Междисциплинарный подход: остеопатия в стоматологии
В последнее время большое внимание уделяется междисциплинарному подходу в стоматологии, который позволяет существенно повысить эффективность проводимого лечения. И речь идет не только о взаимодействии специалистов стоматологического профиля.
Назрела насущная необходимость привлечения в стоматологическую команду врачей общемедицинской направленности, и прежде всего остеопатов, поскольку понимание целостности организма не позволяет изолированно подходить к лечению стоматогнатической системы, особенно в случаях кранио-мандибулярных расстройств. Внимание стоматологов к остеопатии объясняется тем, что кранио-мандибулярная система является «точкой пересечения» интересов и возможностей стоматологии и остеопатии. Мы подходим к решению одной и той же проблемы с различных позиций, «идем на вершину горы разными тропами». В чем же заключаются различия?
Прежде всего во взгляде на роль зубов. Несколько утрируя, можно сказать, что остеопатия рассматривает зубы как «инструмент» для улыбки, которым можно что-нибудь откусить и пережевать, и еще они участвуют в произношении звуков (хотя и без зубов люди разговаривают вполне сносно). Стоматология же абсолютизирует окклюзионные положения нижней челюсти, в особенности центральную окклюзию, так как именно в этом положении жевательные мышцы способны развивать максимальные усилия. Наверное, истина, как всегда, находится где-то посередине между этими полярными точками зрения. И наша задача — показать остеопатам стоматологические способы лечения кранио-мандибулярных дисфункций, а стоматологам — возможности остеопатической коррекции краниальных (и не только) нарушений.
Тесное сотрудничество врачей-стоматологов с остеопатами, как показывает мировой медицинский опыт, является ключевым моментом успешного лечения пациентов с кранио-мандибулярными расстройствами
Начнем со стоматологии (для остеопатов). Главное положение нижней челюсти в центральной окклюзии в норме характеризуется множественными окклюзионными контактами во всех группах зубов, которые обеспечивают стабильное положение челюсти при различной активности жевательных мышц. Следующий признак — суставной: головки нижней челюсти должны находиться в центрах суставных ямок, а ширина суставной щели должна быть равномерной в пределах 2,5—3 мм. Третий признак — мышечный: нижняя челюсть должна быть в «зоне мышечного комфорта», когда жевательные мышцы расслаблены и не находятся в состоянии гипертонуса или спазма.
Ведущая роль в этой триаде отводится окклюзии, так как ни височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС), ни жевательные мышцы не могут удержать нижнюю челюсть в физиологической позиции, если измененные окклюзионные поверхности зубных рядов «заставляют» челюсть соскальзывать и фиксироваться во вторичном, вынужденном, патологическом положении. Поэтому задача стоматолога — вернуть нижнюю челюсть в исходное положение и создать множественные окклюзионные контакты во всех группах зубов (чаще всего путем протезирования или ортодонтического лечения) с восстановлением положения головок нижней челюсти в суставных ямках. Правда, проведение такого лечения бывает затруднено из-за того, что жевательные мышцы «запрограммированы» под привычное (хоть и неправильное, патологическое) положение нижней челюсти в «центральной» окклюзии.
Теперь — об остеопатии для стоматологов. Еще в 1939 году Уильям Гарднер Сазерленд опубликовал монографию «The cranial bowl», в которой описал синхронную микроподвижность костей черепа и крестца для обеспечения движения ликвора, что, в свою очередь, является крайне важным элементом обеспечения жизнедеятельности нервной ткани головного и спинного мозга. Автор назвал эти ритмичные (8—12 циклов в минуту) движения «первичный дыхательный механизм (ПДМ)», но сегодня чаще используется термин «кранио-сакральный механизм» (КСМ: кранион — череп и сакрум — крестец).
Основной импульс задается движением клиновидной и затылочной костей в сочленении, называемом «сфено-базиллярный синхондроз (СБС)», — главном, по мнению остеопатов, суставе тела человека. Он локализуется в области «турецкого седла», и сюда же проецируется точка пересечения длинных осей зубов верхней челюсти. Нетрудно предположить, что жевательная активность стоматогнатической системы в норме гармонично сочетается и усиливает деятельность КСМ, и наоборот, «стоматологические погрешности» нарушают работу КСМ и ухудшают функционирование одной из самых главных систем жизнеобеспечения организма — нервной системы.
Здесь необходимо сказать, что в остеопатии вся диагностика проводится путем пальпации (и перцепции), и это затрудняет объективизацию и визуализацию полученных данных. Мы разработали простой в использовании аппарат (анализатор HIP-плоскости), который позволяет в первое посещение получить первичную информацию о положении зубного ряда верхней челюсти и всего верхнечелюстного комплекса в целом (подробнее — в Dental Magazine № 9 за 2013 и № 2 за 2014 гг.). Далее — целый комплекс остеопатических дисфункций, которые могут влиять на состояние кранио-мандибулярной системы. Это и нарушения осанки, и нестабильность тазовых костей и плечевого пояса, и различные виды укорочения конечностей — всех и не перечислишь.
Скажем лишь, что они влияют на положение головы, функциональное состояние жевательных мышц, и поэтому правильное определение центральной окклюзии (или центрального соотношения) может быть затруднено или вовсе невозможно. К тому же блокирование височных костей в наружной или внутренней ротации изменяет соотношение суставных ямок и головок нижней челюсти, и все наши стоматологические способы лечения не дают ожидаемого эффекта.
Конечно, невозможно сразу охватить весь спектр остеопатических причин и тем более включить остеопатические способы лечения в свой стоматологический арсенал без получения базового остеопатического образования, но любое движение в этом направлении, безусловно, расширит возможности специалистов в лечении пациентов со сложными случаями.
Таким образом, тесное сотрудничество стоматологов с остеопатами, как показывает мировой опыт, является ключевым моментом успешного лечения пациентов с кранио-мандибулярными расстройствами.