Адгезивные системы и их роль в современной стоматологии
Л. А. Лобовкина
к. м. н., заведующая лечебно-профилактическим отделением филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ (Москва)
А. М. Романов
к. м. н., главврач клиники ОАО «Импламед»
Адгезивная стоматология является сегодня неотъемлемой частью стоматологической практики в целом. Общеизвестно, что стоматологические адгезивы при правильном применении обладают способностью укреплять ослабленный дентин или эмаль, снижать вероятность изменения цвета по краям реставрации, уменьшать краевую проницаемость и потенциально снижать постоперативную чувствительность [4].
Ассортимент адгезивных систем на сегодняшний день очень широкий и постоянно пополняется. Материалы значительно различаются по своим характеристикам и технике работы, что требует от врача определенных знаний и постоянного повышения квалификации в области адгезивной стоматологии [1]. В клинической практике стоматологи часто стоят перед выбором оптимального материала и методики применения адгезивных систем.
Поэтому, обобщив данные литературы и результаты собственных наблюдений, поделимся клиническими и технологическими особенностями использования различных поколений адгезивных систем.
Современные исследования показали, что для компенсации полимеризационной усадки композитных материалов, составляющей 1,6—5%, минимальная сила сцепления с твердыми тканями зуба должна составлять 18—20 Мпа. Поэтому в клинике используются адгезивы начиная с четвертого поколения, которые обладают данными свойствами.
Считается, что адгезивные системы четвертого поколения обеспечивают самую высокую адгезию композита к дентину и эмали [2]. Они содержат три компонента: праймер, кондиционер и бонд-агент (адгезив), который обеспечивает связь композита с гибридным слоем и эмалью зуба [3]. Адгезивные системы четвертого поколения стали достаточно большим скачком во всей истории адгезивных систем и до сих пор являются «золотым стандартом» [4]. Праймер представляет собой универсальный текучий раствор, хорошо смачивающий протравливаемую поверхность (рис. 1, 2). Основной функцией праймера является проникновение в пористую структуру коллагеновых волокон и образование переходного слоя. Структура переходного слоя впоследствии стабилизируется при следующем нанесении более вязкого адгезива (рис. 3). В результате значительно возрастает вероятность того, что адгезив достигнет самых глубоких слоев [3]. На стоматологическом приеме мы используем адгезивную систему 4-го поколения «Солобонд Плюс» (Solobond Plus, VOCO). На наш взгляд, огромным преимуществом данной системы перед аналогами является образование прочной связи композита с тканями зуба и эффект немедленного сцепления (композит приклеивается к бонду, а не к инструменту).
В состав адгезивных систем пятого поколения входят материалы, объединяющие в себе свойства праймера и адгезива, применяются они только в два этапа: протравливание и нанесение однокомпонентного адгезива [3]. Известно, что действие адгезивных систем четвертого и пятого поколений основано на растворении и полном удалении «смазанного» слоя. Поэтому применение этих систем предусматривает технику тотального кондиционирования твердых тканей зуба [3]. Обращаем ваше внимание на то, что адгезивные системы 4-го и 5-го поколений вносят очень аккуратно, чтобы не повредить коллагеновые волокна дентина туширующими или апплицирующими движениями (рис. 4). Втирать эти адгезивы категорически запрещено!
Преимущества адгезивных систем 5-го поколения: высокие показатели силы сцепления с эмалью и дентином, хорошие отдаленные клинические результаты, удобство в работе, меньшие время и количество этапов, совместимость со всеми светоотверждаемыми материалами. Однокомпонентная система сводит до минимума источники ошибок, которые могут появляться при замешивании, и упрощает хранение. Одним из популярных адгезивов 5-го поколения является «Солобонд М» (Solobond M, VOCO). На наш взгляд, уникальное преимущество «Солобонд М» в возможности его однократной аппликации на поверхность тканей зуба и быстрого высушивания под действием струи воздуха без образования «волн» (рис. 5). Адгезивные системы пятого поколения до сих пор наиболее популярны, так как просты в использовании и дают предсказуемый результат. Постоперационная чувствительность при их применении также невысока.
Как показывает наш опыт клинического применения, «Солобонд М» обеспечивает надежные адгезию и краевое прилегание пломбы, сводит к минимуму риск развития постоперативной чувствительности. Он может быть рекомендован в качестве основной адгезивной системы в ежедневной работе врача-стоматолога.
Адгезивы пятого поколения представляют собой соединения низкомолекулярных гидрофильных смол и эластомеров, растворенных в ацетоне, спирте и воде. Поэтому адгезивные системы 5-го поколения делятся на две базовые группы: этанолсодержащие и ацетонсодержащие [2].
Ацетон обладает самой высокой испаряемостью, поэтому системы на основе ацетона наименее чувствительны к количеству остаточной влаги, которая может препятствовать проникновению праймера в дентин и нарушать полимеризацию. Время пропитывания тканей зуба у этих систем наименьшее [2]. Кроме того, в литературе имеются сведения о том, что ацетонсодержащий адгезив способен обеспечить более длительное сохранение эстетических параметров при реставрации фронтальной группы зубов с достаточным слоем эмали [4]. Также ацетонсодержащие адгезивы показывают более высокие результаты при измерении силы сцепления при лечении зубов с использованием штифтов.
Спирт обладает средней испаряемостью, поэтому спиртсодержащим системам требуется больше времени, чтобы пропитать дентин [5]. Установлено, что спирт обладает более высокой способностью поднимать и сохранять в расширенном состоянии деминерализованный дентин, чем ацетон. Такое действие связано с тем, что вода и спирт заставляют коллагеновые волокна разделяться, что позволяет существенно увеличить площадь поверхности бондинга. До сих пор нет единого мнения о том, система с каким растворителем лучше, однако на рынке более широко представлены спиртсодержащие системы и системы с комбинацией растворителей [5].
Адгезивные системы 6-го поколения представляют собой одно- и двухкомпонентные одношаговые самопротравливающие связующие препараты.
Они не нуждаются в отдельном протравливании дентинной поверхности. Характерными особенностями систем этого поколения являются самопротравливание и самокондиционирование. Неувлажненный дентин не создает проблем для соединения. Параллельно проходит два процесса — деминерализация и праймирование. При такой системе для реставрации зубов можно использовать совершенно любой композиционный материал, обеспечивая при этом надежное соединение. Преимущество самопротравливающих адгезивных систем — в том, что дентин протравливается неглубоко и не удаляются «пробки» в каналах. Очевидно, что их использование в большинстве случаев не сопровождается послеоперационной чувствительностью. Наносить такой адгезив необходимо втирающими движениями! Из адгезивных систем 6-го поколения мы используем «Футурабонд НР» (Futurabond NR, VOCO). Данные многолетних клинических испытаний продемонстрировали чрезвычайно высокие показатели силы сцепления «Футурабонда НР», сопоставимые с таковыми при использовании техники тотального травления. Содержащаяся в «Футурабонде НР» суперстабильная эмульсия из наночастиц, полученных по запатентованной технологии сол-гель (Sol-gel), позволяет наносить материал только одним слоем и фотополимеризовать в течение 10 секунд, что обеспечивает высокую прочность адгезии и необыкновенное удобство применения (рис. 6). Он экономит время, а это особенно ценно в геронтологической и детской практике. «Футурабонд НР» выделяет фториды, которые предупреждают развитие «вторичного» кариеса.
Кроме того, самопротравливающие адгезивы идеально подходят для реставрации пришеечных дефектов твердых тканей зуба. Дело в том, что с течением времени в области дна дефекта происходит гиперминерализация (дентиновый склероз), приводящая к закрытию просвета дентинных канальцев кристаллами минералов, затрудняющих доступ в эти участки адгезивных систем. Применение же самопротравливающих адгезивных систем позволяет трансформировать смазанный слой и одновременно декальцинировать поверхностный слой в области дефекта в сочетании с предварительным протравливанием границ скоса ортофосфорной кислотой. Особый интерес для врачей представляет «Футурабонд ДЦ» — самопротравливающий адгезив двойного отверждения. Мы рекомендуем применять данную систему в таких клинических ситуациях, при которых света фотополимеризатора недостаточно для полноценного просвечивания адгезива, например в труднодоступных участках: при фиксации стекловолоконных штифтов, виниров, вкладок и т. д. Если «Футурабонд ДЦ» полностью не просветится лампой, он в течение 3 минут полимеризуется самостоятельно химическим путем (рис. 7).
Преимущества адгезивов 6-го поколения: отсутствие этапа протравливания и смывания, более простая и быстрая методика работы, низкий риск развития постоперативной чувствительности, многофункциональность. Недостатки: недостаточная эффективность протравливания интактной эмали и склерозированного дентина, нестабильность химического состава при длительном хранении.
Адгезивные системы 7-го поколения являются однокомпонентными, светоотверждаемыми. В состав вещества входит десенситайзер. Все содержится в одной бутылочке, что очень удобно и значительно сокращает время работы стоматолога. Для системы характерно частичное открывание дентинных канальцев с образованием структурной связи. При использовании на поверхности эмали заметно укрепляет ее, образуя прочный поверхностный слой. За счет того, что такая система способна проникать глубоко в дентин, она создает надежную герметизацию канальцев.
Преимущества и недостатки почти такие же, как у адгезивов 6-го поколения
Интересен тот факт, что сила сцепления с дентином при использовании самопротравливающих систем приближается к показателям силы адгезии при технике тотального протравливания, но все же не может достигнуть уровня аналогичных показателей при связи с эмалью из-за более низкого рН кислотного праймера (рН ~ 0.9—2.8) по сравнению с фосфорной кислотой (рН ~ 0,6).Чем меньше рН кислотного праймера, тем слабее проходит протравливание препарированной эмали и тем ниже возможность протравливания интактной эмали по сравнению с фосфорной кислотой. Поскольку известно, что сцепление с эмалью стабильно во времени, в отличие от связи с дентином, которая со временем деградирует, логично направить усилия на увеличение силы контакта именно с этой структурной тканью. Поэтому сочетание селективного протравливания эмали фосфорной кислотой и самопротравливания дентина обоснованно считается наиболее подходящим вариантом для достижения адгезии (рис. 8). Тем не менее проблема остается в том, что из-за аппликации или удаления травящего геля возникает возможность контаминации дентина, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности использования кислотных праймеров [1, 2].
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что среди большого разнообразия адгезивных систем остается много нерешенных вопросов. По нашему мнению, при выборе бондинговой системы в клинической практике необходимо учитывать множество факторов, в том числе групповую принадлежность зубов, возраст пациента и степень витальности зубов [2].
Бесспорным остается тот факт, что самопротравливающие адгезивы способны удалять слой биопленки с поверхности зуба менее эффективно, нежели ортофосфорная кислота в технике тотального травления. Однако при технике тотального травления происходит удаление пленки смазанного слоя и деминерализация поверхностного слоя дентина. Самопротравливание дентина отличается отсутствием раскрытия дентинных трубочек и этапа смывания протравливающего агента, что значительно снижает риск развития постоперативной чувствительности [5]. Несмотря на то что гибридный слой тонок, прочность соединения адгезива и дентина очень высока [6—8].
Следовательно, самопротравливающие адгезивные системы в ряде клинических случаев более предпочтительны, чем системы тотального протравливания, когда остаточные структуры эмали подвергаются механической обработке, а поверхность, с которой будет формироваться соединение, представлена в основном дентином. Также эти системы предпочтительны в тех зонах полости рта, где затруднена изоляция рабочего поля от ротовых жидкостей [4].
Таким образом, для достижения высококачественного конечного результата важны не только грамотный выбор адгезивной системы, но и тщательное соблюдение всех рекомендаций по технологии ее применения.
Лобовкина Лариса Александровна, к. м. н., заведующая лечебно-профилактическим отделением филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ, Россия, Москва
Lobovkina L. A., candidate of medical science, head of the Department of Dental-Prophylactics of the Burdenko State Military Clinical Hospital (affiliate №6 Ministry of Defense of Russian Federation), Russia, Moscow
Романов Алексей Михайлович, к. м. н., главный врач клиники ОАО «Импламед», Россия, Москва
Dr. Alexey Romanov, M.S. Ph.D. Chief Dentist OAO «IMPLAMED», Russia, Moscow
127560, г. Москва, ул. Академика Скрябина, Ул.Академика Скрябина, 3
УДК: 616.31
Тел. +7 (495) 371-36-03
e-mail: lobovkina@yandex.ru
Аннотация. На протяжении многих лет практически во всех клинических ситуациях широко применяются композитные материалы и адгезивные системы для реставрации. Ассортимент адгезивных систем на сегодняшний день очень широк и постоянно пополняется. В клинической практике стоматологи часто стоят перед выбором оптимального материала и методики применения адгезивных систем. Поэтому, обобщив данные литературы и результаты собственных наблюдений, авторы поделились клиническими и технологическими особенностями использования различных поколений адгезивных систем.
Adhesive systems and their role in modern dentistry
Annotation. For many years almost all clinical situations, widely used composite materials and adhesive technology of restoration. The range of adhesive systems today is very wide and constantly updated. In clinical practice, dentists often face the choice of optimal material and methods of application of adhesive systems. Therefore, summarizing the literature data, as well as the results of their own observations, the authors of this article want to share the clinical and technological features of the use of different generations of adhesive systems.
Ключевые слова: адгезивные системы, сила сцепления с твердыми тканями зуба, тотальное кондиционирование, самопротравливающие адгезивы.
Keywords: adhesive systems; the strength of adhesion to hard tooth tissues; total etch conditioning; self-etching adhesives.
Литература
1. Остролоповская О. В., Анохина А. В., Рувинская Г. Р. Современные адгезивные системы в клинической стоматологии // Практическая медицина. — 2013. — Сентябрь (72). — С. 15—20.
2. Остолоповская О. В., Анохина А. В., Рувинская Г. Р. Проблемы применения адгезивных систем в практике врача-стоматолога на основании анализа современных публикаций // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 13—18.
3. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие: в 3 т. / под ред. А. И. Николаева, Л. М. Цепова. — 10-е изд., перераб. — М.: МЕДпресс-информ, 2018. — 624 с.
4. Семикозов О. В. Клинический взгляд на самопротравливающие адгезивы // Проблемы стоматологии — 2010. — № 4. — С. 12—14.
5. Храмченко С. Н., Казеко Л. А., Горегляд А. А. Современные адгезивные системы // Учебно-методическое пособие. — Минск: БГМУ, 2008. — 49 с.
6. Mahn E. Адгезивная техника — так же просто, как писать // DENTALLIFE. — 2008. — № 5. — С. 4—4.
7. Pashley David H. Развитие дентинного бондинга: от «без протравливания» через «общее протравливание» к «самопротравливанию» // Новое в стоматологии. — 2004. — № 1. — С. 2—8.
8. Waning A., Smidt A., Van Pelt H. Направления в адгезивной стоматологии, клинические перспективы // Маэстро стоматологии. — 2003. — № 2. — С. 73—75.