К вопросу реабилитации больных с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области

Изначально служба реабилитации челюстно-лицевых больных была создана с целью помощи раненым в период Великой Отечественной войны [1]. С тех пор прошло много времени, но вопросы, связанные с реабилитацией больных с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области, остаются актуальными и сегодня. Разработаны современные материалы и оборудование, известны различные методики и подходы к реабилитации челюстно-лицевых больных. Тем не менее многие авторы считают, что реабилитацией таких больных занимается исключительно челюстно-лицевая хирургия, но это не так. Авторы не учитывают, что реабилитация больных с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области должна носить всесторонний характер.

Вместе с тем неоднозначные трактовки понятия «реабилитация» в медицинской литературе заставляют подробнее остановиться на современном состоянии данного вопроса, так как реабилитационное направление определяет методологически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение различных заболеваний, восстановление функции различных органов являются звеньями сложной системы лечебного воздействия на больного — человека с индивидуальными особенностями, занимающего определенное место в обществе, семье, трудовом коллективе.

Само по себе понятие «реабилитация» — это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов, направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса больного или инвалида. Заболевание зачастую изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы (приспособление к дефекту, изменение профессии и др.). Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, и содействие в их преодолении является одной из важных задач реабилитационной медицины, требующей активного участия как медицинских работников, психологов, так и органов социального обеспечения и других государственных служб.

Рис. 1

Рис. 1

Рост интереса к реабилитации, как одному из аспектов медицинской и социальной деятельности, во второй половине XX века обусловлен многими факторами, ведущее значение среди которых имеют:

  • Интенсификация темпов научно-технической революции, сопровождающаяся дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них с ограниченным применением усилий человека.
  • Большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны их подготовки.
  • Изменение демографической ситуации в обществе (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста).
  • Изменение в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением определенных возможностей жизнепроявления и дееспособности).
  • Изменение условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в среде производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющее высокие требования к здоровью при само- и взаимообслуживании (Коган О. Г. и др., 1983; Юмашев Г. С., Ренкер К., 1973, и др.).
  • Излечение в современной трактовке этого понятия — возврат к активной профессиональной работе и общественной жизни. На этом фоне следует подчеркнуть, что цель современной медицины — излечить больного не только как индивидуума, но и как члена общества (Денисов И. Н., 2000; Покровский В. И., 2001; Беленков Ю. Н., 2001, и др.).

Медицинская реабилитация слагается из ряда мероприятий ставящих целью:

  • Не допустить растренировки больного во время его пребывания на лечении.
  • Ускорить процесс реабилитации путем психологических и физических воздействий (средства ЛФК, физиотерапия, мануальная и рефлексотерапия и др.).
  • Ускорить выработку компенсаторных процессов и управления ими.
  • Управление процессом адаптации при необратимых изменениях.

Медико-социальное направление реабилитации предполагает сохранение и укрепление здоровья как одного человека, так и всего населения. В системе реабилитационных мероприятий выделяют профилактический этап, способствующий сохранению активной трудоспособности и предупреждающий развитие заболевания, и заключительный (завершающий) этап — возвращение ранее нетрудоспособных людей к полноценной общественно-трудовой и личной жизни. Следовательно, реабилитацию на профилактическом этапе следует рассматривать в тесной взаимосвязи с первичной профилактикой.

В процессе реабилитации выделяют восстановительную терапию, реадаптацию и реабилитацию в прямом смысле этого слова.

Восстановительная терапия обеспечивает психологическую и физиологическую подготовку больного к началу активного лечения и профилактику развития дефекта функций, инвалидизации, а также устраняет или уменьшает эти явления. Задачи реадаптации — приспособление больного к условиям внешней среды с увеличением объема всех восстановительных мероприятий, увеличением доли психосоциальных воздействий. Собственно реабилитация — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и по возможности первоначального (до болезни) статуса.

Выделены основные принципы, которые органично объединяются в многоцелевую программу реабилитации, являющуюся базой для индивидуальных программ восстановительного лечения больных (Коган О. Г. и др., 1983; Юмашев Г. С. и др., 1984; Веселовский В. П. и др., 1990; Епифанов В. А. и др., 2001):

  • Комплексное использование средств патогенетической терапии и реабилитации.
  • Сочетание патогенетической терапии воздействий на основные патогенетические звенья и ведущие патогенетические процессы соответственно разным этапам болезни.
  • Сочетание в реабилитации воздействий на разные механизмы саногенеза соответственно разным этапам болезни.
  • Сочетание мероприятий медицинской, психологической, профессиональной и социальной реабилитации.
  • Дифференциация воздействий в зависимости от особенностей реабилитируемого, выбор конкретных лечебно-реабилитационных средств осуществляется в соответствии с современными данными об их механизмах влияния вообще и при конкретном заболевании в частности.

Успешность реабилитационного лечения и его эффективность зависят от правильной координации действий всех специалистов. В этом плане хорошо зарекомендовала себя британская модель организации реабилитационных мероприятий, основанная на принципе работы междисциплинарной бригады — МДБ (Ворлоу Ч. П. и др., 1998; Скворцова В. И. и др., 2002). МДБ объединяет в себе различных специалистов (невролог, врач ЛФК, логопед, психотерапевт и др.), осуществляющих всестороннюю помощь в лечении и реабилитации больных, работающих не по отдельности, а как единая команда, с четкой согласованностью действий, тем самым, обеспечивая целенаправленный подход, который отличается от традиционного.


Восстановительная терапия обеспечивает психологическую и физиологическую подготовку больного к началу лечения и профилактику развития дефекта функций и инвалидизации
Ключевым элементом междисциплинарного подхода является тщательно проведенная функциональная диагностика, она помогает выявить причины и особенности патологии, устранение которых приведет к решению проблемы путем комплексного воздействия на всекомпоненты зубочелюстной системы. Но сама «междисциплинарность» заключается в том, что к решению проблемы пациента подключаются специалисты разных направлений. Соответственно, задачей такого подхода является объединение врачей разных направлений и специальностей для решения комплексных задач пациента.

Междисциплинарная бригада (МДБ) играет важную роль на всех этапах лечения начиная с момента поступления больного в стационар, при этом характер и интенсивность деятельности каждого специалиста, входящего в состав этой бригады, различаются на разных стадиях (Скворцова В. И. и др., 2002).

Рис. 2

Рис. 2

Амбулаторная лечебно-диагностическая помощь должна быть представлена всеми разделами стоматологии, подкрепленная смежными службами. Реабилитация больных на поликлиническом (амбулаторном) этапе является самой продолжительной и имеет следующие задачи (Боголюбов В. М., 1998):

  • Определение степени снижения физической работоспособности и проведение мероприятий по ее повышению.
  • Осуществление периодического контроля за состоянием пораженных органов и систем с использованием клинических, биологических и инструментальных методов.
  • Проведение медикаментозного лечения с целью ускорения восстановления нарушенных функций организма вследствие заболевания, операции или травмы.
  • Применение средств физической реабилитации (ЛФК, физио-, бальнео- и гидротерапии) в целях ускорения восстановительных процессов.
  • Оценка психологического статуса больного и проведение при показаниях корригирующей терапии.
  • Оценка социального статуса больного, определение статуса трудоспособности, решение вопроса трудоустройства, профессиональной переориентации.
  • Проведение мероприятий по вторичной профилактике.

Реабилитация на этом этапе особенно сложна и многопланова, а состояние интегрированных в общество больных со всеми вытекающими из этого последствиями в виде бытовых, профессиональных нагрузок, психологических и социальных проблем может в любое время дестабилизироваться. Поэтому деятельность междисциплинарной бригады (МДБ), реализующей программу реабилитации, должна быть строго координирована.


Консультативно-диагностическое отделение должно включать челюстно-лицевого хирурга, челюстно-лицевого ортопеда, психолога, невролога и других специалистов. Они могли бы обеспечить качественную своевременную диагностику пациентов
Завершается программа реабилитации к тому времени, когда стабилизируется физический, психологический и социальный статус больного и произойдет его интеграция в общество. Таким образом, на базе медицинских учреждений, связанных с реабилитацией данной группы больных, должны быть созданы и организованы все необходимые условия, а также все службы должны оснащаться современным оборудованием и грамотными высококвалифицированными специалистами в достаточном количестве для оказания помощи таким больным. Современные диагностические методики дают возможность для оценки широкого спектра соответствующих параметров показателей деятельности структур нервно-мышечной системы, располагающейся непосредственно в зонах оперативных вмешательств.

Обязательным, на наш взгляд, является создание консультативно-диагностического и функционально-диагностического отделений. Сотрудники этих отделений, работая в тесном взаимодействии, смогут качественно и своевременно выявлять различные заболевания, полностью оценивать клиническую картину, сопоставив клинику и результаты, полученные в ходе обследования, описывать и давать четко обоснованные заключения.

Другие специалисты, которые будут привлекаться к решению вопросов, связанных с каждым конкретным больным, основываясь на данных, полученных от сотрудников консультативно-диагностического отделения, смогут составить грамотный рациональный план лечения и организовать оказание должной помощи больным.

Консультативно-диагностическое отделение должно включать ряд специалистов, в состав которых должны входить челюстно-лицевой хирург, челюстно-лицевой ортопед, психолог, невролог и т. д. Данные специалисты могли бы обеспечить качественную своевременную диагностику пациентов, направив их в различные структурные подразделения за дополнительной консультацией и обследованием различными методами.

Отделение функциональной диагностики должно иметь современное оборудование, позволяющее диагностировать различные латентные проявления общесоматических заболеваний, способных затруднять реабилитацию больных.

Также отделение должно включать специалистов, способных интерпретировать данные, полученные в результате обследования, и давать заключение для других специалистов, что поможет составить грамотный и рациональный план лечения и привлечь ряд сотрудников смежных специальностей для решения конкретных задач на этапах реабилитации. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что реабилитация челюстно-лицевых больных подразумевает комплексный междисциплинарный подход с использованием современных методов, оборудования и высококвалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. В. Лукъяненко. Ранения лица. Иллюстрированное руководство. — М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. — С. 26—30.
  2. В. А. Епифанов. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей. — М., 2005. — С. 7—15.
  3. Е. Аверина. Стоматология сегодня. — 2011, № 7 (107).
  4. Israel НА, Scrivani SJ. The interdisciplinary approach to oral, facial and head pain. J Am Dent Assoc. 2000; 131:919—926.
  5. Murphy MT. Collaborative interdisciplinary agreements: a new paradigm in labora­tory and specialist communication and patient care. J Am Dent Assoc. 2006; 137:1164—1167.
  6. Spear FM. Forming an interdisciplinary team: a key element in practicing with confidence and efficiency. J Am Dent Assoc. 2005; 136:1463—1464.
  7. Henley Y. Inter-disciplinary dentistry persists as a challenge for rural dentists. Dent Econ. 2005; 95 (2).

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций