Зубы, BMW и подержанные «Жигули»: опасность неоправданных ожиданий пациента

Пациент предъявляет вам полость рта с полным набором проблем. Он хочет BMW, но может позволить себе только подержанные «Жигули. Все ли хотят BMW? Да. Все ли имеют BMW? Нет. Давайте разберемся.

55-летний мужчина приходит в стоматологическую клинику на осмотр. Он принимает лекарства от артериального давления, и 20 лет назад у него была удалена доброкачественная опухоль из правой подчелюстной железы (без долгосрочных осложнений). У него есть зуб, который беспокоит (указывает на 11) и он хочет полного обследования.

Ситуация более сложная, чем ожидалось: запущенное состояние, множественный глубокий кариес. Требовалась чистка, вмешательство пародонтолога, терапевта, ортопеда, а также полный пересмотр подхода к домашней гигиене полости рта. Изучив ситуацию, пациента усадили и спросили, какова его цель, на что он ответил, что хочет «починить» зубы.

Не сильно вдаваясь в подробности, ему обрисовали ситуацию, чтобы получить представление о его времени, финансах и общей готовности к изменению его нынешнего статус-кво. Время было ограничено — он ухаживает за своей страдающей параличом женой. Финансы были ограничены. Его мотивация изменить свои привычки по уходу за полостью рта в домашних условиях равна нулю.

У пациента поинтересовались, готов ли он к протезированию, на что он без колебаний ответил «Нет!». Стало ясно, что предстоит сложная и откровенная беседа.

Завышенные ожидания

Ожидания пациента полностью оторваны от реальности. Некоторые из начинающих стоматологов, потратили бы часы, обсуждая план лечения с этим пациентом. С другой стороны, опытному специалисту понадобилось бы 5 минут, чтобы понять, что делать дальше.

Итак, что мы имеем?

  1. Домашняя гигиена полости рта — кошмар. Нет более изящного способа передать это. Зубной камень везде, и у него нет никакой мотивации, чтобы изменить это. Он говорит, что работа и домашние обязанности не дают времени почистить зубы — это момент, с которым бесполезно спорить. Стоит ли ему верить? Нет, потому что каждый человек имеет одинаковое количество времени каждый день. Несколько минут, чтобы позаботиться о своих зубах — это инвестиции, которым только он может придать ценность.
  2. У пациента есть огромные кариозные полости, большие пломбы с вторичным кариесом, и все зубы нуждаются в коронках. Есть ограничения на наши реставрационные материалы (и наше терпение!). Не нужно ставить себя или своих пациентов в ситуацию, когда они должны возвращаться снова и снова за одним и тем же. Они тратят денег в два-три раза больше на реставрационные работы.
  3. Завышенные ожидания пациента должны быть подавлены, и где-то в этом уравнении должен быть компромисс. Текущая ситуация не возникла в одночасье. Он хочет сохранить свои зубы, но если не будут сделаны надлежащие реставрации и изменения в домашней гигиене, потеряет их все. Возможно, частичное протезирование и выполнение половины назначений — это реалистичный вариант лечения, но если он не хочет говорить об изменении своей домашней гигиены, можно не продолжать разговор.

Что, скорее всего, в конечном итоге произойдет? Привычки трудно сломать, особенно те, которые выработаны на протяжении жизни. Как бы вы ни жалели пациента, вы не в силах ему помочь. Он должен хотеть инвестировать в здоровье полости рта.

Иногда пациенты нисколько не беспокоятся о прочих проблемах полости рта, потому что их внимание сосредоточено на одном конкретном зубе. Независимо от того, что им говорят, у них есть туннельное зрение и слух для их главной жалобы. В результате мы часто лечим несколько патологий полости рта в течение длительного периода времени. Правильно это или нет, но в конечном итоге так и происходит.

Все ли зубы пациента можно спасти? Абсолютно. Значит ли это, что мы можем спасти их? Нет. Все ли хотят BMW? Да. Все ли имеют BMW? Нет.

Мы делаем все, что в наших силах, в соответствии с критериями, обсужденными и согласованными до начала любого лечения. В таких сценариях нет правильного или неправильного. Это то, что пациент готов сделать со своим временем, финансами и мотивацией для достижения конечной цели.

То, чего хотят пациенты, не всегда является тем, что они могут получить — особенно если это результат их собственных действий. В какой-то момент пациент должен принять ответственность, поскольку последствия неизбежны. Значение, которое пациенты придают своим зубам и общему здоровью полости рта, определяет конечный результат.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций