IT не по зубам

Многие отечественные зуботехнические лаборатории привыкли вести учет финансов, материалов и клиентов по старинке — в амбарной книге или в файлах Excel. Однако изменения, про­и­с­­­ходящие на рынке, требуют иных подходов к управлению бизнесом.

В российских городах сложилась разная структура рынка зуботехнических услуг. В некоторых это ряд крупных технически укомплектованных лабораторий, которые обслуживают клиники города и даже всего региона. Как правило, каждый из таких игроков имеет эксклюзивную услугу, о которой знают врачи клиник, заказывая работы техникам. К сожалению, подобных городов в России немного. Куда чаще встречается другой вариант, когда велик процент самостоятельно работающих техников, не объединенных в крупные предприятия.

Неконсолидированность рынка — одна из причин, препятствующих быстрому развитию автоматизации в зуботехнической сфере. Сюда же можно отнести невысокий уровень «компьютерной грамотности» персонала лабораторий, сложность восприятия IT как инструмента менеджмента. Часто руководство не понимает, как именно «неосязаемое» ПО может помочь в решении целого комплекса проблем.


Быстрому развитию автоматизации в зуботехнической сфере препятствуют неконсолидированность рынка, невысокий уровень «компьютерной грамотности» персонала, сложность восприятия IT как инструмента менеджмента
Зачем же нужны специализированные учетные компьютерные программы зуботехническим лабораториям или отдельным техникам? С одной стороны, интересно иметь такую программу, которая учитывает и взаиморасчеты с клиниками, и объемы работ по разным видам услуг, и финансовый результат. Которая позволяет увидеть, как поработал каждый техник. А если над проектом трудятся разные сотрудники на разных этапах, то полностью автоматизированный расчет их зарплаты, безусловно, удобен. К тому же специализированное ПО, как правило, содержит много другой информации, финансовой и аналитической, доступ к которой руководителю нужно иметь в любой момент. С этой стороны — одни плюсы. Но…

Всегда существует некое но, пока отсутствует фактор необходимости. Что же с другой стороны? Дополнительные расходы на технику и ПО. Освоение сотрудниками и руководителем новых программ. Отказ от бумажных книг учета. А это страшно. Ведь там записано и дописано, и перечеркнуто, и подчеркнуто важное. Сложно понять, невозможно сделать любую аналитическую выборку — да, зато записано все. И нужны-то только ручка и бумага.

«Особой аналитики мне пока не требуется, — рассуждает про себя руководитель лаборатории. — Дела идут нормально. Детализировать структуру прихода нет необходимости. Вот станет туго, тогда, может быть, дело и до анализа дойдет. А пока сидит у меня человек и считает все, что мне нужно на данном этапе. Я и так знаю, сколько прибыли мне приносят оказываемые услуги. А остальное — так, понты лишние».

Какие знакомые речи! Лет 20 назад точно так же говорили руководители стоматологических клиник. Им тоже хватало тетради «в клеточку», и дебет с кредитом они сводили не в специальной программе, а при помощи калькулятора. Так было ровно до тех пор, пока рынок позволял им не развиваться. Сейчас редкая клиника обходится без компьютеризированных систем управления. Изменения в бизнес-среде, новые правила игры на рынке вынудили руководителей не просто возглавлять бизнес, а управлять им. Но без компьютеризированных систем управления это потеря времени и точности, потеря контроля.

Стоматологические клиники это поняли. Когда поймут зуботехнические лаборатории? Покажет время.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций