Снижение риска развития неотложных состояний на стоматологическом приеме. Психологическая профилактика

А. Б. Бичун

к. м. н., врач анестезиолог-реаниматолог, сотрудник СПбМАПО, преподаватель курсов по оказанию неотложной помощи в стоматологии, курсов по созданию доверия пациента к врачу

В предыдущих статьях, посвященных профилактике неотложных состояний, нами определялись особенности оказания стоматологической помощи, вследствие которых амбулаторная стоматология является тем разделом медицинской практики, где избыточно часто по сравнению с иными видами амбулаторной помощи возникает развитие ургентных состояний, имеющих отношение не к профильной, стоматологической, а к соматической патологии.

Многие авторы [2, 3], исследующие проблемы, с которыми сталкивается врач-стоматолог, выделяют страх пациента. При этом именно боязнь стоматологического приема, страх, стресс, возникающий как до, так и в процессе оказания стоматологической помощи, называется одним из основных факторов, причин, ведущих к развитию неотложных состояний. В публикации, где рассматривался алгоритм профилактики развития неотложных состояний, нами упоминались, как необходимые, действия со стороны медицинского персонала, направленные на уменьшение боязни, страха пациентов. В этой статье мы будем обсуждать некоторые аспекты психологической профилактики возникновения стрессорной реакции у пациентов на стоматологическом приеме и конкретные необходимые условия преодоления страха.

Стрессорная реакция в ответ на неправильные цветовые сочетания

Известно, что красный цвет вызывает усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы [1]. И как следствие, возникает психическое и моторное возбуждение, тахикардия, увеличение цифр АД. Давайте сделаем закономерный вывод: в том случае, если мы хотим избежать дополнительной адренергической активации, усиливающей страх и боязнь пациента, нужно исключить красный цвет из интерьера клиники, рекламных надписей, одежды персонала. Белый цвет халатов, интерьера, особенно на фоне черного, серого цветов интерьера, также усиливает стрессорную реакцию пациентов. И наоборот, успокаивающими цветами являются светло-зеленый, светло-голубой: они не только уменьшают стрессорную реакцию, но также способствуют повышению порога болевой чувствительности. Именно эти цвета оптимальны для кабинетов хирургического профиля. У зеленого цвета есть еще одно преимущество: на фоне светло-зеленых стен персоналу клиники, врачу легче удерживать длительную концентрацию внимания. Светло-желтый, светло-оранжевый, светло-розовый вызывают оптимистическое настроение, предвкушение хорошего будущего. Такие цвета оптимальны для холла, коридоров, кабинетов детских стоматологов.

Стрессорная реакция в ответ на неправильное расположение стоматологической установки

Большинство людей предпочитают в незнакомой обстановке, и особенно там, где есть даже минимальная опасность сесть спиной в защищенное пространство, то есть спиной в угол, стену. И если кресло установки распложено спинкой к двери в кабинет, в открытое пространство, это усиливает ненужную нам реакцию со стороны пациентов. Особенно нехорошо, когда в процессе врачебного приема в кабинет, обустроенный таким образом, могут заходить иные сотрудники клиники. Понятно желание стоматолога посадить пациента так, чтобы дневной свет из окна был напротив лица пациента. И при этом, как правило, установку можно расположить таким образом, чтобы дверь в кабинет находилась на периферии зрения пациента, лучше справа, и уже не так важно, остается или нет за спиной пациента много открытого пространства. В том случае, если у вас уже все спланировано и технически очень трудно изменить расположение установки, можно рассмотреть возможность отгораживания кресла от двери с помощью дополнительной ширмы, стеклянной, малопрозрачной перегородки или других средств. Чрезвычайно важным является запрет на открывание дверей кабинета извне, если они расположены за спиной пациента и он их не видит. В случае если вы работаете в условиях, когда невозможно избежать перемещений медицинского персонала и других пациентов за спиной вашего пациента, предупреждайте его заранее, до начала лечения, о том, что дверь будет открываться и в нее будут входить медицинская сестра, другой пациент к вашему коллеге и т. д.

Стрессорная реакция в ответ на нарушение личного пространства

У каждого человека есть собственная, индивидуально определенная зона безопасности, то есть пространство вокруг тела, пересечение которого другими людьми допустимо только в особых случаях и на короткое время. Психологами было установлено, что для тех, кто воспринимает информацию преимущественно через зрительный анализатор, такая зона безопасности больше, чем у тех, для кого кинестетическая система является ведущей. Существует большое число способов, дающих актуальную информацию о том, какая система в данный момент является главной для вашего пациента, обычно об этом мы рассказываем на тренингах по эффективной коммуникации с пациентом. При этом достаточно информативным является наблюдение за взглядом пациента. Если он чрезвычайно внимательно, «напряженно» следит глазами за тем, как вы готовите карпульный шприц и другой инструментарий, можете быть уверены: в настоящий момент именно визуальная система отвечает за безопасность. В такой ситуации крайне желательно задействовать отвлечение зрительного внимания пациента. Известен и такой факт: зона личной безопасности сбоку всегда меньше, чем спереди, фронтально. Можно сделать вывод: карпульный шприц, независимо от того, какая система получения информации у пациента сейчас наиболее активна, следует подносить сбоку. Так же как и пододвигаться к пациенту не по диагонали, а строго сбоку и медленно, обязательно отвлекая его внимание разговором.

Стрессорная реакция в ответ на определенные слова

Такие слова, как «боль», «беспокойство», «опасность», «тревога», «плохо», «волноваться» и др., обладают свойством вызывать не самые позитивные эмоции. Достаточно часто приходится слышать, как врачи, ассистенты врачей, медицинские сестры и администраторы из самых лучших побуждений «успокаивают» пациента, произнося: «Да вы не бойтесь, это совсем не опасно, практически не больно, волноваться не надо, тревожиться нечего». Проводя исследование, направленное на обнаружение ошибок медицинской коммуникации, и внимательно наблюдая за глазами и мимикой пациентов, к которым относились подобные тирады, я наблюдал все реакции, свидетельствующие об усилении чувства страха, который как раз и старались уменьшить. Секрет прост: в то время как мы слышим или читаем какое либо слово, в памяти начинается так называемый трансдеривационный поиск процесс обнаружения среди воспоминаний и представлений исходного события, из которого вытекает понимание смысла слова. И если мы слышим, читаем слово «боль», то на неосознаваемом уровне мозг обнаруживает событие, когда нам впервые или значимо было больно. При этом на физиологическом уровне запускаются все механизмы, сопутствующие болевому раздражению. Что же происходит, если в ответ на вопрос: «А это будет больно?» ответить: «Нет, это будет НЕ больно». Для «не» в памяти событий отсутствует конкретный смысл, впервые это обнаружил Грегори Бейтсон. И тогда вначале запускается процесс поиска смысла слова «боль» со всеми вытекающими из значения физиологическими реакциями, и только уже после того, как мозг понял, о чем идет речь, команда «не» отменяет дальнейшее развитие этих самых реакций. Однако реакции свое черное дело сделали, стресс запущен. Решение лежит на поверхности, чрезвычайно полезным оказывается умение разговаривать (даже думать) на так называемом позитивном языке. Этому достаточно легко научиться. На вопрос: «Это будет больно?» правильный ответ: «Будет немножко неприятно, некомфортно» вместо «не волнуйтесь», «успокойтесь»; ребенку вместо «не кричи, не плачь» говорите: «тише, успокойся» и т. д.

Стрессорная реакция на неизвестность

Неизвестная опасность страшнее известной. Даже в обычной, спокойной жизни мы хотим знать, что будет дальше. Когда же человек оказывается в роли пациента, неизвестность происходящего, будущего становится плохо переносимой. Именно поэтому опытные врачи, те, кто, по сути, является еще и хорошим психологом, постоянно предупреждают пациента о том, что будет. И это можно делать очень по-разному, в зависимости от того, хочет ли пациент слышать о лечении в медицинской лексике или ему гораздо комфортнее, когда его предупреждают простыми словами. Иногда речевое сопровождение стоматологической манипуляции, со словами, упреждающими действия, напоминает «воркование» хорошей мамы, нежно уговаривающей ребенка. Чаще можно слышать хорошее исполнение такого способа уменьшить стресс пациента именно от детских стоматологов. В реестре психологических методов и техник это одни из самых эффективных способов снижения стрессорной реакции человека, и называется метод «структурирование ожиданий».

Число Миллера

Джорж Миллер, занимаясь исследованием возможностей человеческого мозга, обнаружил интересную закономерность [4]. Кратковременная память в состоянии удерживать во внимании 7 ± 2 объекта. Из этого можно сделать полезный вывод. Если внимание пациента по всем системам восприятия, суммарно (визуальная, аудиальная, кинестетическая) будет достаточно интенсивно «загружено» 9 процессами, а укол, звук бормашины будут сверх этих 9, то они либо очень сильно потеряют в интенсивности действия на восприятие пациента, либо совсем им не распознаются. Отвлечение внимания фильмами, музыкой, кинестетическими способами вне рта пациента (хорошо подходят его руки), специально подготовленный рассказ ассистента, речевое сопровождение врачом проводимых манипуляций все это, с опорой на нейрофизиологию, великолепно снижает активность адренергической системы, тем самым уменьшая и риск возникновения неотложных состояний.

Вышеизложенный материал представляет лишь часть психологической профилактики возникновения и развития ургентных состояний на стоматологическом приеме. И в то же время, воспользовавшись перечисленными способами и методами, превратив ошибки в достижения, мы можем действительно приблизиться к той медицине, которая опирается на доверие и комфорт пациента.

Уважаемые читатели, свои вопросы и пожелания автору и ведущему рубрики «Неотложная помощь в стоматологии» Антону Борисовичу Бичуну вы можете отправлять по e-mail: [email protected].

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций