Стоматологические материалы. Новая Реальность
Особенности снабжения стоматологических клиник материалами в новых экономических условиях.
С конца февраля и по сегодняшний день — весь рынок стоматологических материалов в Российской федерации, как и многие другие рынки находится в состоянии сильнейшей нестабильности. Привычные материалы исчезают со складов дистрибьюторов, приостанавливаются поставки в Россию основных используемых брендов, существенно осложнились или полностью прервались логистические каналы поставок, курс рубля по отношению к доллару и евро находиться в состоянии сильнейшей волатильности и колеблется в диапазоне до 50-60%.
Всё это привело к тому, что стоматологии не могут обеспечить врачей привычными, опробованными годами материалами и инструментами для работы. А значит врачи не могут обеспечить качественного и гарантированного результата лечения при работе с пациентами.
Цель компании Ника Дент — обеспечивать лучшими стоматологическими материалами как можно больше стоматологических клиник России. Тем самым повышать эффективность их работы и делать их бизнес более успешным.
Много лет мы успешно последовательно и настойчиво её реализовывали. И даже в такой непростой ситуации — мы прикладываем все наши усилия для того, чтобы её достигнуть.
Сначала хочу сказать несколько слов о текущей ситуации с поставками в Россию. Сразу скажу, что ситуация сейчас меняется каждый день и то, что было актуально в момент написании данной статьи — может быть уже совершенно неактуально буквально через несколько дней. В марте месяце об остановке деятельности в РФ объявила, пожалуй, самая известная компания на рынке 3M. На складах практически отсутствует продукция. Дилеры распродают остатки. Сроки возобновления поставок — не определены. В самом позитивном варианте — при немедленной нормализации ситуации — это несколько месяцев.
Японские производители — Tokuyama Dental – знаменитые пломбировочные материалы Estelite, MANI — эндодонтические инструменты – поставки официально не остановили. Однако японские компании очень негибкие и строго следуют букве закона. В условиях, когда из-за санкций невозможен перевод денег из России в Японию, а из Японии в Россию невозможна прямая поставка материалов — выстроить с ними новые логистические маршруты — крайне непростая задача. Продукция этих брендов нерегулярно и не в полном ассортименте, но поступает на склады. Однако остановка поставок может произойти в любой момент.
Так, буквально несколько недель назад, другой крупный японский производитель GC – знаменитые цементы Fuji и пломбировочный материал Gradia — официально остановил поставки.
Итальянский производитель KERR – продолжает свою работу на территории РФ, цены повышены более чем в 2 раза независимо от курса рубля, поставки сильно ограничены, но проходят. Похожая ситуация с продукцией VOCO (Германия), Zhermack (Италия), Heraeus Kulzer (Германия), Septodont (Франция), Ultradent (США), EMS (Швейцария) Поставки есть, но не в полном ассортименте, с большими перерывами, задержками и по очень высоким ценам.
Особо остро стоит вопрос с обеспечением анестетиками. Убистезин полностью ушёл с рынка. Ультракаин — пока есть, но торгуется по совершенно заоблачным ценам и перспективы его дальнейших поставок в РФ — очень туманны. Остаётся ещё Септанест и Артикаин Inibsa. ГК Ника Дент является официальным дистрибьютором этой продукции. Нашим партнерам из компании РусФарм удалось договориться с испанцами о бесперебойных (на данный момент) поставках, хоть цена продукции также значительно выросла.
Российские заводы Владмива и Омега — работают практически в штатном режиме. Однако нужно понимать, что существенная доля сырья, закупаемая этими заводами — импортная. И поставки этого сырья, также как и медицинских изделий сейчас — довольно сильно усложнились.
Кроме того, даже так продукция, которая сейчас имеется на складах и поставки которой в Россию не остановлены — продаётся импортерами по ценам, на десятки процентов превышающим те цены, которые мы видели до 24 февраля. Зачастую компании устанавливают свой внутренний курс валют, который зачастую никак не соотноситься с биржевым курсом — это может быть 130 р за евро или доллар, 150 рублей и даже 200 рублей за доллар (есть реальные примеры). Как следствие — цены на основные материалы выросли. Как минимум на 20-30% — как максимум — в 2, а иногда и в 3 раза. При этом курс доллара на бирже — конечно же имеет значение, но теперь уже далеко не самое главное. Мы видели, что при откате курса доллара со 120 р. за доллар к 65 цены на ряд материалов если и снизились от максимальных, то лишь на 10-20%
К большому сожалению, уже практически очевидно, что «как раньше» уже не будет. А если и будет — то очень и очень нескоро. Даже если политическая ситуация урегулируется прямо сейчас — санкции совершенно точно не будут мгновенно сняты, а нарушенные логистические маршруты — восстановлены. В любом случае, даже после возвращения на рынок — доступность европейский, японских и американских материалов — существенно снизится из-за повышенных цен и сниженной покупательской способности населения. На это уйдут месяцы, а может быть и годы.
Но всё это время людям в России будет необходима качественная стоматологическая помощь. А для её оказания — российским врачам врачам-стоматологам необходимы качественные и доступные (в широком смысле слова) стоматологические материалы.
Как же быть??
И вот здесь я бы хотел внести нотку позитива в эту, в целом тревожную, картину.
Во-первых, это конечно ориентация на азиатских производителей. Очевидно, что свято место пусто не бывает и сейчас активнейшим образом долю рынка ушедших производителей занимают китайские и корейские производители. Наращивают присутствие также турецкие фабрики. Появляются предложения из Бразилии, Индии, Пакистана.
