Эра бережного отношения

Архисложно посчитать все проблемы, связанные с якобы недорогими инструментами, которые не представляют собой целостную систему и обрабатываются хаотично, — отмечает главный врач стоматологической клиники Dentblanc Георгий Бедненко. Слово «якобы» эксперт выделяет как ключевое. Ведь попытки сэкономить за счет инструментов на деле оборачиваются для бизнеса дополнительными тратами из-за частых замен.

Dental Magazine: Георгий, вы руководите одной из ведущих клиник Москвы. Расскажите, какие услуги в ней оказываются?

Георгий Бедненко: Dentblanc — это семейная клиника.
У нас есть и детские врачи, и врачи-ортодонты, оказываются услуги по имплантации и костной пластике, при этом весь комплекс услуг мы можем оказать в одном месте, что, конечно, очень удобно. Предупреждая вопрос о ценах, могу сказать: мы находимся в среднем ценовом сегменте и ориентированы на семьи c уровнем дохода около 50 тысяч рублей на одного члена семьи. Мы контролируем наши цены, и, как результат, клиника заполнена практически на 80 процентов.

Над оставшимися двадцатью мы, конечно, работаем. 

DM: Клиника в Москве — вторая по счету. Первую вы, если не ошибаюсь, открыли в Реутове. Какой опыт удалось перенять из первой клиники? Какие нестандартные решения интегрировать?

Г. Б.: В Реутове у нас действует большая клиника: трехэтажное здание площадью более 1200 квадратных метров и около 50 врачей в штате. Изначально там существовала потоковая система стерилизации, но не было единого ЦСО. Оно было в нескольких помещениях, поэтому цикл проходил сложно. В московской клинике все было спроектировано куда более рационально: определенное количество кресел, инструментов, помещение для ЦСО, оборудование. Нам не составило труда просчитать все для обеспечения отлаженного процесса оборота инструментов в клинике.

DM: Тем не менее в Реутове у вас уже был опыт испо­льзования кассет IMS (Instrument Management System — система для хранения и ухода за инструментами) Hu-Friedy?

Г. Б.: Да, но там мы использовали их гораздо меньше, только для определенных специальностей и не в системе IMS. В ходу был инструментарий более низкого ценового сегмента, что во многом затрудняло работу врачей, поскольку они не могли выполнять мелкие и малоинвазивные манипуляции, которые возможны, к примеру, с Hu-Friedy. В нашем новом проекте Dentblanc мы уже не рассматривали дешевые варианты. Клиника полностью оснащена инструментами Hu-Friedy, которые хранятся и обрабатываются в кассетах IMS. Это был сознательный выбор, и на протяжении пяти лет работы клиники мы все больше убеждаемся в его правильности.

DM: В чем, на ваш взгляд, состоит главная ошибка клиник, которые экономят на инструментах?

Г. Б.: Архисложно посчитать все проблемы, связанные с якобы недорогими инструментами, которые не представляют собой целостную систему и обрабатываются хаотично. Попытки сэкономить на деле оборачиваются дополнительными тратами из-за частых замен. Ведь для инструментов невозможно просчитать даже приблизительные сроки эксплуатации, если они обрабатываются некачественно, то есть не в кассетах, а в подвижном состоянии, не в термодезинфекторе, а вручную. В таких условиях они достаточно быстро тупятся, ломаются, покрываются коррозией и выходят из строя. Что касается организации современного цикла оборота инструментов (IMS), то при его наличии в клинике можно значительно повысить уровень инфекционного контроля, безопасности персонала, который работает в ЦСО, сэкономить на том, что не покупаем ничего лишнего, ведь в IMS все может быть просчитано до мельчайших деталей.

INT_6493-Edit_opt

DM: Какие ошибки чаще всего допускает медицинский персонал клиник в этом вопросе?

Г. Б.: Все инструменты должны храниться и обрабатываться в кассетах, где каждый элемент надежно фиксируется силиконовыми вставками и имеет свое место. В таких кассетах есть отделения для аксессуаров и специальные крепежи для ножниц и иглодержателей. Если этого нет, инструмент собирается в «кучу» и в таком виде моется и дезинфицируется. Трение в процессе мойки/чистки приводит к стиранию защитного слоя, появлению коррозии и в конечном счете к поломке инструмента и его замене. И не имеет значения, говорим мы о ручной обработке или автоматической, потому что даже в термодезинфекторе инструмент должен быть в кассете.

DM: Иными словами, экономия отражается на качестве некоторых манипуляций в процессе работы?

