Как уберечь клинику от лишних проверок и значительных штрафов
А. А. Коваленко
генеральный директор АНО КРЭЦ «Жизнь без границ «. Руководитель проекта «Город, удобный для ВСЕХ». Эксперт Общественной палаты Краснодарского края. Эксперт системы сертификации Всероссийского общества инвалидов
По данным «Анализа рынка стоматологических услуг в России» численность стоматологических приемов в стране 271,1 млн. По прогнозам BusinesStat, численность стоматологических приемов в 2021-2022 гг увеличится на 6,7% относительно 2020 г и составит 255,6 млн приемов к концу периода.
Это говорит об объективной необходимости пользования населением стоматологических услуг.
Общая численность инвалидов составляет чуть больше 8,0 % от общей численности населения страны.
Итого 8% населения в виде МГН (маломобильных групп населения) нуждаются в услугах стоматологических клиник, как в социальных услугах на постоянной основе. Но не во все клиники МГН могут попасть.
Одним из наиболее неосвещенных вопросов является организация доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в стоматологической клинике или кабинете.
Многие руководители и ответственные лица либо игнорируют вопросы доступности, либо предпринимают меры по обеспечению доступности, не опираясь на законодательные акты, что несёт лишние финансовые затраты.
Проведя мониторинг некоторых стоматологических клиник города, можно с уверенностью назвать основные пункты, на которые принято обращать внимание при обеспечении доступности объектов:
- пандус (Однако при проектировании установки пандусов частично или полностью игнорируются требования по нормативам);
- покраска ступеней в жёлтый цвет (Общепринятая мера, при полном отсутствии понимания принципов соблюдения нормативов);
- звонок с табличкой «инвалид». (зачастую, звонок является единственным решением обеспечения доступной среды,).
Одним из самых серьезных аспектов, сопровождающих любой бизнес, являются проверки органов самоуправления на предмет соблюдения законодательства.
Руководители, проводящие мероприятия по обеспечению доступной среды без опоры на соблюдение требований законодательства, рискуют не только получить административный штраф, но и потерять потенциальных клиентов.
Какие штрафы рискует получить руководитель/ЮЛ за несоблюдение законодательства в сфере доступности объектов?
Статья 5.43 КоАП РФ грозит штрафом до 50 000 рублей в случае невыделения парковочных мест для инвалидов.
Статья 3.13 КоАП РФ — штрафом до 30 000 рублей в случае уклонения от обеспечения доступности.
Статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой установлена административная ответственность в виде штрафа за отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом в размере : на должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом, если в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно указанная административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Какими статьями стоит руководствоваться при обеспечении доступной среды, чтобы соблюдать принципы удобства наряду с правомерностью:
Основными документами, регламентирующими организацию доступности стоматологических клиник для инвалидов и МГН являются:
- Приказ Минздрава № 802р от 12.11.2015 г
- Свод правил 59.13330.2020 (дата введения 01.07.2021 г.)
Первым шагом, который необходимо предпринять для обеспечения доступности — провести обследование (паспортизацию) объекта или услуги на предмет доступности для инвалидов. Это можно сделать как самостоятельно, так и с привлечением специалистов, имеющих право проводить такие экспертизы. В процессе паспортизации проводится обследование всех зон оказания услуги — от территории, прилегающей к клинике, до кабинетов оказания помощи, коридоров, стойки регистрации, эвакуационных выходов и даже санитарных комнат.
На основании паспортизации при обнаружении нарушений (нарушения выявляются в 95% случаев при проведении исследования) разрабатывается План мероприятий по обеспечению доступности объекта, который в соответствии с требованиями законодательства согласовывается с обществом инвалидов.
Только после соблюдения описанных этапов имеет смысл вкладывать финансовые средства в корректную организацию доступности. Проведённая паспортизация и разработанные специалистами мероприятия позволят избежать лишних финансовых затрат, ведь некоторые требования законодательства можно решить и организационными методами: например, кнопка для вызова персонала с табличкой «инвалид». по новым требованиям обязательна не во всех случаях, а отсутствующий пандус можно заменить подъемником.
Еще одним примером финансово неэффективного вложения средств является строительство пандуса и замена входной двери на соответствующую параметрам по ширине, но с порожком, который в свою очередь является препятствием для людей, использующих кресло-коляску.
Примеров очень много: здесь и поручни, установленные не по ГОСТу, и тактильная плитка, мешающая абсолютно ВСЕМ посетителям, и красивые зеркальные поверхности, и покраска ступеней в желтый цвет, и желтые круги на стеклянных дверях, к которым особенно нетерпимы дизайнеры.
Корректный подход к обеспечению доступности клиник позволяет подчеркнуть социальную значимость предоставляемой вами услуги, сократить финансовые потери, расширить круг потенциальных клиентов, ведь маломобильное население- это не только инвалиды-колясочники, но и люди с проблемами зрения, слуха; люди, которые перенесли операции на суставах и просто не могут подняться по ступенькам без правильного опорного поручня, мамы с колясками, девушки в обуви на высоком каблуке, люди с избыточным весом.