И на самом деле — здесь всё не так плохо. Нам удастся заместить большую часть привычного ассортимента. Это и пломбировочные материалы, и слепочные массы, и эндодонтические материалы, и лечебные препараты. Не говоря уже о расходных материалах и дезинфекции. Конечно, качество материалов, предлагаемых новыми производителями — разное. Есть довольно посредственные по качеству материалы, но есть и вполне достойные, абсолютно ничем не уступающие европейским аналогам!
Во-вторых, это конечно смещение спроса в пользу более доступных по цене материалов. Сейчас большей части клиник всё-таки придётся отказаться от использования элитных премиальных материалов и инструментов просто потому, что этого не смогут позволить себе большая часть их пациентов. И я бы не стал говорить, что это однозначно плохо. На самом деле, уже давно, на рынке присутствуют аналоги материалов премиальных немецких и американских брендов — абсолютно ничем не уступающие им по качеству, но существенно более доступные по цене. Проблема была в том, что врач отказывался их использовать, потому что «привык работать только швейцарским инструментом», «брать азиатский — не престижно», «наша клиника использует только элитные материалы» и т. д. и т.п. Теперь же искать более оптимальные по соотношению цена/качество материалы заставляет сама жизнь!
В-третьих, это конечно импортозамещение. Российские производители будут и должны развиваться. Я уверен, что будут создаваться новые производства и предлагаться рынку достойные материалы. Конечно, здесь есть определенные ограничения, пока по ряду направлений качество российских материалов не дотягивает до мировых стандартов. Но уже есть очень достойные примеры, когда российские материалы не уступают западным. Надеюсь, их будет становиться всё больше. На всё нужно время.
На этом поприще группа компаний Ника Дент достигла серьезных успехов. Дело в том, что мы не ближайшие месяцы, а уже много лет планомерно и настойчиво ведем работу в этом направлении. Мы ищем самые оптимальные решения в области стоматологических материалов или производим их сами. Формируем лучшее по соотношению цена/качество предложение на широкий ассортимент стоматологических материалов, покрывающий все потребности стоматологической клиники
О нескольких таких примерах, особенно востребованных сейчас, ниже:
- Линейка эндодонтических инструментов Eurofile. В 2018 году мы первыми вывели на рынок РФ китайского производителя качественной эндодонтии. В ассортименте производителя, как полные аналоги инструментов швейцарской компании Maillefer и немецкой компании VDW, так и свои уникальные разработки. Продукция компании покрывает все потребности современной эндодонтии — это и ручные инструменты и машинные инструменты классических систем и реципрокальные инструменты. Вся продукция проходит строгий контроль качества. Я лично присутствовал при выстраивании этой системы на заводе и могу сказать, что она не уступает западным аналогам. Продукция прошла всю необходимую сертификацию и доступна на рынке РФ в полном ассортименте.
- Хочу рассказать о продукции бренда Eurotype, который много лет представляет наша компания. Это несколько линеек продукции, объединенных оптимальным соотношением цены и качества.
Это хорошо известная на стоматологическом рынке линейка упаковки для стерилизации. Пакеты и рулоны Eurotype давно и заслуженно пользуются любовью стоматологов.
Это линейка хирургических шовных материалов Eurotype, которые были разработаны специально для стоматологов, производятся в России, но ничем не уступают Викрилу, Пролену и другим зарубежным аналогам.
Это карпульные иглы Eurotype, пожалуй, сейчас лучшие по соотношению цены и качества на рынке.
Наконец — это новая линейка дезинфицирующих средств, опять-таки разработанная специально под нужды стоматологической клиники и покрывающая все её потребности.
Вся продукция сертифицирована и доказала своё качества годами использования в тысячах клиник по всей России.
- Наши партнеры из компании Kagayaki разработали и вывели на рынок оптимальные системы полировки для стоматологов. Полиры Enforce, Ensmart и полировочные диски RoundFlex ничем не уступают американским Enhance или дискам Sof-Lex. Полировочные пасты Mira успешно заменяют итальянские и французские.
- И наконец несколько слов о новом бренде, вывод которого на рынок мы форсируем сейчас. Немецкий производитель Queen Dental. Это достаточно молодой производитель, которому, однако, удалось аккумулировать лучший опыт немецкий производителей и предложить рынку уникальные по соотношению цена и качеству материалы. Это линейка пломбировочных материалов Champion, однокомпонентные и самопротравливающие адгезивные системы.
Это линейка цементов для фиксации Everest – абсолютно ничем не уступающая знаменитым японским цементам Fuji.
Ретракционные нити QueenGPack. Линейка профилактических порошков Rhapsody Flow, превосходящие знаменитые швейцарские порошки по качеству и ряд других продуктов, список которых постоянно расширяется.
Для обеспечения доступности этих продуктов на Российском рынке было специально создано Российско-немецкое предприятие. Все эти материалы будут доступны на российском рынке даже в условиях санкций.
Я рассказал лишь о нескольких примерах. Работа по формированию нового оптимального ассортимента идёт постоянно. В ближайшее время мы презентуем сразу несколько новых продуктов. В конце концов, так или иначе — все потребности стоматологического рынка в качественных стоматологических материалах и инструментах будут закрыты.
Конечно, происходящие события сейчас являются очень сильным стрессом для всего рынка. В моменте сейчас мы ощущаем и ещё довольно долго будем ощущать последствия этого кризиса, дефектуру по целому ряду наименований продукции, кризисные явления из-за повышения цен и снижения покупательской способности. Но в конце концов рынок всё расставит по своим местам. Я не сомневаюсь в том, что вместе мы сможем выйти из этой непростой ситуации. Стоматологи продолжат предоставлять качественное лечение пациентам. А компания Ника Дент со своей стороны сделает всё, для того чтобы продолжить обеспечивать стоматологов всем необходимым для работы. Это цель нашей деятельности. Для этого мы и существуем.