Мотивы поступления на специальность «стоматология» и ожидания первокурсников
Перемены, характерные для современного общества, обусловливают радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии. Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций [6, 7].
Раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека. В настоящее время наблюдается то, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни [6, 8].
Вопрос о том, нужно ли изучать причины и мотивы выбора профессии в наши дни, предполагает единственный ответ — нужно. В период экономического кризиса, когда одновременно уменьшается и число выпускников школ — детей эпохи «демографической ямы», проблема привлечения абитуриентов, удержания студентов является актуальной для всех вузов, факультетов и специальностей [2, 6, 8].
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900—1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.
Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [3—5].
В конце учебного года нами проведено анкетирование студентов-первокурсников стоматологического факультета. Общее количество составило 61 человек, из них 49,2 % — девушки и 50,8 % — юноши. Распределение респондентов по основному месту жительства представлено на рис. 1.
Как видно, большинство студентов специальности — городские жители.
В нашем исследовании мы разделяли понятия «мотив» и «причина» (фактор) поступления. Под мотивом мы понимали вербализованное побуждение, аргументацию поступка, которая в ряде случаев складывалась в процессе рационализации уже после принятия решения (например, когда решение принимали родители абитуриента). Анализируя же причины, мы имели в виду, в первую очередь, решающий фактор выбора, который мог быть как внутриличностным, так и внешним (решение родителей, мнение друзей). Основные причины выбора специальности «стоматология» представлены на рис. 2.
На рис. 3 представлено распределение ответов на вопрос о мотивах профессионального выбора. Рис. 4 демонстрирует особенности мотивов выбора специальности «стоматология» в зависимости от причины выбора. Также студентам был задан вопрос «Ваши планы на будущее после окончания вуза?». Результаты представлены на рис. 5.
- Рис. 3. Наиболее значимые факторы в будущей работе у первокурсников (абсолютное число).
- Рис 4. Различия в мотивации первокурсников в зависимости от осознанности выбора профессии (%).
- Рис. 5. Планы студентов на будущее (%).
Интересно, что ответы, отражающие успешное трудоустройство (можно много зарабатывать, это престижно), при опросе выбирались не чаще, чем ответы о возможности принести пользу и творческом характере работы. Это, возможно, вызвано эффектом социальной желательности: среди возможных вариантов ответов в анкете первокурсники склонны выбирать в большей мере социально одобряемые мотивы, даже если прежде не задумывались о них [2].
Развитие представлений о профессии, знакомство с функциональными обязанностями специалистов в первые месяцы учебы способствуют формированию мотивов профессионального роста, профессиональных амбиций и приоритетов [2].
Те первокурсники, которые самостоятельно и осознанно выбирали профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность получать высокие доходы, достичь признания и уважения, высокий престиж профессии, самостоятельность и независимость
Осознанность или спонтанность выбора профессии мы определяли по ответу на вопрос: «Почему вы выбрали именно стоматологический факультет?». В анализ распределения вошли анкеты не всех респондентов, а только тех, кто дал ответ: «По совету взрослых, родителей» (данный ответ был принят нами за спонтанный выбор) или «Самостоятельно и осознанно, давно решил стать стоматологом» (данный ответ был принят за осознанный). Такой ответ, на наш взгляд, следует после серьезного предварительного обдумывания, большинство респондентов этой группы указывают и то, что решение о поступлении принимали сами, не опираясь на мнение родных и друзей (хотя такая позиция может быть спровоцирована возрастными особенностями — юношеским максимализмом, стремлением к самоутверждению) [2].
Анализ различий в мотивации первокурсников, чей выбор профессии был спонтанным (34,4 % опрошенных) или осознанным (65,6 %), кажется нам интересным и полезным для работы со студентами. На рис. 4 мы видим, что по ряду мотивов различия между этими группами значительны.
Те первокурсники, кто самостоятельно и осознанно выбирал профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность получать высокие доходы, достичь признания и уважения, высокий престиж профессии, самостоятельность и независимость (разница в ответах 15,1 %, 29,4 %, 29,4 %, 11,7 % соответственно). Такой результат обусловлен, возможно, высокой осведомленностью данной группы студентов о выбранной профессии.
Респонденты же, чей выбор был спонтанным, гораздо больше упоминают о творческом и интересном характере работы, о соответствии выбранной специальности способностям, связи с современной техникой и технологией (разница в ответах 4,5 %, 17,9 % и 13,6 % соответственно).
Подавляющее большинство первокурсников уже имеет определенные планы на будущее. Интересно, что ответы «работать в коммерческих структурах», «основать свое дело», «уехать за границу» в группе студентов, чей выбор специальности был осознанным, встречаются почти в два раза чаще, чем в группе со спонтанным выбором.
Можно проанализировать ответы сегодняшних студентов, разграничив их профессиональные планы на два перспективных выбора: 1) содержание будущей работы: по специальности; не по специальности; 2) форма хозяйствования будущей фирмы, организации, предприятия: госструктуры; коммерческие структуры.
Две трети опрошенных планируют основать свое дело. Продолжить образование, заняться научно-исследовательской работой планирует лишь один из шестнадцати студентов стоматологического факультета
На работу по специальности в государственных структурах предполагает устроиться почти каждый второй. На госструктуры ориентируются преимущественно те студенты, что дорожат осваиваемой профессией и готовы работать только по профилю. Среди студентов, проживавших до обучения в селе, в малых и средних городах, более сильно проявляется готовность работать по специальности. В целом по массиву на работу по специальности, но в коммерческих структурах хотело бы устроиться на 20 % большее число студентов, чем в госструктуры. Работать не по специальности согласен лишь один студент из опрошенных.
Прорыночные ориентации студентов стали более распространенными: сегодня две трети ребят планируют основать свое дело. Продолжить образование, заняться научно-исследовательской работой планирует лишь один из шестнадцати студентов стоматологического факультета.
В последнее время резко уменьшились ориентации на семью: лишь одна студентка выбрала такой вариант ответа. Видимо, жизнь все убедительнее доказывает растущую роль женщины в обеспечении достойного материально-бытового статуса семьи. Возникает востребованность деловой женщины. А деловитость (особенно применительно к женщинам) все чаще соотносится с образованностью [6].
Также существенно уменьшилось количество студентов, которые планируют уехать за границу учиться или работать: лишь каждый десятый.
Подтверждается вывод: сегодня студенты ориентированы в основном на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане — оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. Эта ориентация направлена в будущее, а не на сегодняшний день. Образование ценится студентами прежде всего за возможность получения реальных знаний, возможность стать профессионалом, а не только за его формальный атрибут — диплом.
Список литературы находится в редакции.