Окончили с отличием

Гетало Светлана
журналист Dental Magazine

Издательский дом «КоммерсантЪ» и популярный журнал о стоматологии Startsmile представили результаты второго ежегодного рейтинга стоматологических клиник России. На сегодняшний день этот проект является самым масштабным исследованием уровня коммерческой стоматологии в стране. В этом году в нем приняли участие кандидаты из более чем ста городов.

Методология рейтинга основана на детальном анализе показателей, отображающих все стороны жизнедеятельности той или иной клиники. Более подробно об итогах рейтинга и системе оценок можно узнать на сайте проекта Startsmile в разделе «Рейтинг».

Главным нововведением рейтинга-2014 стало появление еще одного раздела для сетевых стоматологий. Примечательно, что региональные клиники заняли верхние позиции в числе лучших сетевых клиник. В первую десятку вошли стоматологии из Санкт-Петербурга, Челябинска, Омска и Новосибирска. Как и в прошлом году, клиники, существующие более трех лет, составили топ-100, а новички (менее трех лет) сформировали топ-40. В этих разделах первенство удерживали московские клиники. Кроме того, вскоре отдельно будет опубликован рейтинг детских стоматологических клиник, для которых требуются особые критерии оценок.

Все клиники оценивались на основании целого ряда параметров, разработанных ведущими экспертами стоматологической отрасли. Опираясь на прошлогодний опыт, существенно доработали общую систему оценки. Так, значительно расширилась анкета рейтинга: экспертами были введены новые пункты, касающиеся наличия у клиники современного оборудования и высококвалифицированных специалистов в штате, а также проведен анализ уникальности предоставляемых услуг. Несмотря на то что главный акцент сделан на клинической составляющей деятельности, разработчики рейтинга приняли во внимание маркетинговую политику участников и уровень их коммуникации с пациентами. В частности, оценивались такие параметры, как использование различных каналов продвижения, дизайн и удобство корпоративного сайта, присутствие в социальных сетях и качество размещаемого контента. В нынешнем году эти пункты давали только дополнительные плюсы, однако не исключено, что в будущем их роль станет более весомой.

Ключевое достижение рейтинга-2014 — значительное расширение географии участников. Причем региональные клиники выступили отнюдь не в роли статистов, заняв в итоге довольно высокие позиции. Клиники из Екатеринбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Смоленска, Новосибирска, Томска, Южно-Сахалинска и других городов составили достойную конкуренцию столичным стоматологиям. Произошло это во многом благодаря тому, что организаторам удалось донести до владельцев стоматологического бизнеса, что рейтинг разрабатывался и проводился на основе абсолютной открытости и непредвзятости.

По данным Startsmile, к моменту старта рейтинга-2015 будут разработаны дополнительные правила, которые позволят сделать проект еще более масштабным и успешным.

Подробнее о задачах рейтинга и проблемах его составления Dental Magazine рассказала главный редактор журнала Startsmile Екатерина Гаспарова.

PIT_2291-2

DM: Екатерина, скажите, когда и как появилась идея составления рейтинга стоматологических клиник в федеральном масштабе? Кто был ее автором?

Екатерина Гаспарова: Проект зародился в 2012 году. В то время мы (Startsmile. — Прим. ред.) выступали в качестве экспертов и писали статьи для «Коммерсантъ. Здравоохранение». Руководитель издания предложил нам сделать рейтинг стоматологических клиник России, тем самым структурировать рынок и дать людям понимание о том, какие стоматологии оказывают качественные услуги.

Существовавшие на тот момент многочисленные рейтинги (основанные на отзывах пациентов клиник-рекламодателей и прочие) поражали своей необъективностью, непрофессиональным подходом к составлению и неадекватностью критериев оценки. Стоматологическая сфера пребывала в настоящем хаосе, и разобраться, кто есть кто, мог далеко не каждый врач, не говоря уже о пациентах. Команда Startsmile загорелась идеей создания совершенно нового для стоматологии рейтинга — объективного, непредвзятого и неподкупного. При этом решено было охватывать всю Россию, а не только Москву и Санкт-Петербург. С этого момента началась работа над проектом, которая не прекращается ни на один день.

DM: Какую роль в создании проекта сыграл и продолжает играть «КоммерсантЪ»?

Е. Г.: Прежде всего, он помог нам в формировании принципов методологии — издательский дом имеет многолетний опыт проведения различных рейтингов. Сегодня он оказывает неоценимую информационную поддержку, а также является нашим долгосрочным партнером, совместно с которым мы проводим не только рейтинг, но и готовим различные статейные материалы на злободневные темы, выступая как авторами, так и экспертами стоматологической области.

DM: Каким должен был стать рейтинг изначально и как трансформировался этот проект со временем?

Е. Г.: Изначально мы хотели сделать рейтинг с максимально возможным количеством участников, но в процессе сбора заявок столкнулись с проблемой — не все клиники захотели отметиться в проекте. Кто-то боялся занять не то место, которого он, по его мнению, заслуживает, кто-то не захотел утруждать себя заполнением анкеты, ну а кто-то просто ставил нам условия: либо я занимаю первое место, либо ни в чем не участвую. Поэтому сегодня в рейтинге оказались только те клиники, которые не побоялись выставить себя на суд общественности и получить экспертную оценку со стороны.

С уверенностью можно сказать, что все участники достойны уважения не только за то, что заняли свое место в топе, но и за свою смелость и открытость общественности. Это дорогого стоит, особенно в стоматологической сфере, где заявления о собственной исключительности очень часто подкрепляются лишь личным мнением руководителя клиники о себе самом и о своем учреждении.

DM: В чем вы видите цель проекта?

Е. Г.: Сегодня в стоматологической области нет стандартов, участники рынка действуют кто во что горазд. Нашим рейтингом, вернее критериями оценки клиник, мы хотим создать своего рода стандарт хорошей стоматологической клиники, показать всем, какой она должна быть. И мы надеемся, что этот стандарт возьмут на вооружение и стоматологии будут ориентироваться в своем развитии на победителей нашего рейтинга. И, конечно же, мы хотим, чтобы любой человек смог найти действительно хорошую стоматологию, ориентируясь на наш рейтинг.

DM: Как проверялись данные, которые передавали кли­­­­­­­ники-участницы? Были попытки предоставить ло­­жные сведения?

Е. Г.: Сбор данных о клиниках — самый важный и трудозатратный этап в создании нашего рейтинга. Практически все анкеты стоматологий имели те или иные недостоверные данные. В некоторых случаях предоставление ложных сведений объяснялось некомпетентностью лица, заполняющего анкету, а иногда — понятным стремлением участника заработать больше баллов. Проверка проводилась нашими модераторами, которые пользовались информацией из открытых источников, уточняли какие-то моменты с заполнителем анкеты, с руководителями и администраторами стоматологических клиник.

DM: Какие параметры, на ваш взгляд, являются ключевыми при формировании рейтинга?

Е. Г.: Оснащенность клиники, комплекс стоматологических услуг, актуальность применяемых технологий в лечении, соблюдение норм в организации рабочего пространства, профессионализм врачей, комфорт пациента в процессе посещения стоматологии, в получении информации о ней и многое другое. Пунктов много, и нельзя сказать, что какие-то из них незначительны.

DM: Какие проблемы возникли при составлении рей­­тинга в этом году? Изменилась ли реакция клиник?

Е. Г.: Проблемы все те же — нежелание стоматологий принимать участие в рейтинге и низкая достоверность предоставленных сведений. Если говорить о реакции, то, как и в прошлом году, есть и сторонники, и противники нашего проекта. Но, на мой взгляд, главный показатель успешности любого рейтинга — это когда участники гордятся своим участием в нем. Клиники, принявшие участие в нашем проекте, действительно горды полученными местами и с удовольствием демонстрируют это на своих сайтах и в группах в социальных сетях. Что касается активности, в этом году мы обработали более 500 заявок. Уверена, в следующем году этот показатель будет намного выше.

Топ-10 стоматологических клиник России, работающих на рынке более трех лет

Место
Название клиники
Город

1

Центр приватной стоматологии «Доктор Левин» Москва

2

Немецкий имплантологический центр Москва

3

Стоматология «Ладент VIP» Москва

4

Профессорская стоматологическая клиника на Арбате Москва

5

Центр междисциплинарной стоматологии и неврологии Москва

6

Бостонский институт эстетической медицины Москва

7

Центр клинической стоматологии «Дентал Дрим» Москва

8

Стоматологическая клиника «Дентблан» Москва

9

Центр имплантологии доктора Зорина Санкт-Петербург

10

Французская стоматология French Dental Clinic Москва

Топ-10 стоматологических клиник России, работающих на рынке менее трех лет

Место
Название клиники
Город

1

Центр челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Sanabilis Москва

2

Семейная стоматология Baby Smile Москва

3

Медико-стоматологическая клиника Shifa Москва

4

Стоматологическая клиника «Наудент» Москва

5

Стоматологический центр «Дентекс» Москва

6

Стоматологическая клиника «ДентаСпа» Москва

7

Стоматологическая клиника «Солист» Москва

8

Стоматологическая клиника «Дента-Стиль» Москва

9

Центр современной медицины «Витам» Москва

10

Стоматология с улыбкой Ensmile Москва

Топ-10 сетевых стоматологических клиник России

Место
Название клиники
Город

1

Сеть стоматологических клиник «МЕДИ» Санкт-Петербург, Москва

2

Сеть стоматологических клиник для детей и взрослых «Вероника» Санкт-Петербург

3

Сеть стоматологических клиник «Ю-Дент» Москва

4

Сеть стоматологических клиник «Доктор Мартин» Москва

5

Сеть стоматологий «ДомоденТ» Домодедово

6

Сеть стоматологических клиник «Дента-Эль» Москва

7

Стоматологии «Спартамед» Омск

8

Сеть клиник щадящей стоматологии «Пандент» Санкт-Петербург

9

Сеть стоматологических клиник «Вэладент» Челябинск

10

Стоматологическая сеть «Блеск» Новосибирск

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций