Мотивы поступления на специальность «стоматология» и ожидания первокурсников
Перемены, характерные для современного общества, обусловливают радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии. Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций [6, 7].
Раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека. В настоящее время наблюдается то, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни [6, 8].
Вопрос о том, нужно ли изучать причины и мотивы выбора профессии в наши дни, предполагает единственный ответ — нужно. В период экономического кризиса, когда одновременно уменьшается и число выпускников школ — детей эпохи «демографической ямы», проблема привлечения абитуриентов, удержания студентов является актуальной для всех вузов, факультетов и специальностей [2, 6, 8].
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900—1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.
Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [3—5].
В конце учебного года нами проведено анкетирование студентов-первокурсников стоматологического факультета. Общее количество составило 61 человек, из них 49,2 % — девушки и 50,8 % — юноши. Распределение респондентов по основному месту жительства представлено на рис. 1.
Как видно, большинство студентов специальности — городские жители.
В нашем исследовании мы разделяли понятия «мотив» и «причина» (фактор) поступления. Под мотивом мы понимали вербализованное побуждение, аргументацию поступка, которая в ряде случаев складывалась в процессе рационализации уже после принятия решения (например, когда решение принимали родители абитуриента). Анализируя же причины, мы имели в виду, в первую очередь, решающий фактор выбора, который мог быть как внутриличностным, так и внешним (решение родителей, мнение друзей). Основные причины выбора специальности «стоматология» представлены на рис. 2.
На рис. 3 представлено распределение ответов на вопрос о мотивах профессионального выбора. Рис. 4 демонстрирует особенности мотивов выбора специальности «стоматология» в зависимости от причины выбора. Также студентам был задан вопрос «Ваши планы на будущее после окончания вуза?». Результаты представлены на рис. 5.
Интересно, что ответы, отражающие успешное трудоустройство (можно много зарабатывать, это престижно), при опросе выбирались не чаще, чем ответы о возможности принести пользу и творческом характере работы. Это, возможно, вызвано эффектом социальной желательности: среди возможных вариантов ответов в анкете первокурсники склонны выбирать в большей мере социально одобряемые мотивы, даже если прежде не задумывались о них [2].
Развитие представлений о профессии, знакомство с функциональными обязанностями специалистов в первые месяцы учебы способствуют формированию мотивов профессионального роста, профессиональных амбиций и приоритетов [2].
Те первокурсники, которые самостоятельно и осознанно выбирали профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность получать высокие доходы, достичь признания и уважения, высокий престиж профессии, самостоятельность и независимость
Осознанность или спонтанность выбора профессии мы определяли по ответу на вопрос: «Почему вы выбрали именно стоматологический факультет?». В анализ распределения вошли анкеты не всех респондентов, а только тех, кто дал ответ: «По совету взрослых, родителей» (данный ответ был принят нами за спонтанный выбор) или «Самостоятельно и осознанно, давно решил стать стоматологом» (данный ответ был принят за осознанный). Такой ответ, на наш взгляд, следует после серьезного предварительного обдумывания, большинство респондентов этой группы указывают и то, что решение о поступлении принимали сами, не опираясь на мнение родных и друзей (хотя такая позиция может быть спровоцирована возрастными особенностями — юношеским максимализмом, стремлением к самоутверждению) [2].
Анализ различий в мотивации первокурсников, чей выбор профессии был спонтанным (34,4 % опрошенных) или осознанным (65,6 %), кажется нам интересным и полезным для работы со студентами. На рис. 4 мы видим, что по ряду мотивов различия между этими группами значительны.
Те первокурсники, кто самостоятельно и осознанно выбирал профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность получать высокие доходы, достичь признания и уважения, высокий престиж профессии, самостоятельность и независимость (разница в ответах 15,1 %, 29,4 %, 29,4 %, 11,7 % соответственно). Такой результат обусловлен, возможно, высокой осведомленностью данной группы студентов о выбранной профессии.
Респонденты же, чей выбор был спонтанным, гораздо больше упоминают о творческом и интересном характере работы, о соответствии выбранной специальности способностям, связи с современной техникой и технологией (разница в ответах 4,5 %, 17,9 % и 13,6 % соответственно).
Подавляющее большинство первокурсников уже имеет определенные планы на будущее. Интересно, что ответы «работать в коммерческих структурах», «основать свое дело», «уехать за границу» в группе студентов, чей выбор специальности был осознанным, встречаются почти в два раза чаще, чем в группе со спонтанным выбором.
Можно проанализировать ответы сегодняшних студентов, разграничив их профессиональные планы на два перспективных выбора: 1) содержание будущей работы: по специальности; не по специальности; 2) форма хозяйствования будущей фирмы, организации, предприятия: госструктуры; коммерческие структуры.
Две трети опрошенных планируют основать свое дело. Продолжить образование, заняться научно-исследовательской работой планирует лишь один из шестнадцати студентов стоматологического факультета
На работу по специальности в государственных структурах предполагает устроиться почти каждый второй. На госструктуры ориентируются преимущественно те студенты, что дорожат осваиваемой профессией и готовы работать только по профилю. Среди студентов, проживавших до обучения в селе, в малых и средних городах, более сильно проявляется готовность работать по специальности. В целом по массиву на работу по специальности, но в коммерческих структурах хотело бы устроиться на 20 % большее число студентов, чем в госструктуры. Работать не по специальности согласен лишь один студент из опрошенных.
Прорыночные ориентации студентов стали более распространенными: сегодня две трети ребят планируют основать свое дело. Продолжить образование, заняться научно-исследовательской работой планирует лишь один из шестнадцати студентов стоматологического факультета.
В последнее время резко уменьшились ориентации на семью: лишь одна студентка выбрала такой вариант ответа. Видимо, жизнь все убедительнее доказывает растущую роль женщины в обеспечении достойного материально-бытового статуса семьи. Возникает востребованность деловой женщины. А деловитость (особенно применительно к женщинам) все чаще соотносится с образованностью [6].
Также существенно уменьшилось количество студентов, которые планируют уехать за границу учиться или работать: лишь каждый десятый.
Подтверждается вывод: сегодня студенты ориентированы в основном на прагматические ценности. Образование для современных студентов имеет ценность в инструментальном плане — оно позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. Эта ориентация направлена в будущее, а не на сегодняшний день. Образование ценится студентами прежде всего за возможность получения реальных знаний, возможность стать профессионалом, а не только за его формальный атрибут — диплом.
Список литературы находится в редакции.