).

Рис. 3. Работа велась в методике силиконового ключа.

Рис. 3. Работа велась в методике силиконового ключа.

Вид зубов после изоляции и препаровки. Объем препарирования твердых тканей был сведен к минимуму и ограничился лишь 0,3 мм по периметру дефекта с небольшим фальцем на вестибулярной поверхности (рис. 4).

Рис. 4. Вид зубов после изоляции и препаровки.

Рис. 4. Вид зубов после изоляции и препаровки.

Нижняя треть двух центральных резцов была подвергнута пескоструйной обработке порошком оксида алюминия 27мкм. Этот прием позволяет увеличить площадь удельной поверхности зуба в 5—6 раз, что весьма положительно сказывается на силе адгезивного соединения (рис. 5).

Рис. 5. Зубы были подвергнуты пескоструйной обработке.

Рис. 5. Зубы были подвергнуты пескоструйной обработке.

Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита (рис. 6).

Рис. 6. Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита.

Рис. 6. Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита.

Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита. Нужно стараться воспроизвести ткани зуба так, чтобы после моделирования форма зуба была максимально близка к той, которая требуется, без избытка материала. Для окончательного выравнивания контуров очень удобно пользоваться плоской художественной кистью (рис. 7).

Рис. 7. Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита.

Рис. 7. Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита.

Для более внятной визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом (рис. 8).

Рис. 8. Для визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом.

Рис. 8. Для визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом.

По обозначенному рисунку ведется осторожная обработка поверхности финишным алмазным бором (с красной полоской). Необходимо избегать контакта бора с эмалью (рис. 9).

Рис. 9. Обработка финишным алмазным бором (с красной полоской).

Рис. 9. Обработка финишным алмазным бором (с красной полоской).

Обработка поверхности композита силиконовыми головками Enhance (имеющиеся аналоги: One Gloss, Shofu; Identoflex Composite Polishers, желтые формы, Kerr). Интенсивность абразии этих инструментов можно изменять, дозируя давление на наконечник во время работы. Финиры средней абразивности обладают очень умеренным воздействием: их шлифовочной активности достаточно, чтобы снимать слои композита, но они совершенно безвредны для эмали. Именно с помощью этих финишных инструментов достигается выравнивание уровня материала по отношению к тканям зуба. Работа головками Enhance должна вестись без водного охлаждения, иначе визуальный контроль становится невозможным. Соответственно, следует сохранять осторожность и работать на низких оборотах, чтобы не допустить перегрева зуба. После использования головок Enhance поверхность композита должна обладать легким блеском и равномерной поперечной исчерченностью (рис. 10).

Рис. 10. Обработка поверхности головками Enhance.

Рис. 10. Обработка поверхности головками Enhance.

Обработка поверхности композита полирами PoGo (имеющиеся аналоги: Identoflex Composite Polishers, серые формы, Kerr). Эти полировочные головки придают текстуре материала идеальную форму и первичный сухой блеск. Учитывая исключительно маленькую степень абразии этих инструментов, плотность контакта их поверхности с тканями зуба значительно выше, чем у финиров, поэтому головки PoGo следует использовать без давления, прерывистыми движениями и с водным охлаждением (рис. 11).

Рис. 11. Обработка поверхности полирами PoGo.

Рис. 11. Обработка поверхности полирами PoGo.

Вслед за PoGo в данном протоколе финишной отделки предлагается использование зуботехнической войлочной нитяной щетки для прямого наконечника. Эти щетки выполняют роль промежуточного звена перед окончательной полировкой с помощью паст (рис. 12).

Рис. 12. Обработка зуботехнической войлочной нитяной щеткой.

Рис. 12. Обработка зуботехнической войлочной нитяной щеткой.

Полировка композита с помощью пасты Prisma Glossextrafine (аналог: SHINYC, Enamelplus). Пасты придают поверхности композита искрящийся сухой блеск (рис. 13).

Рис. 13. Полировка с помощью пасты Prisma Glossextrafine.

Рис. 13. Полировка с помощью пасты Prisma Glossextrafine.

Вид через несколько дней после финишной отделки. После правильного и тщательного выполнения протокола финишной отделки всякие границы (как оптические, так и топографические) перестали быть заметны (рис. 1419).

Данный клинический случай демонстрирует, что правильный протокол финишной отделки имеет огромную важность для эстетической состоятельности реставрационного лечения. Очень важным условием правильного использования финиров и полиров является четкий визуальный контроль за поверхностью композита. Необходимо периодически смотреть на зуб с боковых ракурсов и следить за тем, как на вырисовывающемся рельефе композитного материала играет свет. Нужно добиться такого эффекта, чтобы блик от лампы стоматологического светильника, падая на границу соединения зуба с композитом, не искажался, а шел ровно, повторяя те же очертания, что и на эмали. Необходимо менять направление света и положение головы пациента, для того чтобы иметь возможность следить за игрой света на разных областях зуба. Также очень желательным дополнением при финишной отделке является использование увеличения (бинокулярные лупы или операционный микроскоп).

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций