Освещение в дентальной фотографии. Приемы художественной съемки

моя фотография

Виктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal-Dent (Москва)

Интерес врачей к теме дентальной фотосъемки становится все более выраженным. Многие стоматологи, перед тем как приобрести собственный фотокомплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «Смогу ли я получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на моих снимках смотреться правдоподобно и привлекательно?»

Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это достаточно важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду, — свет.

Человек может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако, если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для передачи освещения и владеть техникой их использования, можно создавать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.

И это неудивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между доктором и пациентом, а также между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т. д.

Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфична, сложна и многозадачна, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру — дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микросъемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фоторегистрацию в сложных условиях полости рта.

Для того чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки, необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Анализируя используемое в фотографии оборудование, мы поймем, что процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарата, объектива и вспышки.
Фотоаппарат — это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.

Объектив представляет собой определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макрообъективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.
Третьим и самым важным техническим узлом фотографии является вспышка. Она позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.

Свет имеет первостепенное значение в фотографии: именно свет, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры, в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое — всего 15—30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макросъемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения апертуры (f 20—32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры.

Поэтому приходится использовать вспышки.
В отличие от источников постоянного света, вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности, для того чтобы нужным образом освещать предмет съемки.
В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров по работе со светом.

Первый — кольцевая вспышка (рис. 1). Наиболее простой и незамысловатый вариант освещения в макросъемке. За счет того, что импульсные лампы кольцевой вспышки располагаются вокруг передней линзы объектива в форме круга, можно получать хорошее заполнение светом при любом, даже самом большом масштабе съемки. Кольцевая вспышка проста в управлении и позволяет легко получать достаточно хорошие результаты (рис. 2). Также она незаменима при регистрации окклюзионных фотографий, выполняемых через зеркало (протоколирование клинических случаев лечения жевательных зубов, фотографии всей зубной дуги и т. д.) (рис. 3).

Основные недостатки кольцевой вспышки — резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.

Ко второму уровню освещения в дентальной фотографии относятся так называемые биполярные вспышки (рис. 4). Эти устройства оснащены парными излучателями, которые крепятся непосредственно к переднему краю макрообъектива и управляются одним контрольным блоком. Головки вспышек, как правило, могут наклоняться под разными углами к объекту съемки. Такой тип освещения позволяет получать более привлекательную форму бликов, располагающихся на боковых гранях зубов, не закрывая собой важные детали (рис. 5).

Недостаток биполярной вспышки — резкий свет, приводящий к формированию неестественно ярких бликов. Кроме того, у двухламповых систем есть также ограничение по максимальному масштабу съемки: при слишком близком расположении макрообъектива к поверхности снимаемого объекта света от вспышек может оказаться недостаточно. При протоколировании жевательных зубов в крупном масштабе одна из ламп биполярной вспышки может попасть в мертвую зону (за щеку, ретрактор или платок коффердама), что не позволит получить кадр достаточного уровня освещенности.

Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне (рис. 6). Это позволяет более свободно конфигурировать положение импульсных ламп относительно объекта съемки. Кроме того, на вспышки можно установить специальные модификаторы света, которые позволят смягчить его яркость и соответствующим образом получить более привлекательную форму бликов на зубах. К таким аксессуарам относятся баунсеры и мини-диффузоры (рис. 7).

Принцип работы баунсера заключается в том, что свет вспышки, падая на белую поверхность отражателя, частично рассеивается, ослабевает и становится более мягким. Мини-диффузоры пропускают прямой поток света через полотно матовой ткани, что тоже приводит к смягчению блика (рис. 8).
Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фотопротоколирования, но и для получения художественных фотографий.

Недостаток биполярной вспышки на кронштейне — прежде всего то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно.

Четвертый уровень сложности света в дентальной съемке, который открывает широкие возможности для художественного фотографирования и конфигурирования самых сложных схем освещения, — дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами (рис. 9).

Рис. 9. Дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами.

Рис. 9. Дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами.

 

В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8—1/16 от максимального.
Для соединения вспышек с фотоаппаратом можно использовать дистанционные радиосинхронизаторы, которые обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, имеющимся в некоторых современных камерах.

В некоторых случаях дистанционный тип соединения, скорее, не позволяет использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек необходимо ставить вручную.
Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.
Важным элементом системы являются софтбоксы. Именно эти аксессуары позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах (рис. 10).

Рис. 10. Фото с применением софтбокса.

Рис. 10. Фото с применением софтбокса.

Несколько слов о софтбоксах.
Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов (рис. 11).

Рис. 11. Принцип работы софтбокса.

Рис. 11. Принцип работы софтбокса.

Принцип работы софтбокса таков: вспышка излучателя отражается от серебристых внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Именно в результате того, что диффузия импульса проходит через два рассеивающих полотна, получается мягкий, ровный свет. Соответствующим образом меняется и форма блика. Для этой версии освещения лучше всего подходят небольшие софтбоксы размером примерно 25 на 25 см.

