Комплексное лечение зубочелюстной патологии с применением лазерной иммунотерапии
В процессе восстановительного лечения и медицинской реабилитации объективная оценка текущих и итоговых результатов дает возможность оценить индивидуальную эффективность восстановительного лечения относительно адаптационных возможностей больного.
Физические методы, как методы патогенетической терапии, дополняют и потенцируют действие лекарственных препаратов и улучшают лечебный эффект, усиливая генерализованный иммунный потенциал в восстановительном периоде.
По литературным данным, применение лазерной терапии в стоматологии оказывает выраженные противовоспалительное, противоотечное, бактериостатическое, бактерицидное, нейротропное, иммуномодулирующее, анальгезирующее, миорелаксирующее, десенсибилизирующее действия.
Лазерное лечение нормализует микроциркуляцию, уменьшает проницаемость сосудистых стенок, стимулирует обменные процессы и влияет на фибрино-тромболитические механизмы, повышает содержание кислорода в тканях, ускоряет заживление ран, предотвращает возникновение рубцов, снижает патогенность микрофлоры ротовой полости и повышает ее чувствительность к антибиотикам.
Основной идеей настоящего исследования явилось изучение эффективности иммунологического воздействия лазерной терапии и внедрение научно обоснованного метода лазерной иммунокоррекции в организацию вторичной профилактики сопутствующих ортодонтическому лечению осложнений у больных с ЗЧП. Активное ортодонтическое лечение проводили от 9 до 19 месяцев, в среднем 14,0±2,1 месяца. Лазерная терапия включалась в комплексное восстановительное лечение параллельно с основным и проводилась курсами 7—8 процедур через день.
В проведенном исследовании все обследуемые были условно разделены на подгруппы для проведения курсового лазерного лечения по разработанной методике: 1-я группа сравнения из мальчиков и девочек 7—12 лет (n=32 чел.); 2-я группа сравнения из мальчиков и девочек 13—17 лет (n=32 чел.); 3-я группа сравнения из подростков старше 17 лет (юноши и девушки) (n=32 чел.); 4-я контрольная группа мальчиков и девочек (n=46 чел.); лазерное лечение выполнялось «плацебо».
В современной стоматологической практике наряду с традиционными методами восстановительной терапии более широкое применение получил инфракрасный лазерный свет, модулированный от различных лазерных аппаратов (93—94). Особенно высока эффективность полупроводниковых импульсных лазерных аппаратов «Узор» и «Оптодан» (рис. 1—2).
В данном исследовании лазерную терапию проводили на низкоинтенсивном инфракрасном лазерном аппарате «Узор» с длиной волны 0,89 мкм, частотой следования импульсов от 1,5 до 2,0 Гц, импульсной мощностью 3,5—4,0 Вт и общей энергетической экспозицией не выше 3,0—3,5 Дж.
Курс применения 6—8 процедур, ежедневно или через день (табл. № 1).
Таблица № 1. Методика лазерной иммунокоррекции в детской ортодонтии
Аппарат |
Областьвоздействия |
Длина волны |
Частота импульсов |
Импульсная мощность |
Экспозиция |
«Узор» «Оптодан» |
1. Миндалины 2. Вилочковая железа 3. Ротовая полость |
0,89 мкм 0,89 мкм 0,89 мкм |
1,5—2 Гц 1,5—2 Гц 1,5—2 Гц |
3,5—4,5 Вт 3,5—4,5 Вт 3,5—4,5 Вт |
30 сек. — 1 мин. 30 сек. 30 сек. — 1 мин. |
Для воздействия на десневые участки в проекции пародонтального кармана и в области альвеолярных отростков воздействовали съемным прозрачным излучателем, который обрабатывался после каждого пациента в соответствии с установленным ГОСТом.
В ряде случаев выполняли наружно-проекционное облучение пораженных участков полями вдоль верхней и нижней челюстей. Количество полей зависело от распространенности процесса.
Время экспозиционного воздействия на миндалины с обеих сторон не превышало 30—40 сек. (по 15—20 сек. на каждую); экспозиционное воздействие на проекцию вилочковой железы составляло 1,0 мин. (общее — не более 2,0—2,5 минуты). Продолжительность курса лечения не превышала 8 процедур.
За 3 месяца до курсового лазерного воздействия у пациентов отменялись все лекарственные препараты и назначался витамин А в капсулах в дозировке 0,03 ежедневно в течение месяца. За основу данной методики использовали метод лазерной терапии, разработанный для иммунодефицитных состояний (рис. 3).
Однако работ по применению данного метода с целью получения иммунокорригирующего эффекта в детской ортодонтической стоматологии мы не встретили.
Выбор методики физиотерапевтического воздействия определялся механизмом действия лазерного излучения и обоснованностью его применения у детей и подростков. Так, выбор иммунокорригирующей методики лазерной терапии был основан на том, что все пациенты с ЗЧП имели признаки вторичного иммунодефицита. При проведении ортодонтического лечения больные пользовались инструкцией о применении активатора.
В первые три дня лечения активатор использовали в течение 2 часов каждые сутки, затем время работы активатора постепенно продлевали до 24 часов, что увеличивало время пользования внеротовой тягой в вечернее и ночное время от 12 до 14 часов.
На данном этапе лечения обследования проводились каждые 3—5 недель до достижения лечебного эффекта общего ортодонтического лечения, направленного на коррекцию зубочелюстной патологии, что в среднем происходило через 1 год и 2 месяца после начала лечения. Параллельно проводили лазерную терапию с последующим обследованием по разработанной нами программе.
Полученные результаты иммунологических, клинико-функциональных, стоматологических показателей в динамике лазерной терапии (до и после курса лечения) оценивали в каждой возрастной подгруппе обследуемых и сравнивали с исходными и нормативно-физиологическими показателями.
В каждой группе сравнения полученные результаты обрабатывали методами математической статистики: расчета средних величин (M); средней арифметической оценки (m); достоверности изменений средних и относительных величин по критерию Стъюдента — t (параметрические) и непараметрическим методом — Х²; применения непараметрического критерия Краскела — Уоллиса для оценки нескольких групп сравнения.
Анализ результатов исследования проводился в соответствии с принципами доказательной медицины в физиотерапии. Показатели обрабатывались с применением критерия непараметрического коэффициента корреляции, непараметрического анализа по Спирмену (p), в т. ч. для оценки связи между изучаемыми признаками и клиническими показателями до и после применения лазерной терапии, регрессионного корреляционного анализа с поправкой по риску Кокса; проверяли на компьютерной программе Biostat-123.
Выводы
В зоне локального воздействия НИЛ-терапии при контактной методике возникают слабые термические эффекты, преобразующиеся в нервное возбуждение, передаваемое в ЦНС. Ответная реакция организма на лазерное воздействие осуществляется двумя основными путями: нейрогенным и гуморальным, что активирует синтез АКТГ, глюкокортикоидов, простагландинов E и F, энкефалинов и эндорфинов.
Низкоинтенсивное лазерное излучение оказывает непосредственное воздействие на нервные клетки, гуморальные и клеточные компоненты иммунной системы, вызывая различные эффекты со стороны нейрогуморальной, нейроэндокринной и иммунной систем.
Установлено, что НИЛ-терапия влияет на структурные компоненты иммунной системы как опосредованно через нейроэндокринную регуляцию, так и непосредственно, через иммунокомпетентные клетки (доказано в экспериментах invitro). По нашему предположению, ЦК действуют на нейроэндокринную и иммунную системы в качестве иммунокорректора, хотя, по данным литературы, есть описание иммуномодулирующих свойств ЦК.
Образующаяся волновая энергия переходит с нервных клеток на иммунные клетки местной и гуморальной защиты, от клеток локального воздействия через межклеточные волны на эндотелиальные клетки сосудов и гладкомышечных волокон, в т. ч. на жевательную и мимическую мускулатуру, высвобождая порции внутриклеточного цАМФ, РH, АТФ. Достаточно избирательное влияние НИЛ-терапии на эндотелиальные клетки сосудистого русла усиливает реологический метаболизм, лежащий в основе становления процессов неспецифической реактивности подрастающего организма.
Активизация гуморально-клеточных процессов вызывает нормализацию состава крови и симпато-парасимпатической регуляции, активацию микроциркуляции. Лазерная стимуляция нейроэндокринной и иммунной систем способствует запуску метаболической коррекции по всем ее звеньям, обусловливая регуляцию местных и гуморальных процессов иммуногенеза, повышение неспецифической резистентности, совершенствование адаптационных механизмов саморегуляции.
Результаты проведенного исследования подтвердили выраженную положительную динамику амплитудного потенциала жевательной мускулатуры после ЛТ, проведенной на фоне комплексного восстановительного лечения у больных с аномалиями ЗЧС.
Литература
- Александрова О. Ю. Клинические и медико-организационные аспекты лазерной иммунокоррекции больных с патологией иммунной системы: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. — М., 2001. — 39 с.
- Буйлин В. А. Низкоинтенсивная лазерная терапия с применением матричных импульсных лазеров. — М., ТОО «Фирма «Техника», 2000. — 124 с.
- Буйлин В. А. Применение лазерно-светодиодной излучающей матрицы МЛС-1 «ЭФФЕКТ» в терапии различных заболеваний. — М.: НПЛЦ «Техника», 2001. — 56 с.
- Буйлин В. А. Лазерная рефлексотерапия. — М.: НПЛЦ «Техника», 2002. — 34 с.
- Волина Е. Г., Саруханова Л. Е. Основы общей микробиологии иммунологии и вирусологии. — М.: Медицина, 2004. — С. 70—73.
- Гейниц А. В., Москвин С. В., Азизов Г. А. Внутривенное лазерное облучение крови. — Тверь, ООО «Издательство «Триада», 2006. — 250 с.
- Гожая Л. Д. Заболевания слизистой оболочки полости рта, обусловленные материалами зубных протезов (этиология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика). Дис. д-ра мед. наук. — М., 2001.
- Куликова Н. Г. Лазерная коррекция инволюционных дизрегуляций у женщин и мужчин 40—60 лет. Клиника, диагностика и лечение. Автореф. дис. д-ра мед. наук. — М., 2002. — 278 с.
Полный список литературы находится в редакции.