Параллельный прием

Е. Н. Шастин
профессор РАЕ, руководитель стоматологической клиники «ДентиК Люкс» (Краснодар)


Сколько стоматологических установок должно быть в практике одного доктора? Конечно, одна! Ведь, имея всего две руки, нет никакой возможности работать одновременно на двух установках.

И, если с этим не спорить, мы придем к выводу, что, если тратить на 1 пациента 1,5 часа, работать по 8 часов 5 дней в неделю, это при стопроцентной загрузке составит чуть больше 100 приемов в месяц, что при средней стоимости приема в 1500 рублей составит 150 000 рублей, и это максимум наших возможностей. Можно, конечно, работать больше или работать быстрее, тратя на пациента меньше времени, но это не изменит кардинально предел наших возможностей. Можно увеличить среднюю стоимость приема, но это тема другого разговора.


Однако легко преодолеть ограничения, применяя параллельный прием. Для того чтобы в клинике использовать параллельный прием, нам потребуется как минимум две стоматологические установки, 3 ассистента, из которых хотя бы один должен быть врачом-стоматологом, которому разрешено выполнение обратимых манипуляций; также нам потребуется 2 комплекта материалов и инструментов. Рационально для облегчения ротации персонала использовать абсолютно одинаковые установки и одинаковые материалы и инструменты. Если у нас все это есть, то с завтрашнего утра мы можем начать параллельный прием. Для этого все выполняемые в клинике процедуры разделим на 3 группы.
Необратимые процедуры
К ним относятся те манипуляции, результат которых нельзя исправить либо исправление потребует слишком больших затрат времени и ресурсов. Например, препарирование зубов, обработка каналов, удаление зуба, установка имплантатов и другое. Эти процедуры всегда будет выполнять только доктор, их мы не будем никому поручать. Врачебная ответственность и точность выполнения этих манипуляций обеспечат высокое качество стоматологической помощи в нашей практике. Врач будет неуклонно совершенствовать собственные навыки в выполнении именно этих процедур, не отвлекаясь на остальные.
Обратимые процедуры
К ним относятся манипуляции, результат которых легко может быть исправлен. Например, постановка пломб, снятие оттисков, наложение швов, изготовление временных коронок и другое. Безусловно, эти процедуры также важны для качественного лечения пациента, поэтому, во-первых, необходимо всегда контролировать результаты их выполнения, во-вторых, ассистент должен быть готов к их выполнению, поэтому каждую процедуру нужно ему показать, объяснить и проверить качество ее исполнения; в-третьих, в случае неудовлетворительного результата врачу придется самому переделывать эту процедуру, а ассистента отправить тренироваться.
Эти процедуры будет выполнять старший ассистент, и ввиду их сложности и требований закона необходимо, чтобы он имел высшее стоматологическое образование. Старшим ассистентом имеет смысл назначить молодого врача-стоматолога, недавно окончившего университет: это позволит доктору иметь ассистента с высокой квалификацией, а молодому специалисту приобретать опыт на рабочем месте.
Вспомогательные процедуры
К ним относятся манипуляции, которые будут выполнять младшие ассистенты. Например, подготовка кабинета, непосредственное ассистирование, наложение кофердама, сервис пациента и другое. Все эти манипуляции очень важны, но не оказывают непосредственного влияния на результат лечения. Младшими ассистентами целесообразно назначить зубных врачей. В своей работе младшие ассистенты подчиняются старшему ассистенту, который регулярно проводит с ними занятия и оценивает качество выполняемых ими манипуляций. Очень важно чтобы ассистенты сформировали дружную команду, которая бы четко и безошибочно помогала врачу в работе.
Рассмотрим пример разделения процедур на три группы на примере приема пациента с кариесом.

Таким образом, как мы видим, во время лечения кариеса младший ассистент проводит все время возле пациента, старший ассистент выполняет самые трудоемкие манипуляции, а врачу нужно уделить этому процессу всего несколько минут, в остальное время он может работать на другом кресле.

Запись на прием
После разделения процедур на группы перейдем к следующему шагу — параллельной записи на прием. Для этого создадим в тетради записи на прием 2 колонки: 1-е кресло и 2-е кресло, — чтобы можно было записывать пациентов параллельно на одно время. Если у вас используется программное обеспечение для записи на прием, создадим 2 дневника: 1-е кресло и 2-е кресло.


Целесообразно также сразу оговорить ограничения в записи на прием. Допустим, не записывать на одно время двух пациентов на имплантацию (так как у вас, допустим, один физиодиспенсер) или при записи пациента на консультацию второе кресло оставить свободным (так как консультации нужно посвятить все время и не получится отвлекаться на параллельный прием) и т. д. Также неплохо делать пометки, какие именно процедуры из плана лечения вы намерены выполнить в этот прием, — что позволит ассистентам заранее подготовить рабочее место.
Как все это работает?
Младшие ассистенты прикрепляются к креслам, следят за записью, встречают пациентов, готовят кабинет и ассистируют врачу или старшему ассистенту. Врач и старший ассистент меняются у кресла для выполнения каждым манипуляций своей группы. Стоматологическое лечение проводится командой, каждый выполняет свои манипуляции, доверенные ему согласно его квалификации. Ответственность за проведенные манипуляции полностью остается на враче. Безусловно, в начале работы по этой схеме все идет недостаточно гладко, но по мере обучения ассистента и выработки у врача доверия к его работе слаженность работы команды возрастает, и уже через год работа параллельным приемом достигает максимальной эффективности. Так как с пациентом теперь работает не один человек, особую важность приобретают предварительно составленные планы лечения: они позволяют знать всей команде, какие манипуляции будут выполняться в то или иное посещение.
Таблица №1

Необратимые процедуры (врач) Вспомогательные процедуры (ст. ассистент) Вспомогательные процедуры (мл. ассистент)
Встреча пациента и сопровождение в кабинет
Вступительная беседа, сбор жалоб и анамнеза, осмотр Подготовка инструментов и материалов
Проверка осмотра, принятие решений и команды ассистентам Ассистирование врачу
Анестезия Ассистирование ассистенту
Наложение коффердама
Препарирование полости Ассистирование врачу
Постановка пломбы, шлифовка, полировка Ассистирование ассистенту
Рекомендации, прощание с пациентом Уборка кабинета, подготовка к следующему приему

Нужно помнить, что самый важный прием — это первый прием пациента, поэтому следует уделить особое внимание приему первичных пациентов. Безусловно, доктор должен сам проводить консультацию, однако вся команда должна произвести на пациента впечатление именно в этот визит.
Часто меня спрашивают, захотят ли пациенты, чтобы с ними работали другие. Ответ на этот вопрос прост: если пациенты не хотят работать с кем-то из ваших ассистентов, значит, этот ассистент не подходит для вашей практики, его необходимо заменить. При правильной мотивации ассистенты должны производить на пациента положительное впечатление.
Преимущества параллельного приема

  1. Внедрение параллельного приема позволяет значительно повысить эффективность труда. Принимая одновременно двух пациентов, можно в два раза увеличить эффективность.
  2. Используя молодых врачей в качестве ассистентов, можно подготовить квалифицированные кадры, владеющие вашими методиками работы и разделяющие ваши клинические взгляды.
  3. Наличие свободного кресла позволяет всегда принимать первичных, равно как и пациентов с острыми жалобами.
  4. Поручение большего количества работы ассистентам снимает нагрузку с врача, позволяя потратить освободившееся время на планирование сложных процедур, самообразование, а также улучшает качество жизни врача.
  5. Для ассистентов это великолепный шанс отработки мануальных навыков, изучения опыта и методик, используемых врачом, а при длительной работе — даже приобретения пациентов и врачебного имени.
  6. Для пациентов параллельный прием — это прежде всего возможность попасть на прием в ближайшие дни. Я считаю, что ожидание приема более 2 дней — признак плохого сервиса в стоматологии. Прием пациентов с острыми проблемами необходимо выполнять в этот же день.
  7. Также делегирование полномочий ассистентам позволяет сократить эмоциональное выгорание врача за счет возможности концентрироваться на интересных случаях и уверенности в поддержке со стороны ассистентов.

Когда вы полностью освоите работу на двух стоматологических установках, вы можете приобретать третью и даже четвертую.
Безусловно, потребуется очень много усилий, чтобы сформировать команду, которая сможет работать в слаженном режиме, но все в ваших руках.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2447
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4060
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2063
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...