Восточные истоки профилактики в стоматологии
Страны Древней Азии являются источником открытий и изобретений в различных областях человеческой деятельности. Не стала исключением и медицина, в частности стоматология. В Древней Индии рот считался сакральным входом в тело, и люди верили, что все болезни имеют одонтогенное происхождение. Поэтому уход за полостью рта уже тогда включал профилактику.
Древнеиндийский трактат «Аюрведа» (IX—III вв. до н. э.) указывал на необходимость жевать лакричник или прутик дерева манго, чтобы очистить полость рта и предотвратить разрушение твердых тканей зубов. При кровоточивости десен рекомендовалось пить воду с лимонным соком, а для избавления от запаха полоскать рот смесью из порошка аниса, укропа, мирта и белого вина. Ни один индус не приступал к приему пищи, не почистив зубы. Более того, принято было чистить язык специальными скребками и в заключение ритуала натирать тело ароматическими маслами.
Несмотря на наличие профилактики, населению Древней Азии не удавалось избежать болезней полости рта. Так, в Индии одной из самых распространенных проблем среди членов высших каст был кариес, вызванный обилием богатой углеродами пищи (мед, рис, фрукты и прочее). В древнейших медицинских записях в качестве причины возникновения кариеса указываются «зубные черви, поедающие зубы». Способы борьбы с ним были достаточно спорными, в их числе клизмы и средства для стимуляции рефлекса чихания. Но уже в 650 году н. э. индийский врач Вагбхата (VII в. н. э.) предложил способ лечения кариеса, который подразумевал заполнение кариозной полости воском, а затем расплавление его горячим зондом. В случае если это не помогало, рекомендовалось удалить зуб, для чего использовались специальные щипцы клювообразных форм, имеющие вид различных животных. Следует упомянуть, что уже в V в. до н. э. выдающимся хирургом Сушрутой было описано более сотни различных видов инструментов как для лечения, так и для удаления зубов. Извлекали зуб при помощи специального «рычага» (прототипа современного элеватора) наподобие стрелы с плоским концом. Однако это считалась крайней мерой — зубы без признаков подвижности всегда старались сохранить.
Что касается непосредственно лечения, то для каждого заболевания полости рта существовали свои методы и инструменты. Например, Сушрутой велись записи относительно удаления зубных отложений посредством инструмента с плоским заточенным концом. Также говорилось об иссечении опухолей на небе и в области третьих моляров, но если опухоль образовывалась в области прикрепленной десны и языка, ее следовало прижигать. Прижигание проводилось специальным разогретым докрасна железным инструментом с закругленным концом либо кипящими жидкостями (медом, воском или маслом).
Существовали методы лечения детей при прорезывании зубов, так как это считалось причиной возникновения других болезней (лихорадка, кашель, судороги). На Западе эта проблема решалась иссечением десны, тогда как Вагбахта предлагал поступать более гуманным способом — выполнять аппликации из смеси перца, земли и меда.
Кроме того, индийские хирурги, как и их греческие коллеги, в случае обнаружения болезни полости рта рекомендовали кровопускание с пиявками. Здесь следует отметить лежащее в основе индийской медицины понятие о трех «принципах», регламентирующих состояние здоровья, которое зависит от соотношения желчи, мокроты и воздуха, переносимых 700 сосудами. Но, даже несмотря на то что причиной вывиха челюсти считался «наплыв воздуха» в организме, лечили его вполне традиционно: мягкие ткани в области сустава прогревались, после чего проводилась репозиция нижней челюсти, а на подбородок накладывалась тугая повязка.
Мистические и религиозные верования также отражались в хирургии — прежде чем начать операцию, индусы получали покровительство у бога огня, поднося ему различные дары и произнося магические заклинания, при проведении операции пациент обязательно располагался лицом к востоку. Но наличие данных предрассудков не сказывалось на качестве медицинских манипуляций: уже тогда врачами успешно проводились пластические операции на лице, трепанация черепа, лапаротомия и различные ампутации и все это сопровождалось наличием анестезии. Пациентам советовали употреблять мясо и вино перед операцией, чтобы ввести в бессознательное состояние. Но при операциях полости рта принимать пищу не рекомендовалось — в таких случаях применяли белену и гашиш.
Относительно уровня развития медицины Китай был постоянным «соперником» Древней Индии. Китайцы говорили: «Больной рот — причина наших несчастий и наших болезней». Поэтому еще в 3-м тысячелетии до н. э. жителям Китая предписывалось с восходом солнца умываться и делать полоскания специальными настоями. А прообраз современной зубной щетки для борьбы с «зубным червем» (кариесом) был сделан китайцами в конце ХV века. Пародонтальный абсцесс, гингивит, пульпит и многие другие заболевания были описаны в медицинских трактатах Китая за 2500 лет до н. э. Методики их лечения сводились к практикам акупунктуры — на человеческом теле насчитывается более 100 точек, представляющих интерес для стоматологии. Иглоукалывание успешно применялось врачами Древнего Китая во всех отраслях стоматологии вплоть до удаления зубов и лечения стоматита.
Существовали и другие методы лечения. Например, чтобы добиться обезболивания перед операцией, к коронке зуба прикладывали мышьяк и ждали, пока он немного расшатается. Для пломбирования зубов китайцы изобрели серебряную амальгаму (100 граммов ртути, 45 — серебра и 900 — олова), и сделали это на 1000 лет раньше, чем стоматологи в западных странах. Кроме того, в литературных источниках XIII в. присутствовали упоминания о съемных золотых пластинках, повторяющих форму зубных рядов, которые выполняли функцию съемных протезов.
Широко была развита в Китае и челюстно-лицевая хирургия: в III в. до н. э. была проведена первая операция по устранению дефекта несращения губы и неба. А в XVII в. н. э. хирурги уже проводили лечение тонзилярного абсцесса и эпителиомы губы.
Развитие стоматологии в Китае сказалось на уровне развития этой отрасли в соседних странах, особенно в Японии. Сюда традиции по уходу за полостью рта были занесены монахами-буддистами. Помимо привычной чистки зубов при помощи «зубных щеток» из молодых расщепленных веточек ивы и ароматизированных органических смесей, японцы переняли методики иглоукалывания и прижигания.
Однако в процессе развития японской медицины врачами были сделаны самостоятельные открытия. Так, в XVI в. здесь появились первые деревянные съемные зубные протезы, как частичные, так и полные (в Европе они появятся лишь спустя 100 лет). Протез изготавливался из цельного куска древесины по восковым слепкам челюсти, помещался в окрашенную красным пигментом полость рта, и только затем специальным инструментом удалялись излишки древесины, чтобы повторить «рельеф» неба. С помощью медных штифтов в протезе закреплялись отдельные зубы из мрамора и костей животных. Врачи, мастерски владеющие техникой создания съемных протезов, пользовались в Японии большим уважением.
Достаточно интересным фактом является традиция чернения зубов, или ohaguro. На протяжении долгого периода времени привычка красить зубы смесью, основным ингредиентом которой были железные опилки, размельченные в уксусе, была популярной в различных слоях населения. Эта процедура не несла никакой медицинской нагрузки, а лишь была частью моды. Только в 1870 году ohaguro была запрещена среди членов императорской семьи и знати, а чуть позже от нее отказались остальные граждане. Следует отметить, что эта традиция до сих пор пользуется популярность среди пожилых жителей Японии.