Отцы медицины
В VI—V вв. до нашей эры политическое могущество стран Востока приходит в упадок. Они попадают под власть новых государств, возникших на берегах Средиземного моря: Греции и Рима. Одновременно с политическим влиянием эти народы начинают оказывать влияние на области науки, культуры и медицины. Возникновение рационального подхода в медицине исторически связано именно с этой эпохой.
Религия греков, которая приписывала богам человеческие черты, была лишена устрашающих элементов, присутствовавших у египтян или вавилонян. Греки были более жизнерадостными, обладали пытливым умом и стремились понять сущность вещей. Знаменитые философы и врачи — Пифагор, Аристотель, Платон — строили различные идеи мироздания, основанные на наблюдениях за явлениями окружающей природы. В круг этих явлений входил и человеческий организм, его строение и деятельность в здоровом и болезненном состояниях. В греческой медицине V века мы находим все те элементы, на основе которых развивалась впоследствии научная медицина: изучение анатомии и физиологии человека, взгляд на болезнь как на проявление общего упадка жизненных сил, стремление вести борьбу с ней путем укрепления организма, подробное обследование больного и диагноз.
Что касается непосредственно лечения заболеваний полости рта, то оно осуществлялось жрецами асклепионов (центров жреческой медицины) и состояло в том, что человек с данной патологией сначала обогащал свой духовный мир и отдыхал. После этого жрец проводил своеобразную анестезию при помощи снотворных, а затем осуществлял терапевтические или хирургические манипуляции. Начиная с VI в. до н. э. в городах стали появляться гражданские больницы, где присутствовал официально назначенный врач, услуги которого оплачивало государство. Врачи в то время обладали универсальными знаниями, специализация произошла позднее. При зубной боли применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). Весьма существенный вклад в развитие зубоврачевания в период античности внес Гиппократ (V век до н. э.), которого называют отцом медицины. Он занимался медицинской практикой в различных городах Греции и оставил после себя многочисленные литературные труды, которые в течение почти двух тысяч лет являлись для его коллег догмой и основой медицинской науки. Хотя ни один из его трудов не был полностью посвящен стоматологии, его подход принципиально отличался от того, которого придерживались в асклепионах, и был ближе к современной стоматологии. В труде «Гиппократов сборник» приведены описания патологии зубов, слизистой оболочки и других органов полости рта, описаны недомогания, связанные с прорезыванием зубов, приведены рекомендации по устранению галитоза. Гиппократ считал, что «порча зубов обусловливается либо слизью, либо пищей, если зуб по природе слаб и плохо укреплен. Болезни зубов и десен наблюдаются также при заболеваниях других органов: печени, селезенки, желудка, женских половых органов». К удалению зубов он прибегал только в тех случаях, когда зуб имел подвижность.
Это обстоятельство можно объяснить только несовершенством экстракционных щипцов. Последние делались из мягкого свинца, который не давал возможности приложить необходимую для удаления силу.
У Гиппократа мы впервые встречаем истории болезни и описание клинического течения различного рода заболеваний полости рта — от пульпита до альвеолярного абсцесса и остеомиелита. Из наблюдений за пациентами Гиппократ узнал, что первый моляр чаще, чем другие зубы, подвергается развитию кариеса и что результатом этого являются «густые истечения из носа и боли, распространяющиеся в область висков».
Применяемые Гиппократом хирургические методы лечения вывиха или перелома челюсти свидетельствуют о большой его искусности в этой области и мало чем отличаются от современных методов: «Если зубы (при переломе челюсти) на пораженной стороне смещены и расшатаны, то следует после того, как кость установлена на месте, связать зубы, не только два, но и более, лучше всего с помощью золотой проволоки, до тех пор, пока кость укрепится». Живший столетием позже Гиппократа греческий философ Аристотель (384—322 до н. э.) более подробно изучает строение и функции организма, в том числе зубочелюстной системы. Он заложил основы естествознания и сравнительной анатомии. В одной из его книг «О частях животных» есть глава, посвященная исследованию зубов. В своей книге «История животных» он сравнивает зубочелюстные системы различных животных. В описании функций различных групп зубов он был очень точен. При этом кажется удивительным, что блестящие греческие ученые-философы не видели потребности в проведении тщательных экспериментов, а также в сравнении и анализе своих наблюдений, перед тем как делать окончательные выводы. В результате ошибки, вроде утверждения Аристотеля, что мужчины имеют больше зубов, чем женщины, были приняты и увековечены. Также Аристотель ошибочно считал, что рост зубов продолжается на протяжении всей жизни, чем и объясняется удлинение коронки при отсутствии антагониста (феномен Попова — Годона).
Но Аристотелю следует отдать должное за некоторые очень проницательные наблюдения и заключения. В книге «Проблемы» он задался вопросом, почему инжир, несмотря на свой сладкий вкус и мягкость, повреждает твердые ткани зуба, и пришел к выводу, что, возможно, мельчайшие частицы инжира проникают в ткани и становятся причиной развития кариеса. Но он не нашел поддержки в этом вопросе, и в течение многих столетий никто, кроме него, не связывал употребление сладкой пищей и возникновение кариеса. В одной из своих работ Аристотель описал железные щипцы (греч. Sideros — железо), построенные по тому же принципу, что и современные экстракционные щипцы, т. е. состоящие из двух рычагов, точка опоры которых находится в соединяющем их замке. Известный немецкий историк медицины Карл Зудгоф в своей «Geschichte der Medizin» детально их исследовал. Эти щипцы, не приспособленные к анатомической форме альвеол, были весьма примитивны и не годились для извлечения зубов без признаков подвижности. Последнее обстоятельство ограничивало показание к удалению зубов. Этим объясняется боязнь экстракции, которая присутствовала не только у античных авторов, но и у врачей в период развития арабской и средневековой медицины. Гигиена полости рта развивалась в Греции медленно. Ученик Аристотеля Теофраст (372—287 гг. до н. э.) писал, что «считалось достоинством иметь белые зубы и часто их чистить». В своей знаменитой «Естественной истории растений» Теофраст также описал целебные свойства лекарственных растений (алтея, грецкого ореха, календулы, облепихи, скумпии и др.), которые до сих пор применяются в стоматологической практике.
Из врачей более поздней эпохи заслуживает упоминания Диокл из Кариста (IV век до нашей эры); приписываемое его авторству средство против зубной боли в течение многих столетий пользовалось большим распространением: камедистая смола, опиум, перец замешиваются с воском и кладутся в кариозную полость. Диокл указывает также на необходимость осуществления гигиены полости рта: он рекомендует утром протереть зубы и десны соком растертой мяты, чтобы удалить остатки пищи.
Но все же регулярная профилактика не была широко распространена, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемза, гипс, коралловый и корундовый порошок, железная ржавчина. Известно, что в более поздний период в Греции были в широком употреблении зубочистки из мастичного дерева.