Лабораторное фото: на пути к совершенству
Продолжая тему дентальной фотографии, на этот раз хотелось бы затронуть некоторые технические аспекты лабораторной фотосъемки. На первый взгляд, выбранная тематика может показаться достаточно узкой, специфичной и неинтересной большинству читательской аудитории.
Но, с другой стороны, не стоит забывать о том, что современный уровень развития стоматологических материалов и технологий вывел техническое мастерство на качественно новый уровень развития.
Лабораторные навыки неизбежно эволюционировали из рутинного ремесла в техническое искусство. Но зачастую ввиду очевидных причин произведением технического искусства суждено любоваться не слишком притязательной аудитории.
В этом случае единственным способом удовлетворения потребности «технического художника» в признании его мастерства является фотография. С помощью фотографии техник может легко поделиться собственными достижениями с широкой аудиторией «ценителей», будь то профессиональные издания или специализированные интернет-ресурсы.
Здесь техник может фотографически аргументированно удовлетворить профессиональное, в самом наилучшем смысле этого слова, самолюбие, потешить амбиции, и, что самое важное, его работы будут наиболее объективно оценены.
Именно поэтому данная статья посвящена в первую очередь тем «фанатам своей специальности», для которых эстетика и точность — не праздные слова, а профессиональное кредо!
Итак, для начала давайте обозначим проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться во время предметной макросъемки в стоматологии. Особенности объектов фотосъемки (размер, присутствие очень мелких деталей, бликующие поверхности, наличие большого количества полутонов) накладывают ряд технических требований к оборудованию и к качеству получаемых снимков.
Проблему точной передачи цветов и полутонов мы пытались решить в нашей предыдущей статье («Дентал Юг» № 6 (90).
Следующая очевидная сложность — недостаточная глубина резкости (ГРИП — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко). Ее протяженность зависит от раскрытия диафрагмы (чем шире, тем меньше ГРИП), фокусного расстояния (чем больше, тем меньше ГРИП), размера матрицы фотоаппарата (чем меньше матрица при равном угле зрения, тем больше ГРИП, чем больше пикселей при равной площади, тем меньше ГРИП) и от снимаемого сюжета (чем больше дистанция до основного объекта, тем больше ГРИП вокруг него).) при макросъемке, особенно на длиннофокусную оптику, которая необходима для наших целей.
Существует несколько способов расширения ГРИП:
- Форматные (карданные) камеры (рис. 1, 2): высший дивизион, элитные профессиональные инструменты, недоступные для рядовых фотографов. Позволяют получить изображения недостижимого качества по детализации, резкости, цветам. Дают полный контроль над перспективой и ГРИП благодаря свободному перемещению оптической оси во всех плоскостях. Но, как и у любого профессионального инструмента, существует ряд трудностей, непосредственно вытекающих из достоинств и ограничивающих его массовое применение. В первую очередь это совершенно запредельная цена, аналоговый фотопроцесс, требующий времени и дополнительных затрат на материалы и оборудование (стоимость которых соответствующая), сложность освоения и повседневного использования, габариты, вес. Все это делает нецелесообразным использование карданных камер для наших целей.
- Тилт-шифт-объективы (рис. 3). Это объективы с возможностью сдвига (Shift) и наклона (Tilt) оптической оси. Они позволяют фотографам преодолеть обычные ограничения по глубине резкости и перспективе. Наклон объектива относительно матрицы позволяет менять плоскость резкости, тем самым значительно увеличивая ГРИП. Это очень мощный и гибкий инструмент, но требующий определенных знаний и навыков. Помимо этого макрообъективы с функцией тилт-фишт — достаточно экзотическая оптика, которую проблематично приобрести, и цены на нее трудно назвать гуманными.
- В аналоговую эпоху способы увеличения ГРИП на этом заканчивались. Но прогресс не стоит на месте, и сегодняшний уровень развития цифрового фото открывает совершенно новые возможности, в том числе и по расширению ГРИП. Цифровой способ увеличения глубины резкости — стекинг.
Суть метода: снимается серия кадров, в каждом из которых резкость наводится на разные по глубине части объекта через определенный шаг с учетом того, что первый кадр из серии будет определять переднюю границу необходимого РИП, а последний кадр — заднюю границу РИП. Все кадры должны иметь одинаковые параметры съемки (баланс белого, экспозицию, и т. п.), интервал между кадрами должен быть минимальным. Затем полученный фотоматериал склеивается в графическом редакторе.
При съемке фотограф должен свести к минимуму относительные перемещения фотоаппарата и объекта съемки. Поэтому оптимальный вариант оборудования для стекинга включает в себя надежный штатив с достаточно жесткой головой и макрорельсы для удобства точного кадрирования и фокусировки.
Процесс съемки
Необходимое количество кадров при стекинге и величина смещения наводки на резкость зависят от множества факторов: масштаба съемки, значений диафрагмы — и определяются главным образом опытным путем. В любом случае должно выполняться общее правило: перекрытие зон РИП соседних кадров должно быть не менее 20 % — в противном случае на снимке появятся локальные зоны нерезкости. Изменение наводки на резкость осуществляется двумя способами: вращением фокусировочного кольца или перемещением камеры по макрорельсам — выбор зависит от ваших личных предпочтений.
Постобработка
После съемки серии кадров отснятые изображения загружаются для обработки в ФШ.
Для этого идем по пути: File — Scripts — Load Files into Stack (загрузка файлов в набор).
Выбираем загружаемые кадры. Ставим галочку напротив Attempt to Automatically Align Source Images (попытаться автоматически выровнять исходные изображения) (рис. 4).
ФШ автоматически выравнивает изображения, используя повороты, смещения, трансформации, и преобразует их в слои одного, итогового файла. Выпуском своей новой, 11-й версии программы Photoshop фирма Adobe сделала процесс стекинга еще более простым — к автоматическому выравниванию изображений добавилась автоматическая сшивка изобажений Stack Images.
Для этого выделяем все слои (с помощью клавиш Shift или Ctrl), потом Edit — Auto-Blend Layers. Выбираем Stack Images, ставим галочку напротив Seamless Tones and Colors (бесшовные тона и цвета) (рис. 5).
ФШ автоматически создает маску для каждого слоя и прорисовывает на них белым цветом резкие участки, стараясь при этом компенсировать разницу тонов и цветов на разных слоях. Благодаря тому, что в получившемся изображении ФШ сохраняет все слои и маски слоев, фотограф имеет возможность гибко корректировать результат работы автоматического сшивания. Добившись необходимого результата, следует слить слои воедино (Layer — Flatten Image). Готово (рис. 6: фото снято обычным методом, рис. 7: фото с применением стекинг-техники).
Свет в дентальной макрофотографии играет немаловажную роль. Освещение может подчеркнуть объем снимаемых предметов, их рельеф, текстуру, прозрачность и т. д. Но в то же время возникает и ряд трудностей при использовании макровспышек. Освещение со стороны объектива всегда чревато бликами, что особенно актуально ввиду наличия большого количества бликующих поверхностей на объектах съемки в лаборатории.
Но и у этой проблемы есть элегантное решение: поставить поляризаторы на вспышки и отрезать прямые отражения поляризованного света от поверхности предмета еще одним поляризатором, но уже на объективе. Что мы получаем в данной схеме? Отражения от границ двух сред обрезаются напрочь, а вот свет, который вошел в материал, изменил свои поляризационные свойства и вышел, становится видимым! При этом система позволяет не просто избавиться от бликов, а гибко регулировать их интенсивность путем вращения плоскости поляризатора на объективе, выводя его из состояния «темного поля».
Динамический диапазон снимка значительно расширяется (рис. 8 (фото снято обычным методом), рис. 9 (фото снято с применением поляризатора на объективе и на вспышке + стекинг + постобработка).
Вот мы и приблизились еще на пару шагов к идеальному фото. Пробуйте, снимайте, делитесь результатами!
А вот наши результаты (рис. 10—12).
Автор выражает благодарность зуботехнической лаборатории «Соло» за любезно предоставленные демонстрационные работы.