Среди недостатков системы 4-го уровня отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало — специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной.

Последним, и наиболее творчески перспективным, является пятый уровень освещения — биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами (рис. 12).

Рис. 12. Биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами.

Рис. 12. Биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами.

В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-м уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софтбоксы (50*50 см и больше). Учитывая немалые габариты таких модификаторов света, ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках.

Большие софтбоксы позволяют получить еще более мягкий и рассеянный свет, оставляя на зубах приятные, живые блики. За счет большего расстояния между внутренним и внешним рассеивающим экраном такие модификаторы дают более чистый световой поток и равномерно яркие световые пятна на поверхности объектов. Отражение крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф (рис. 13).

Рис. 13. Фото с применением больших софтбоксов.

Рис. 13. Фото с применением больших софтбоксов.

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что, когда речь идет об осветительных приборах, действует правило: чем больше, тем лучше.
Недостатком системы пятого уровня является, прежде всего, громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня, точно так же, как и в 4-й, нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL.

Однако, несмотря на все недостатки, только система 4-го и 5-го уровней обладает потенциалом для получения по-настоящему высокохудожественных фотографий. То качество снимков, которое обеспечивает применение модификаторов света, стоит любых неудобств.

Для того чтобы успешно использовать системы освещения 4-го и 5-го уровней, необходимо знать общие принципы работы с софтбоксами.
Чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет.
На следующих двух фотографиях показаны схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров. Рядом приведены примеры того, как меняется изображение (рис. 14—15, 16—17).

Чем ближе источник света, тем больше его отражение.
Многие полагают, что, если отодвинуть софтбокс дальше от объекта, свет получится мягче и более рассеянный. На самом деле источник света становится меньше и, следовательно, выше контраст, тем самым нарушается основное правило использования софтбокса.
Применяя софтбокс для съемки, важно помнить: чем ближе к объекту вы его поместите, тем мягче будет освещение (рис. 18—19, 20—21).

Чем больше угол падения света на зубы, тем больше контрастных теней.
Если софтбоксы расположены фронтально к лицу пациента, свет от них будет заполнять всю полость рта, практически не оставляя теней. Изображение в таком случае получится слишком мягким и светлым (рис. 22, 23). Если вспышку расположить сагиттально под большим углом к поверхности, световые пятна сместятся на боковые грани зубов и наиболее выступающие детали рельефа. Тени при этом станут более контрастными. При такой конфигурации расположения вспышек лучше просматривается текстура поверхности (рис. 24, 25).

Изменяя схему расположения источников освещения, мы можем получать картинку того качества, которое нам нужно, подчеркивать именно те детали снимаемого объекта, которые мы хотим показать в наиболее выгодном свете.

Художественная фотография

Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта, несмотря на то что некоторые специалисты склонны сводить суть дентальной съемки к сухому фотопротоколированию, интерес все большего числа врачей обращается в сторону художественной дентальной фотографии.

Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из способа отражения клинической действительности в настоящее искусство. Главное отличие художественной съемки — ее место в нашей стоматологической жизни. Такие фотоснимки делаются для того, чтобы выложить их на специализированных интернет-площадках для демонстрации своего профессионального уровня; для публикаций в печатных изданиях; для обложек журналов; в качестве материала для учебных программ и т. д.

Тем, кто увлечен фотографией и стремится улучшить качество своих снимков, следует знать, что для создания подобных работ не требуется какой-то сверхдорогой профессиональной техники. Все, что необходимо, — это понимание особенностей поведения света. Нужно знать, каким именно способом можно добиться требуемого освещения, как следует расположить источник света относительно объекта съемки и какой при этом выбрать ракурс.
В художественной фотографии допустимы приемы, находящиеся за пределами классической дентальной съемки. Основным инструментом все так же остается софтбокс.

Контровое освещение

Ко́нтровый свет — освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съемки на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник необязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микрорельеф (рис. 26—39).

Главное правило успешного освоения фотоискусства — как можно больше практиковаться и экспериментировать. Не следует предаваться косности, нужно всегда быть открытым для свободного творчества. Процесс фотографирования невероятно интересен, ведь при малейших изменениях положения вспышек или головы пациента кадры выглядят уже по-иному. Иногда случайное стечение обстоятельств приводит к получению самых незабываемых кадров.

Чтобы находить интересные объекты для дентальной съемки, не нужно дожидаться появления какого-то уникального клинического случая. Эстетику часто можно увидеть в самых обыденных вещах: интересный микрорельеф на зубе, трещины на стершемся режущем крае, нестандартные эмалевые формации жевательных бугров и т. д. Если каждый стоматолог научится видеть прекрасное сквозь пелену рутины, тогда все мы начнем относиться к своей работе по-особенному. И главным инструментом на пути познания эстетики является фотография!

 

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2573
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4219
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2129
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...