Попасть в цвет? Нет проблем!

Люк Канг (Luke Kahng)
зубной техник — керамист (США)

Помните, что бывает, когда врач просит нас сделать коронку цвета А1 и мы делаем ее именно A1? Все дело в том, что стоматологи используют традиционные расцветки, которые монохромны и слабо коррелируют с реальностью. Все потому, что им пока не предложили ничего лучшего.

Одна из первых вещей, которые техник должен учитывать при воспроизведении оттенка реставрации, — это «внутренний» цвет, т. е. цвет препарированной культи. Особенно важно при этом обращать внимание на такие факторы, как темный цвет культи или наличие вкладки. Без этой информации нельзя добиться правильного оттенка реставрации просто потому, что мы не будем знать точно, что и как должны замаскировать. К примеру, цвет культи после препарирования может быть неодинаковым в области десны и режущего края, что подразумевает применение различных методик наслоения для каждой из областей коронки.

Вернемся к вынесенному в подзаголовок пассажу о коронке цвета «просто А1». Как вы считаете, после цементировки в полости рта такая коронка будет хорошо сочетаться с естественными зубами? По моему опыту в большинстве случаев это не так.

Проблема в расцветках, используемых врачами-стоматологами. Если взять цветовой шаблон толщиной 5 мм из композитного материала и коронку из отглазурованной керамики, они не будут совпадать по цвету.

Это невозможно потому, что использованные материалы различны. Кроме того, следование инструкции «просто коронка A1» — гарантия того, что реставрация будет выглядеть неестественно. Я исследовал этот вопрос в течение двух лет, тщательно фиксируя оттенки реставраций пациентов, и пришел к определенным выводам, которые позволили мне разработать «коммуникационную систему» (набор цветовых шаблонов в виде фото), которую я теперь использую ежедневно. Для начала мне пришлось изготовить 150 циркониевых реставраций, каждая из которых отличалась от других, и внимательно их изучить. Затем их нужно было структурировать по категориям и сфотографировать. Далее они были превращены в шаблоны, применение которых описано в данной статье.

Решение, предлагаемое автором

При определении оттенка реставрации я ориентируюсь на цвет соседних зубов пациента. Что делать, если его нельзя воспроизвести с помощью единственной массы GC Initial IQ Lustre Pastes? Очевидно, что в такой ситуации необходимо смешать несколько оттенков и попытаться получить именно тот, который соответствует цвету зубов пациента. Вполне возможно, что для получения того результата, который лучше всего будет имитировать нужный оттенок, придется немного поэкспериментировать.

А как насчет текстуры поверхности? Она также непосредственно зависит от внутреннего цвета коронки, который необходимо рассматривать в качестве важной составляющей конечного результата. Поэтому я всегда уделяю этому моменту пристальное внимание и фиксирую полученный результат.

Но, прежде чем начать работу, необходимо выполнить определенные шаги, объединив материалы, на которые я могу положиться, и инструменты, которые позволят воплотить задуманное на практике. После этого я могу уверенно начинать работу по воспроизведению ситуации, которую я наблюдаю в полости рта пациента. Таким образом, моя формула успеха выглядит примерно так: Опыт + хороший инструментарий (массы GC Initial IQ Lustre Pastes, цветовые шаблоны) = отличный результат с точки зрения воспроизведения цвета.

Клинический случай № 1

Первоначально мы должны определить оттенок культи зуба 9, в данном случае это вкладка (рис. 1).

Рис. 1. Исходная ситуация. Определение цвета культи (в данном случае вкладки) зуба с помощью шаблона Simple Enamel and Prep Color Guide

Использование моей системы цветовых шаблонов Simple Enamel and Prep Color Guide упрощает процесс определения цвета, давая на выходе результат, который затем можно использовать в работе.

Далее, используя шкалу Chair Side Shade Selection Guide, я определяю параметры горизонтальных линий фронтальных зубов (рис. 2).

Рис. 2. Следующий шаг — определение степени прозрачности с помощью LSK Chair Side Shade Selection Guide.

Рис. 2. Следующий шаг — определение степени прозрачности с помощью LSK Chair Side Shade Selection Guide

В данном случае наибольшее соответствие обеспечивает образец AH-1 (White Band plus Mamelon). Затем определяем, какие три GC Initial IQ Lustre Pastes надо скомбинировать для данного пациента (рис. 3), а затем тщательно их смешиваем до получения однородной массы (рис. 4, 5), после чего используем полученный состав в качестве внутреннего цвета. Следующим слоем наносится прозрачная масса для достижения эффекта опалесценции (рис. 6), а затем формируется цвет (chroma) придесневой области (рис. 7).

Рис. 3. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 3. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 4. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 4. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 5. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 5. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 6. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma).

Рис. 6. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma)

 

Рис. 7. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma).

Рис. 7. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma)

Колпачок обжигается в печи при температуре 780? (рис. 8) и устанавливается на модели (рис. 9).

Рис. 8. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели.

Рис. 8. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели

 

Рис. 9. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели.

Рис. 9. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели

Далее наносится керамическая масса GC Initial ZR (рис. 10), после чего с помощью маркера формируется морфология зуба и задается тонкая текстура поверхности (рис. 11).

Рис. 10. Наслаиваем на колпачок керамическую массу GC Initial ZR.

Рис. 10. Наслаиваем на колпачок керамическую массу GC Initial ZR

 

Рис. 11. Используя маркер, задаем морфологию зуба и формируем тонкую текстуру поверхности.

Рис. 11. Используя маркер, задаем морфологию зуба и формируем тонкую текстуру поверхности

Вид сбоку на готовую реставрацию в полости рта (рис. 12) демонстрирует гармонию цвета. Фронтальный вид с установленным ретрактором, приведенный на рис. 13, дает полное представление о том, как удачно интегрируется реставрация, изготовленная с применением техники послойного нанесения керамических масс.

Рис. 12. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию.

Рис. 12. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию

 

Рис. 13. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию.

Рис. 13. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию

Клинический случай № 2

На рис. 14 приведена исходная ситуация: пациенту, заядлому курильщику, вскоре будет выполнено препарирование зуба 26 под коронку. Для того чтобы учесть внутренний цвет, я от руки нарисовал карту оттенков в области режущего края. Это навело меня на мысль, что наши методы послойного нанесения керамики можно сравнить со слоистой структурой, которую мы наблюдаем при разрезании красной луковицы (рис. 15).

Рис. 14. Ситуация до препарирования зуба 26.

Рис. 14. Ситуация до препарирования зуба 26

 

Рис. 15. Разрезанная луковица демонстрирует эффекты, схожие с послойным нанесением керамики.

Рис. 15. Разрезанная луковица демонстрирует эффекты, схожие с послойным нанесением керамики

Курение привело к тому, что в области окклюзии во фронтальном отделе имеется интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета (рис. 16), которая с помощью шкалы Chair Side Shade Selec tion Guide определяется как AIS-2 — Orange (рис. 17).

Рис. 16. Эффект окрашивания возник из-за интенсивного курения.

Рис. 16. Эффект окрашивания возник из-за интенсивного курения

 

Рис. 17. Интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета с помощью шкалы Chair Side Shade Selection Guide определяется как AIS-2 – Orange.

Рис. 17. Интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета с помощью шкалы Chair Side Shade Selection Guide определяется как AIS-2 – Orange

Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide демонстрирует, что он должен быть ярким на всем протяжении (APC-6) за исключением придесневой зоны (рис. 18).

Рис. 18. Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide.

Рис. 18. Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide

Изображение цветовой шкалы LSK Simple Enamel Guide приведено на рис. 19.

Рис. 19. Цветовая шкала Simple Enamel and Prep Color Guide.

Рис. 19. Цветовая шкала Simple Enamel and Prep Color Guide

В данном случае технология использования GC Initial IQ Lustre Pastes несколько отличается от показанной в первом случае (рис. 20), тем не менее для достижения необходимого эффекта понадобится смешать несколько цветов.

Рис. 20. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет».

Рис. 20. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет»

На рис. 21 реставрация на модели ожидает проведения окончательной индивидуализации, в частности нанесения красителя GC Initial Invivo (оттенок brown/orange) для придания области окклюзии определенного ранее коричнево-оранжевого тона (рис. 22).

Рис. 21. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет».

Рис. 21. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет»

 

Рис. 22. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности.

Рис. 22. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности

После первичного обжига формируем текстуру поверхности и работаем с областью мамелонов (рис. 23).

Рис. 23. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности.

Рис. 23. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности

На рис. 24 показана готовая коронка, сфотографированная на зеркале, а на рис. 25 приведен вид коронки в полости рта со стороны окклюзии.

Рис. 24. Готовая коронка, сфотографированная на зеркале.

Рис. 24. Готовая коронка, сфотографированная на зеркале

 

Рис. 25. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края.

Рис. 25. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края

На последнем снимке, выполненном с ретрактором (рис. 26), можно видеть реставрацию, зафиксированную в полости рта.

Рис. 26. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края.

Рис. 26. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края

Заключение

По прошествии времени после тщательной фиксации результатов своих экспериментов при работе с цветом я осознал, что, применяя хорошие материалы и правильные инструменты, я могу создавать такие реставрации, которые с гордостью могу называть своими. Они — мой бренд, и когда я вижу их в полости рта пациентов, я счастлив, что они выглядят естественно. В свое время все говорили, что Форд не сможет создать сборочную линию для производства автомобилей. Но он это сделал. Почему, в свою очередь, мы таким же образом не можем сломать сложившуюся формулу создания реставраций? Можем — используя правильный инструментарий!

Статья была опубликована в Spectrum dialogue, Vol. 9, № 2, February 2010.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций