Законодательные требования к сайту стоматологической клиники. Часть 2-я

Foto Panov2
А. В. Панов

медицинский юрист, управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения МОО «Ассоциация медицинских юристов», заместитель председателя отделения Общественного совета по защите прав пациентов при территориальном органе Росздравнадзора по Омской области (Омск)

Начало статьи в номере № 9, 2015.

 Вступая в должность президента, Владимир Путин издал ряд так называемых майских указов, одним из которых предусматривалось совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности [1].

В развитии этих указов был принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», которым в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была введена ст. 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями». Данная независимая оценка в обязательном порядке проводится в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности [2].

Ч. 15 данной статьи провозглашала, что требования к информации по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями, размещаемой на официальных сайтах медицинских организаций в сети Интернет, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Эта правовая норма начала действовать с 21.10.2014 года [3]. Сами требования Минздрав России разработал в достаточно короткие сроки.


Организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 9 марта 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (вместе с «Информацией, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями») (далее Приказ 956н).

Следует отметить, что под медицинской организацией понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4]. При этом медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [5], которые принимает Минздрав России в рамках своих полномочий.

Под иными нормативными актами понимаются нормативные правовые акты, принятые Минздравом России во исполнение его полномочий. Таким образом, стоматологические клиники, как юридические лица, обладающие лицензиями на осуществление медицинской деятельности, но не участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и не являющиеся субъектами независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями [6], попали под требования государства в части размещения информации в сети Интернет.



Эти требования должны быть выполнены в полном объеме, даже если медицинская организация не участвует в реализации программы бесплатной помощи гражданам
Согласно приложению № 1 к Приказу 956н, на официальных сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается следующая информация:

1) о медицинской организации:

  • полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;

  • дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);

  • структура и органы управления;

  • режим и график работы;

  • правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;

  • контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты;

  • график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;

2) об адресах и контактных телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3) о страховых медицинских организациях, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

4) о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;

5) о медицинской деятельности медицинской организации:

  • о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов);

  • о видах медицинской помощи;

  • о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

  • о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

  • о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;

  • о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;

  • о правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;

  • о правилах подготовки к диагностическим исследованиям;

  • о правилах и сроках госпитализации;

  • о правилах предоставления платных медицинских услуг;

  • о перечне оказываемых платных медицинских услуг;

  • о ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);

6) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их наличии):

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;

  • сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);

  • сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);

  • график работы и часы приема медицинского работника;

7) о вакантных должностях;

8) о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;

9) о перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

10) о перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;

11) о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

12) об отзывах потребителей услуг;

13) иная информация, которая размещается, публикуется по решению учредителя и (или) руководителя медицинской организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение № 2 [7] к названному приказу уточняло содержание и форму информации о деятельности медицинских организаций, в частности.

1. Информация размещается в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта.

2. Информация на официальных сайтах размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

3. Размещенная на официальных сайтах информация должна быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.

4. Информация размещается на официальных сайтах в текстовой и (или) табличной формах, в форме электронного образа копий документов, а также может содержать схемы, графики, разъяснения.

5. При размещении информации на официальных сайтах и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Технические и программные средства, которые используются для функционирования официальных сайтов, должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

б) защиту информации от несанкционированного уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

г) защиту от несанкционированного копирования авторских материалов.

7. На официальных сайтах обеспечивается возможность выражения мнений получателями медицинских услуг о качестве оказания услуг медицинскими организациями (анкетирование).

Медицинская организация размещает информацию на официальном сайте в соответствии с документами, в которых содержатся соответствующие сведения (нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, учредительные документы).


Следует отметить, что под медицинской организацией понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность
Если сравнить требования Постановления Правительства РФ от 4.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [8] и приказа 659н, то видно, что данный приказ значительно расширил требования к структуре и содержанию сайта медицинской организации. И эти требования стоматологической клиникой должны быть выполнены в полном объеме, даже если медицинская организация не участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и не является субъектом независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов [9] Минздравом России 6 августа 2015 года был размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [10]. Среди поправок в КоАП РФ значилась и новая статья 660 «Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья».


Независимая оценка в обязательном порядке проводится в отношении организаций, участвующих в реализации государственных гарантий бесплатного оказания помощи.
Несоблюдение должностными лицами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Официальный сайт медицинской организации реализует право граждан в сфере охраны здоровья на получение информации. Если на сайте нет установленной информации в соответствии с требованиями Приказа 956н, то, по мнению автора, имеются основания для привлечения должностного лица медицинской организации или ее самой к административной ответственности по вышеназванной статье.


Автор считает, что, с учетом российского менталитета, данные изменения к 1 января 2016 года проведут лишь считанные единицы.
Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях планируется ввести с 1 января 2016 года [11], и можно с высокой вероятностью прогнозировать, что именно так и будет. Поэтому у руководителей стоматологических клиник и их собственников еще есть время, чтобы предпринять управленческие меры для приведения сайтов в соответствие изложенным требованиям.

Автор считает, что, с учетом российского менталитета, данные изменения к 1 января 2016 года проведут лишь считанные единицы стоматологических клиник и массовое изменение сайтов начнется лишь после того, как медицинские организации в рамках плановых или внеплановых проверок ощутят на себе новые полномочия территориальных органов Росздравнадзора, которые и будут рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 660 «Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья», соответственно и налагать административные штрафы с выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений.


Литература

1. П. 6 Приказа Минздрава России от 14.05.2015 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

2. Электронный ресурс http://regulation.gov.ru/projects#npa=37071 Дата обращения 23.09.15.

3. Согласно ст. 2 проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Следует отметить, что под медицинской организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного вида деятельности медицинскую деятельность

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. П.6 Приказ Минздрава России от 14.05.2015 N 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»

3. Дата начала действия Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ.

4. Ст. 2 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5. П. 2 ч.1 ст. 79 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

6. П. 6 приказа Минздрава России от 14.05.2015 N 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»

7. Требования к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах министерства здравоохранения российской федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет

8. Информация представлена в номере 9 /2015

9. Электронный ресурс http://regulation.gov.ru/projects Дата обращения 23.09.15

10. Электронный ресурс http://regulation.gov.ru/projects#npa=37071 Дата обращения 23.09.15

11. Согласно ст. 2 проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Ликбез для начинающих
08 августа 2010
2848
Ведущий рубрики — А. А. Долгалев д. м. н., главный врач ООО «Северо-Кавказский медицинский учебно-методический центр», председатель правления НП «Организация...
Ликбез для начинающих
09 сентября 2010
884
Ведущий рубрики — А. А. Долгалев д. м. н., главный врач ООО «Северо-Кавказский медицинский учебно-методический центр», председатель правления НП «Организация...
СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО...
01 января 2011
2093
В. Д. Вагнер Президент СтАР, профессор МОНИКИ, д.м.н. Д. А. Умарова Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (Москва) Анализ законодательной и...
Подпишитесь на рассылку наших последних новостей