Измерим успех

 

Шастин ЕН 006Е. Н. Шастин

профессор РАЕ, руководитель стоматологической клиники «ДентиК Люкс» (Краснодар)

 

Зачем молодые люди поступают на стоматологические факультеты? Вне зависимости от конкретной причины: родители настояли или с детства мечтал, а может, товарищ поступал, и с ним вместе, — это следствие знакомства с успешным стоматологом.

Родители отметили, как хорошо живет знакомый, а может, и незнакомый стоматолог, или в детстве стоматолог произвел хорошее впечатление, из чего был сделан вывод: «С помощью стоматологического образования можно достичь успеха!» Следовательно, поступая на стоматологический факультет, каждый молодой человек движим идеей достичь успеха в жизни при помощи стоматологии.


Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основным категорий.
А что же такое успех? Самый полный ответ на этот вопрос дан в 50-х годах прошлого века американским психологом Абрахамом Маслоу: «Успех — это удовлетворение потребностей человека», — пишет он в своих работах и приводит иерархию человеческих потребностей, известную как «пирамида Маслоу». Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий, которые имеют четкую иерархию. Так, в основании пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — духовные. «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Человек может игнорировать свои потребности, если увлечен какой-то идеей, например, отказываться от безопасности (рисковать) ради любимого человека.
По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Каждый человек работает для удовлетворения собственных потребностей, последовательно удовлетворяя одну за другой, и именно этот процесс делает жизнь человека осмысленной. Однако не всегда требуется полное удовлетворение предыдущей потребности для начала работы над следующей. Человек может игнорировать свои потребности, если увлечен какой-то идеей, например отказываться от безопасности (рисковать) ради любимого человека. В то же время у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, так же как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Приглядимся внимательно к «пирамиде Маслоу»: первые четыре ступени — это потребности, вызванные недостатком чего-либо. Будь то элементарные вещи: еда и кров — или сложные понятия: авторитет и любовь, — но общность в том, что человек испытывает их недостаток. И только пятая ступень вызвана избытком. Избытком внутренней энергии и идей. Идеи и избыток энергии, наполняя человека, могут менять его самого, перенося через собственные ограничения с помощью работы и творчества.

Однако в современном мире невозможно удовлетворить ни одной потребности без денег, так как за свой труд мы получаем деньги, а при помощи денег удовлетворяем потребности. Поэтому именно деньги являются мерилом выполненной работы и мерилом возможности удовлетворить собственные потребности, из чего совершенно справедливо сделать вывод, что деньги являются мерой успеха.

На разных ступенях мы по-разному тратим деньги на первой ступени — это еда, питье, тепло и кров. Не стоит путать: еда — это гречневая каша, а не ресторан, кров — это крыша над головой, а не дом в престижном районе. Как видите, чтобы выживать, надо не так-то много денег. Именно эти затраты входят в понятие «прожиточный минимум». На второй ступени деньги уходят на все, что позволит увеличить чувство личной безопасности и сможет застраховать нас в будущем от изменений. Это запасы и заделы, страховки и сбережения. На это тратится примерно 10 % зарабатываемых денег.


Становится понятно, что, чем больше наш доход, тем более мы можем потратить на нужды любимых людей, на обеспечение безопасности и на самореализацию.
На третьей ступени деньги тратятся на подарки, совместный досуг, организацию общения и на нужды любимых людей. Безусловно, траты на нужды близких людей самые приятные. Четвертая ступень — ступень «эго». Мы тратим деньги, стремясь изменить или подкрепить свой образ в глазах других. Мы хотим выделяться из толпы, привлекать внимание. На то, чтобы выделиться из толпы, и уходят деньги — на лучший по сравнению с теми, что у знакомых, автомобиль, на отличающийся от других мобильник, на яркую блузку раскрученного бренда, на необычный костюм или больший, чем у соседа, телевизор. Деньги на ступени «эго» — это плата за сравнение себя и своего окружения в свою пользу. На потребности третьей и четвертой ступени у нас уходит около 85 % наших доходов.

Пятая ступень — ступень самореализации. На что мы расходуем деньги? Деньги нужны, но не сами по себе, а материализуясь в разных вещах: в кистях для художника; в учебниках для познания; в программном обеспечении для творчества. Сколько осталось денег на самореализацию? Пять процентов — значит, вам крупно повезло: у большинства населения земли не более 1 % их денег уходит на самореализацию.

Становится абсолютно понятно, что, чем больше наш доход, тем больше мы можем потратить на нужды любимых людей, на обеспечение безопасности и на самореализацию. Соответственно, можно сказать: «Большее количество денег позволяет удовлетворить больше потребностей, что является большим успехом».

Но вернемся к стоматологии. Для многих моих коллег стоматология — не только работа, но и хобби, позволяющее реализовать собственный талант и амбиции, где, безусловно, большое значение имеет соревновательная составляющая. Ведь нет на свете лучше увлечения, чем создание и управление собственной практикой. Я и многие другие мои коллеги совершенствуем свои теоретические и практические знания, приобретаем новое оборудование, создаем порядок в клинике и следим за ним, для того чтобы наша практика считалась лучшей.

Объективным критерием успешности стоматологической практики является прибыльность. Говоря о прибыльности стоматологической практики, можно с уверенностью разделить всех участников стоматологического рынка по прибыльности на три категории, которые рассмотрим подробнее начиная с наименее прибыльной.

Третья категория (низкая прибыльность)

В эту категорию попадают врачи-стоматологи, выполняющие большое количество процедур и получающие при этом минимальную прибыль. Это большинство бюджетных учреждений, а также частные стоматологические клиники и кабинеты, определяющие стоимость своих услуг по платежеспособности пациентов. Такие практики характеризуются большим количеством пациентов, плотной записью, а загруженность клиник стремится к 100 %. Невысокий доход заставляет экономить буквально на всем: самое дешевое оборудование, самые дешевые материалы, а также экономия на персонале и зубопротезной лаборатории в итоге обязательно приводят к невысокому качеству работ. Конечно, можно попытаться улучшить качество, тратя больше времени на доделки и доработки, но в этом случае доход станет еще ниже.

Проводимые манипуляции в связи с постоянным дефицитом времени и слабым оснащением максимально простые. Низкий уровень сервиса, отсутствие индивидуального подхода к пациентам и постоянная занятость врачей вкупе с небольшим доходом сильно затрудняют самореализацию. Высокий уровень стресса обусловлен отсутствием времени на отдых и разгрузку, большим потоком пациентов, многие из которых хотят большего, чем простых манипуляций. Эмоциональное выгорание наиболее ярко выражено в этой категории, многие стараются найти выход в другом бизнесе и бросить стоматологию. До 70 % коллег попадают в эту категорию.

Вторая категория (средняя прибыльность)

К этой категории относятся 25 % врачей, которые выполняют меньше манипуляций, но получают большую прибыль. В основном это частные стоматологические клиники и кабинеты, ведущие агрессивную экономическую политику, использующие при определении стоимости услуг принцип прибыльности практики, а не платежеспособность пациентов, что позволяет получать значительно большую прибыль — естественно, при соответствующем цене сервисе и качестве услуг. Поддержание высокого качества требует, в свою очередь, высоких затрат на оборудование и материалы, на персонал и зуботехническую лабораторию, и именно нежелание нести эти затраты не позволяет врачам перейти в эту категорию.

Загрузка клиник этой категории значительно меньше и даже в лучших случаях составляет от 50 до 70 %. Количество пациентов позволяет работать, не используя программы лояльности и не реализовав диспансерное наблюдение. Однако, кроме забот о качестве лечения, появляется много сопутствующих забот: маркетинг, реклама, работа с персоналом и, конечно, сервис для пациентов. Несмотря на все дополнительные хлопоты, врач имеет время для отдыха и обучения, что позволяет значительно снизить уровень стресса. Чтобы попасть в эту категорию, надо немало трудиться. Это и создание собственной клиники, и формирование собственного имени, и овладение методами и навыками, отсутствующими у большинства коллег. Это увлекательный процесс, который зачастую становится самой важной жизненной задачей.

Первая категория (высокая прибыльность)

В этой категории всего 5 % стоматологов, сумевших таки организовать собственную практику высокого уровня, а также сформировать собственное имя, что позволяет им получать максимальную прибыль, возможную в данном регионе. Какие клиники попадают в эту категорию? Те, у которых все реализовано по принципу «все самое лучшее», и никаких компромиссов тут быть не может. Самое лучшее место для клиники, самые известные и опытные врачи, самый удачный интерьер и экстерьер, лучший персонал, естественно, лучшее оборудование и материалы и даже самый красивый туалет. Все имеет значение, и мелочей здесь нет! Создание такой практики требует немалых финансовых затрат, но затраты времени еще выше.



 

Говоря о прибыльности стоматологической практики, можно с уверенностью разделить участников стоматологического рынка по прибыльности на три категории

Стоимость услуг в клиниках этой категории образуется либо по принципу первенства (большая на рынке), либо стремится к европейским ценам на стоматологические услуги. Количество пациентов небольшое, поэтому очень важны применение программ лояльности, диспансеризация и, конечно, индивидуальный подход и забота о каждом пациенте. Загрузка клиник колеблется от 30 до 50 %. Наличие достаточного дохода и свободного времени обеспечивает врачам лучшие шансы для самовыражения и самосовершенствования. Есть время для учебной деятельности и даже для научных изысканий.


У некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее потребности в любви, так же как некоторые люди остаются на уровне низших потребностей.
Как пройти путь от студента стоматологического факультета до самого успешного врача? Первое — это знания и навыки, их никогда не бывает слишком много. Второе — бескомпромиссное качество работы: как только вы отпустили пациента с плохо получившейся пломбой или позвонили технику, который зато дешевле берет, вы ступили на дорогу посредственного качества. Третье — это максимальное вложение средств в практику: только немецкие установки, только лучшие материалы. И последнее, но самое важное: понимайте и уважайте пациентов.


 

Профессор Евгений Николаевич Шастин продолжает семейную династию стоматологов. Окончил Кубанскую государственную медицинскую академию. Проходил постдипломную подготовку в том числе и в европейских университетах. Владеет всеми стоматологическими специальностями. В 2007 году представлен к званию профессора РАЕ. Действительный член ADA (American Dental Academy), AAID (American Academy Of Implant Dentistry), AGD (Academy Of General Dentistry). Основал стоматологическую клинику «ДентиК Люкс» в 1999 году, которой руководит в настоящее время. В 2013 году успешно окончил магистратуру в Германии, получил звание мастера имплантологии. Специализируется в комплексной стоматологической реабилитации. Большое значение придает обмену опытом и передаче собственных знаний и наблюдений.

 

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2335
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
3936
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
1990
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...