Г. Б.: Совершенно верно. Глядя на все это, я принял для себя решение, что необходимо найти такую систему, которая могла бы дать возможность обрабатывать, идентифицировать инструмент, лучше стерилизовать и дольше сохранять его. Могу сказать, что наши инструменты Hu-Friedy работают пять лет и, может быть, кроме зондов, замене мало что подлежит. Интересно, что даже до врачей иногда сложно донести и объяснить важность того, в каком состоянии находится инструмент, когда он обрабатывается, стерилизуется. Если его обработка происходит в моечной машине и не в кассете, то со временем рабочие поверхности стираются, инструмент становится хрупким, тупым. Когда инструмент моется поштучно, его нередко роняют, что также влечет изменение формы. Как это объяснить людям, которые не вникали в эти важные процессы? Специалисты, которые не пробовали инструменты Hu-Friedy, считают свои инструменты хорошими, а тех врачей, кто попробовал Hu-Friedy, вряд ли сподвигнешь на применение другого инструментария.

DM: В вашей клинике есть такая опция, как индивидуальный набор инструментов и для одной семьи, и для конкретного пациента. Востребованна ли она?

Г. Б.: Да. Сейчас достаточно много людей, которые очень серьезно подходят к вопросу личной безопасности, и мы решили, что должны предложить такую услугу нашим клиентам. Человек, купивший свой набор, который обрабатывается, стерилизуется и укладывается на складе с указанием фамилии, даты последнего визита и данных о последней стерилизации, может быть уверен в результате. Когда пациент приходит в клинику, ассистент приносит кассету с его персональными инструментами, и врач использует только их. Да, некоторые говорят: «А вот боры-то не одноразовые». Но, прибегая к использованию такой методики, мы все равно минимизируем возможность инфицирования.

И, конечно, применять такую технологию нам очень помогает кодировка инструментов. 

DM: Как организован рабочий процесс в вашей стерилизационной?

Г. Б.: Там работает посменно два человека. Это стерилизационные сестры, которые приходят утром, до начала работы врачей, запускают процессы и уходят после того, как клиника завершает свою работу. Все процессы механизированы, и, к примеру, помещая лоток в моечную машину, мы четко представляем, сколько времени это займет, и можем рассчитать нагрузку стерилизационной сестры, чтобы процесс не прерывался. На каждый кабинет выделено определенное количество кассет, которое рассчитывается весьма точно. Если врач работает 12 часов, соответственно, ему понадобится не менее 12 наборов инструментов. Если по каким-то причинам из этих 12 наборов несколько останутся невостребованными, они будут перенесены на следующую смену. 

INT_6352_opt

DM: Какое значение для вас имеет кодировка по направлениям? Помогает ли это в работе?

Г. Б.: Кодировка очень важна: она экономит время, помогает в раскладке инструментов, в формировании наборов, в распределении по кабинетам. Она позволяет не заменять инструменты одних врачей на инструменты других, а ведь в этом вопросе стоматологи крайне щепетильны и для клиник, где нет правильно организованной стерилизации, это достаточно частая проблема. Помимо этого, кодировка дает возможность определить, из какого именно кабинета поступил сломанный или измененный в своей конфигурации инструмент, за счет чего руководству не составит труда выявить виновника. Да, конечно, первое время поломки инструментов были и у нас, но после того как ущерб стали покрывать врачи, допустившие их поломку, количество инцидентов резко сократилось и в наших клиниках началась эра бережного отношения. 

DM: Легко ли было обучить сотрудников работе с IMS: что такое кодировка, как раскладывать инструменты — и другим важным нюансам?

Г. Б.: Любая система дает возможность производить определенные действия и прописывать их порядок. Каждый новый человек, приходящий на работу в нашу стерилизационную, обязан изучить все аспекты ее работы. У него есть наставник, который контролирует обучение новичка и следит за тем, чтобы все допущенные ошибки были устранены. Затем сотрудник сдает первичный экзамен специальной комиссии из трех специалистов, после чего некоторое время работает вторым ассистентом. Далее он становится первым ассистентом, работу которого строго контролируют. Потом вновь сдает экзамен и становится полноценным ассистентом или стерилизационной сестрой.

DM: Что бы вы посоветовали специалистам, которые только планируют открыть клинику?

Г. Б.: Клиника — это организм. Все процессы в ней должны быть правильно налажены и отточены. Любой отход от стандартов влечет за собой дальнейшие сбои, финансовые и, как следствие, имиджевые потери.

Качество стоматологического инструмента, его оборот в клинике и инфекционный контроль — одни из самых важных процессов для клиники. Выбор системы IMS позволяет обеспечить качественный уход за инструментом, получить реальный стабильный результат, сохранить инструментарий, чтобы он мог служить долгие годы. Именно эти критерии и были решающим аргументом при выборе системы IMS от Hu-Friedy, лучше которой я на рынке не нашел.  

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций