«Величайший из врачей — который лечит зубы»
Врачевание является одной из самых важных и древнейших профессий. Общая практическая медицина появилась в Египте около 4600 лет назад, позднее разделившись на различные специализации. Древнегреческий историк Геродот писал, что каждый врач являлся в Египте целителем только одного направления: болезней глаз, зубов, внутренних органов, а также «скрытых» болезней. В процессе исследования гробницы одного из царских писцов и по совместительству первого древнеегипетского стоматолога Хеси-Ре (XXVII в. до н. э.) была обнаружена надпись: «Величайший из врачей — который лечит зубы». Но такие почести соседствовали с суровыми правилами ведения врачебной практики.
Прежде чем начать лечение, врач должен был поставить пациента в известность о предполагаемом исходе лечения посредством одной из фраз: «это болезнь, которую я могу вылечить», «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить» и «это болезнь, которую я не смогу вылечить».
Методы лечения каждого заболевания должны были строго соответствовать стандартам. Применять альтернативные способы и лекарства разрешалось только в случае, если спустя три дня использования общепринятых методов улучшения в состоянии здоровья пациента не наступало. Если врач во всем следовал предписанным правилам лечения, он был застрахован от обвинений при любом исходе болезни, если же он отступал от установленных схем, смерть пациента могла обернуться для него жестоким наказанием, вплоть до смертной казни.
Что касается вознаграждения за успешное лечение, то врач мог брать плату за услуги непосредственно себе в очень редких случаях. Обычно гонорар за работу платили храму, который содержал врача. Храм же и рекомендовал обратившемуся больному того или иного специалиста из коллегии жрецов, в которой состояли все врачи.
Но нельзя сказать, что четкая специализация и установленная система правил позволяли врачам Древнего Египта качественнее осуществлять медицинские манипуляции. Найденные современными археологами артефакты вызывают множество разногласий о характере стоматологии в те времена.
Болезни зубов у древних египтян были одной из самых распространенных проблем. Виной всему становились внешние факторы: потеря или повреждение зубов в ходе боевых действий были весьма частым явлением среди воинов и фараонов. Кроме того, для всех категорий населения была характерна достаточно грубая диета, включавшая в себя вегетарианские блюда из овощей, выращенных в песчаной почве, и ежедневное употребление хлеба, зерна для которого измельчались при помощи каменных жерновов. Все это обусловливало регулярное попадание в пищу каменной пыли и осколков и приводило к повышенной истираемости жевательных поверхностей зубов, а затем и к вскрытию пульпы и воспалительным процессам в ней.
При этом гигиене полости рта в Древнем Египте внимания не уделялось. Даже несмотря на то что в медицинских папирусах содержится рецепт зубного порошка, «чтобы зубы уподобились жемчугу», среди исторических артефактов археологи ни разу не встретили подобия зубной щетки либо других чистящих приспособлений. В подтверждение отсутствия профилактических мер на зубах многих найденных черепов было обнаружено достаточно отложений зубного камня и признаки пародонтальных процессов.
В древнем папирусе, датируемом XVI в. до н. э. и переведенном ученым Эдвином Смитом, содержатся упоминания о способах лечения переломов челюстей и скуловых костей, вывихов нижней челюсти, рассечения губ и т. д. Описывается множество стоматологических заболеваний, таких как гингивиты, пульпиты, эрозии и воспаления слизистой оболочки полости рта, а также рецепты избавления от них. Например, для лечения зуба, «который беспокоит ближайшую плоть», дана рекомендация: «Изотри в пасту и прикладывай к зубу одну часть тмина, одну часть фимиама и одну часть лука». Однако самым популярным способом лечения стоматологических недугов в Древнем Египте было удаление зуба. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что манипуляции профилактического характера не практиковались: египтолог М. А. Раффер писал, что на египетских кладбищах часто находят нелеченые зубы, пораженные кариесом, выпавшие из челюстных костей. Несмотря на то что консервативное лечение помогало облегчить страдания больных, такая терапия не могла способствовать ликвидации воспалительных явлений и, как следствие, не спасала больного от потери зубов. Стоит отметить, что в папирусе, расшифрованном Георгом Эберсом и относящемся к 1550 г. до н. э., ни слова не говорится о терапевтических вмешательствах для лечения зубов, хотя он считается наиболее полным источником информации о медицине, дошедшим до нас из тех времен. Однако многочисленные находки времен Древнего царства свидетельствуют о том, что у египтян были инструменты для сверления. Одна из таких находок — череп мужчины с кариесом первого нижнего моляра, в альвеолярном отростке нижней челюсти которого, рядом с больным зубом, имеются два цилиндрических отверстия правильной формы глубиной по пять и диаметром по два миллиметра. Их происхождение нельзя объяснить боевыми ранами или анатомическими особенностями. По мнению ученых, данные отверстия являются результатом сверления челюстных костей для уменьшения давления гнойного экссудата, образовавшегося в периапикальной области зуба.
Немало споров среди специалистов вызывает еще одна находка. В 1914 году немецким археологом Германом Юнкером было найдено единственное свидетельство использования золота в древнеегипетской стоматологии — при обследовании одной из мумий, захоронение которой датируется 2500 г. до н. э., он обнаружил скрепленные золотой проволокой два моляра. Некоторые ученые пришли к выводу, что шинирование сделано при жизни пациента в целях уменьшения подвижности зуба путем соединения его с более устойчивым соседним. Другие ученые полагают, что утраченный зуб был зафиксирован при помощи проволоки, чтобы сохранить целостность тела при бальзамировании и путешествии мертвого по загробному миру, в связи с тем, что пребывание души в загробном мире являлось одним из важнейших этапов «жизни» для древних египтян.
На территории соседних с Древним Египтом государств — Финикии, Ассирии и Месопотамии — тоже было выявлено немало свидетельств развития зубоврачевания. Среди них аналогичные египетским зубы, шинированные золотой проволокой. А в 1862 году английскими археологами был обнаружен протез нижней челюсти, где проволокой были связаны шесть зубов, четыре из которых были своими, а два последних сделаны из слоновой кости. Помимо этого важнейшими найденными артефактами стали каменные таблички VII в. до н. э., содержащие тексты с описанием происхождения, течения и способов лечения различных болезней. Данные тексты указывают на религиозные корни древней медицины: предсказания о ходе болезни и способах лечения делались на внутренностях жертвенного барана. Считалось, что большинство болезней возникает из-за демонов, поселяющихся в теле больного. Их предлагалось изгонять при помощи лекарств на основе червей и насекомых. Главной причиной кариеса были признаны зубные черви, пожирающие зуб: эта легенда, появившаяся в Месопотамии, на долгие века укрепилась также в странах Азии и Европы.
В отличие от своих египетских коллег стоматологи Древней Ассирии давали согражданам рекомендации по профилактическим мерам ухода за зубами, советуя ежедневно очищать зубы пальцем, обернутым тканью. А вавилонским врачам предписывалось тщательно осматривать полости рта, носа и губы при обследовании больного. В вышеупомянутых табличках упоминалось о диагностике болезней по состоянию зубов. Они гласили: «Если человек скрежещет зубами, болезнь продлится долго, если же человек скрежещет ими и лицо его холодно, исход болезни в руке богини Иштар». Зубы иногда считали и причиной остальных недугов: так, в переписке древнего правителя Эшшархаддона ответом на жалобу царя «на сильный жар у сына» был совет его врача удалить больному некоторые зубы, дабы прекратить недуг.
Во времена вавилонского царства были развиты методы простейшей хирургии, использовалось обезболивание посредством наркотических веществ. В случае успешного исхода лечения врач щедро вознаграждался, но если все оканчивалось неудачно, он сталкивался с серьезными проблемами. В своде законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) имеются следующие статьи: «Если кто-либо повреждает чужой глаз, он будет лишен своего собственного глаза», «Если кто-либо серьезно повреждает чужой зуб, он будет лишен своего собственного зуба», «Если кто-либо незначительно повреждает чужой зуб, он заплатит треть мины серебра». Можно сказать, что в данных законах отражен известный всем принцип «око за око, зуб за зуб».
Cписок литературы находится в редакции.