Сгоревшие от труда
Тема синдрома профессионального выгорания врачей-стоматологов описана в работах психологов и HR-консультантов, на мой взгляд, в достаточном объеме. Однако, проводя большое количество семинаров и лекций, я замечаю, что врачи не придают этой проблеме серьезного значения, не пытаются как-то повлиять на ситуацию. О чем сами же впоследствии жалеют.
Проработав в платной медицине более четверти века, я смог выявить несколько основных причин профессионального выгорания врачей-стоматологов в зависимости от этапа трудовой деятельности.
Выгорание в начале карьеры
Очень часто врач-стоматолог уже на первом этапе практической деятельности испытывает профессиональный стресс. С чем это связано, на мой взгляд? Ключевым фактором здесь является организация, в которой работает молодой специалист.
Как правило, на старте своей карьеры врач решает две задачи:
- формирование личностного бренда («я — специалист»);
- обеспечение собственной стабильности и безопасности.
В это время он с удовольствием экспериментирует с материалами и технологиями, занимается поиском одной или нескольких специализаций, в которых хотел бы себя реализовать. Только все ли руководители клиник готовы предоставить право на эксперимент молодому работнику? Практика показывает, что нет.
Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство стоматологов — «люди процессов». Это логично на начальном этапе. Врачу необходимо научиться грамотно «диагностировать и лечить», то есть выполнять стандарты диагностики и лечения, которые приняты в клинике в качестве правил. К сожалению, они есть не всегда. А если и есть, то ими никто не пользуется. Задача руководителей на данном этапе — информирование сотрудника о системе ценностей организации, в которую тот пришел работать. Помимо этого важны четкое распределение обязанностей, грамотно написанная должностная инструкция, четкая постановка целей и задач. Благоприятный психологический микроклимат в клинике, отсутствие «дедовщины» также имеют большое значение.
Кроме того, менеджмент стоматологии должен построить систему внутреннего обучения и развития молодого сотрудника, которая способствовала бы его профессиональному росту. И вот здесь, как правило, возникают серьезные проблемы. Камнями преткновения становятся огромные пробелы в системе образования и непонимание того, что врач работает в организации, занимающейся медицинским бизнесом. Здесь все говорят, что на первом месте — медицина, на деле же отводят ей второстепенную роль (зачастую ориентированность на пациента остается только лозунгом даже в клиниках, оказывающих платные услуги). Сотрудники не хотят или не умеют соблюдать принципы сервиса, нацеленного на удовлетворение потребностей клиента.
Как итог, через два-четыре года после начала профессиональной деятельности у врача-стоматолога возникает снижение чувства компетентности, появляется неудовлетворенность возможностями, предоставляемыми клиникой, и карьерой специалиста. Нередко это усугубляется сравнением результатов своей работы с показателями коллег или людей, с которыми ты вместе учился и у которых «все хорошо».
Смена места работы врачом на данном этапе встречается гораздо чаще, чем в более позднем периоде. Это и понятно, у доктора продолжается профессиональное самоопределение. Многие знания и технологии, которые он может получить в одной организации, ему не предоставляются в другой. Я считаю, что процесс выбора организации сотрудником идет вместе с процессом выбора сотрудника организацией. Ограничения на данном этапе в «работе на одном месте» ему только мешают. Особенно в том случае, если первые трудности адаптационного периода уже преодолены. Другой вопрос: а сможет и захочет ли специалист работать в другой организации параллельно, если все необходимое он получает у вас?
Нет, не хорошую стоматологическую установку, материалы и систему имплантатов, а именно все необходимое? И совпадает ли его понимание необходимости с вашим? А ваше понимание — с требованиями времени и условиями высококонкурентного рынка? В нашей стране огромное количество врачей, которые никогда не учились эффективным переговорам с пациентом (говорят, что «жизнь научила»). Многие стоматологи ни разу в своей профессиональной жизни не принимали участия в семинарах, посвященным юридическим аспектам медицинской деятельности. «Зачем, «папа» (руководитель организации) сам все знает», — рассуждают они. Еще страшнее, что, работая в рамках одной стоматологической специализации, многие не видят необходимости в обучении другим специализациям (хотя бы на теоретическом уровне). Как следствие, пациент получает фрагментарное лечение. При этом все платные клиники называют комплексный подход в числе своих конкурентных преимуществ. Грустно, но это правда.
Выгорание на пике карьеры
Этот период, наступает, как правило, спустя семь — десять лет после начала практической деятельности (возможно, сейчас это происходит быстрее или медленнее). У меня это было давно, а будто вчера. Спустя семь лет после начала работы мне показалось, что моя профессиональная ситуация стабилизировалась и развиваться дальше некуда. Как правило, к этому моменту у врачей появляется семья, происходит переориентация ценностей. Стабильность, считаемая мной признаком мастерства, привела меня к поиску новых задач и целей, которые врач в этот период часто ставит перед собой. Кто-то начинает более активно развивать себя в выбранной специализации, кто-то — заниматься другой специализацией, расширяя профессиональные возможности. Кто-то пробует себя в должности руководителя, а некоторые открывают собственный бизнес.
Специалисты обнаруживают новые смыслы в самом содержании и процессе труда. В основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм, сколько готовность к риску и желание изменить ситуацию. Это и провоцирует основные симптомы профессионального выгорания на данном этапе. Необходимость изменений и выход из зоны комфорта приводят к накоплению физических, эмоциональных и поведенческих симптомов на фоне хронического стресса. Трудно стать революционером сразу, если ты консерватор. Появляются новые ценности, абсолютно другие, более совершенные цели. Они в итоге и приводят к качественно иному уровню профессионализма (или не приводят). Если этого не происходит, ситуация плавно переходит на следующий уровень.
Выгорание в период профессионального самовыражения
Как правило, в этой ситуации оказываются врачи «старой школы» (сейчас «старая школа» становится моложе). Мне (думаю, и вам тоже) очень часто встречаются специалисты в возрасте от сорока до пятидесяти лет с явным чувством неудовлетворенности. Последнее связано с невозможностью реализовать себя в сложившейся ситуации. Многим кажется, что новые, современные методики лечения уже не для них. Консерватизм суждений преобладает, меняется смысловая ценность профессии врача-стоматолога. Врачей не покидает недовольство собой, своим профессиональным статусом, состоянием здоровья. К сожалению, наша профессия после сорока лет начинает проявлять себя в полной мере (мне запретили работать в сорок два, не получилось) в отношении нашего здоровья. Все чаще наступает усталость, возникает необходимость дополнительного отдыха, появляются жалобы на недостаток эмоций. Все меньше интересуют нововведения.
По своему опыту могу сказать, что деление профессиональной жизни врачей на периоды в соответствии с возрастом очень условно. Мне приходилось работать с людьми, которые испытывали выгорание периода профессионального самовыражения в возрасте около тридцати лет. Также доводилось встречаться с врачами, практически не испытывавшими выгорания на работе. Но одно я могу сказать точно: чтобы не «сгореть» на фоне хронического стресса, необходимо постоянно заниматься профилактикой этого состояния. Профилактика в данном случае — залог не только успеха, но и профессионального долголетия.