Анатомия, физиология, гигиена цифровой зеркальной фотокамеры

В современной стоматологии необходимо точно запечатлеть ситуацию на разных этапах диагностики, лечения либо реабилитации пациента. Для врача-стоматолога снимок должен быть резким, информативным и точным, поэтому для этих целей подходит цифровая зеркальная фотокамера. В этой статье я расскажу о том, из каких элементов состоит цифровая зеркальная фотокамера, какими свойствами обладает, какие настройки устанавливать и как за ней ухаживать, а также какие масштабы использовать при различных укладках.

Для начала нужно ответить на вопрос: почему я выбираю цифровой зеркальный фотоаппарат? Ведь размеры и вес цифровой зеркальной фотокамеры довольно значительны, да и цена оставляет желать лучшего по сравнению с огромным количеством модных, красивых, легких и сравнительно недорогих цифровых фотокамер.

В первую очередь меня подкупает матрица зеркальной камеры, которая при тех же мегапикселах выдает результат гораздо выше, чем у любого компактного фотоаппарата. Также плюсом является реальная визуализация изображения, когда снимаемый объект я вижу через объектив без жидкокристаллических электронных дисплеев, при этом матрица включается только во время съемки: таким образом, происходит значительная экономия заряда батареи. И, конечно, нужным качеством является возможность комплектовать зеркальную камеру по потребностям и по ценовым категориям.

Теперь рассмотрим строение цифровой зеркальной фотокамеры.

Боди — тело зеркальной камеры, основные элементы которого — сам корпус. Зеркало направляет изображение с объектива вверх на призму и в окуляр. Выдержка (экспозиция) — это время, в течение которого матрица воспринимает свет. За зеркалом перед матрицей находится затвор, состоящий из шторок, одна из которых открывает матрицу во время съемки кадра и отсчитывает время выдержки, вторая закрывает. Если экспозиция меньше 1/200 секунды, то первая шторка не успевает до конца открыть матрицу, в то время как вторая закрывает, и по кадру пробегает полоска света, более узкая при меньшей экспозиции.

Матрица, «сердце» зеркальной камеры, преобразует свет после открывания затвора в электрический сигнал. Чувствительность матрицы к свету называется ИСО. Фотоаппараты с матрицей 24*36 мм называют полнокадровыми.


Плюсом камер с меньшей матрицей, например 1,6, является способность вырезать центральную, наиболее резкую часть изображения с объектива, что особенно важно при макросъемке
 Обычно это профессиональные модели цифровых зеркальных фотокамер. Полупрофессиональные и любительские модели имеют матрицу меньше размера стандартного полного пленочного кадра. Соотношение уменьшенной матрицы к размеру кадра 24*36 мм называют кроп-фактор. Полный кадр нужен для создания художественной фотографии. Например, для создания портретов необходимо настроить минимальную глубину резкости, чтобы выделить объект съемки и размыть задний фон, при съемке пейзажей и архитектуры нужен более широкий угол съемки, высокая чувствительность матрицы нужна при плохих условиях освещения.

Плюсом камер с меньшей матрицей, например 1,6, является способность вырезать центральную, наиболее резкую часть изображения с объектива, что особенно важно при макросъемке, когда нужно высокое разрешение по всему полю кадра.

Объектив крепится к камере посредством байонета специального соединения. По типу крепления часть объективов подходит только к камерам с уменьшенной матрицей, другая часть подходит как к полнокадровым, так и к зеркальным камерам с уменьшенной матрицей.

На некоторых объективах имеется стабилизатор изображения. Работает по принципу авиационных гироскопов, а нужен он на длинных выдержках. Например, если знаменатель значения выдержки меньше значения фокусного расстояния, лучше включить стабилизатор изображения или поставить фотоаппарат на штатив. Если необходимости в использовании стабилизатора изображения нет, его лучше отключить.

Для стабилизации изображения, исключения смазывания кадра за счет шевеления фотокамеры необходимо правильно держать фотоаппарат. Ноги поставить на ширину плеч, левая нога впереди, ладонью левой руки подхватить объектив снизу (рис. 1), а локоть левой руки должен упереться в корпус. Стойка должна быть как у биатлониста во время стрельбы. Регулировать высоту можно, поднимая и опуская стоматологическое кресло по росту фотографа. Нельзя держать фотоаппарат за объектив большим пальцем снизу, а остальные — сверху (рис. 2).

Фокусное расстояние — это расстояние от собирающей линзы объектива до матрицы. Определяется при наводке объектива на бесконечность. Бывают объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием 50 мм, 60 мм или 100 мм и переменным фокусным расстоянием, например стандартный зум-объектив 18—55 мм.

Чем меньше фокусное расстояние у объектива, тем больше угол обзора, и наоборот. Объективы до 50 мм — широкоугольные, объективы 50—100 мм — портретные, свыше 100 мм — телеобъективы.

Макрообъективы бывают длиннофокусные, например 90, 100, 180 мм, и короткофокусные, например 50, 60 мм.

Перспектива — это изображение предметов, близко расположенных, как более крупные, и далеко расположенных, как более мелкие. Перспектива напрямую зависит от угла обзора и напрямую связана с фокусным расстоянием. Изображение, которое дает объектив 50 мм, приближено к картине, которую в перспективе воспринимает человеческий глаз.

Диафрагма (апертура) — это регулируемое отверстие, через которое проходит свет. От величины этого отверстия зависит светосила объектива. При наводке объектива на резкость с определенного расстояния существуют области за объектом и перед ним, которые изображены резко: это расстояние называется глубиной резко изображаемого пространства (глубина резкости) (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Чем меньше значение диафрагмы, тем больше отверстие, тем выше светосила, тем меньше глубина резко изображаемого пространства, и наоборот. При фотографировании с одинакового расстояния и при одинаковых настройках глубина резкости тем меньше, чем больше фокусное расстояние. Для фотографии рентгенограмм диафрагму нужно максимально открыть от значения 2,8 до 5,6, для того чтобы повысить светосилу для лучшего восприятия света от негатоскопа, проходящего через снимок. Глубина резко изображаемого пространства будет небольшой, но достаточной для того, чтобы запечатлеть плоское изображение на пленке.

Для внутриротовой фотографии больше подходят значения диафрагмы от 22 до 36 для получения максимальной глубины резко изображаемого пространства, то есть при съемке во рту нужно, чтобы максимальное количество объектов находилось в фокусе, а чтобы изображение не было темным, нужно использовать кольцевую или сегментарную фотовспышку для макросъемки.

Масштаб изображения — это отношение исходного размера отображаемого объекта к размеру его изображения на матрице (1:1, 1:2, 1:4).


Масштаб изображения — это отношение исходного размера отображаемого объекта к размеру его изображения на матрице (1:1, 1:2, 1:4)
 Автофокус — автоматическая наводка объектива на резкость. При съемке с автофокусом или ручной фокусировкой рекомендую всегда включать в меню фотоаппарата сигнал наведения объектива на резкость, это дает дополнительную подсказку, когда можно снимать. Автофокус отключают, если в изображении нет контрастных зон или по другим причинам автофокус не срабатывает или происходят промахи автофокуса. Также автофокус нужно отключить при съемке в определенном масштабе.

Это можно сделать на макрообъективах в определенной последовательности. Сначала отключаем автофокус, при этом звуковой сигнал сработки автофокуса включен, кольцом фокусировки устанавливаем масштаб (цифра 1:1, 1:2, 1:3 и т. д. устанавливается на корпусе макрообъектива), наводим на резкость путем приближения или удаления к объекту съемки и делаем снимок.

Например, масштаб 1:1 нужен, чтобы сделать кадр с максимальной детализацией (рис. 4), 1:1,5 для фото с эталоном расцветки (рис. 5), 1:2 для фотографии без зеркала спереди, зубы сомкнуты (точка фокуса по центру) (рис. 6), 1:2 для фотографии без зеркала спереди, зубы разомкнуты на 1 см (точка фокуса по центру) (рис. 7).

1:3. Окклюзионное фото в зеркало всего верхнего зубного ряда (точка фокуса: низ, право) (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

1:2. Окклюзионное фото в зеркало фронтального участка верхних зубов (точка фокуса: низ, право) (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

1:3. Окклюзионное фото в зеркало всего нижнего зубного ряда (точка фокуса: низ, право) (рис. 10).

Рис. 10

Рис. 10

1:2. Окклюзионное фото в зеркало фронтального участка нижних зубов (точка фокуса низ право) (рис. 11).

 

Рис. 11

Рис. 11

1:1,5. Фото в зеркало сбоку слева, зубы разомкнуты (точка фокуса по центру) (рис. 12).

Рис. 12

Рис. 12

1:1,5. Фото в зеркало сбоку слева, зубы сомкнуты (точка фокуса по центру) (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

1:1,5. Фото в зеркало сбоку справа, зубы разомкнуты (точка фокуса по центру) (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

1:1,5. Фото в зеркало сбоку справа, зубы сомкнуты (точка фокуса по центру) (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

Нужно не забыть сфотографировать листок с Ф. И. О. пациента и видом работы до и после фотосессии, для того чтобы потом легко было вспомнить, «чьи зубы и что делали», например «Иванов И. И., определение цвета».

Со стандартным объективом 18—55 можно делать почти все те же укладки, только без масштаба и в режиме автофокуса.

Важно переключать точку фокусировки в ручном режиме, чтобы точка фокуса всегда была на объекте съемки. Например, у «кенон450Д» кнопка переключения точки фокусировки находится на одной поверхности с дисплеем в верхнем правом углу (рис. 16).

Рис. 16

Рис. 16

При фотографировании, чтобы не запотевало окклюзионное зеркало, важно непрерывно на его поверхность направлять струю воздуха с воздушного пистолета стоматологической установки.

Фотоаппарат предлагаю настроить таким образом.

Настройки общие

  • Режим съемки — покадровый.
  • Стиль изображения — точный.
  • Режим замера – точечный.
  • Автофокус — включен для стандартных 18—55 объективов.
  • Автофокус — отключен для макрообъективов.
  • Звук автофокуса — включен.
  • Режим автофокуса — покадровый автофокус.
  • Функция автоповорота кадра — отключена.
  • Стабилизатор изображения — включать по необходимости.
  • Баланс белого — авто (можно выставлять пользовательский баланс белого).
  • Фокусное расстояние — 55 мм (для объектива 18—55).
  • ИСО — 100.

Настройки для рентгенограмм

  • Диафрагма — 1:5.6 (можно снизить до 1:2,8).
  • Экспозиция — 1:100 (можно снизить до 1:30).
  • Отключить вспышку.

Настройки для внутриротового фото

  • Диафрагма — 1:36 (можно менять от 1:36 до 1:22).
  • Экспозиция — 1:200.
  • Выставить необходимую мощность вспышки в ручном режиме (1:4, 1:8, 1:16 и т. д.).

В заключение несколько слов по уходу за цифровым фотоаппаратом (рис. 17).

Рис. 17

Рис. 17

Гигиена фотокамеры — это комплекс мероприятий, направленных на содержание фотокамеры в чистоте. Для этого можно с успехом применять обычную чистую зубную щетку для удаления загрязнений с корпуса фотоаппарата, дезинфицирующую салфетку, велюровую тряпочку и воздушный пистолет со стоматологической установки для продувания труднодоступных мест и поверхностей линз окуляра и объектива.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2934
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4524
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2352
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...