Подарки детям в стоматологической клинике
Выбор и вручение подарка — целая наука. В последние годы она приобретает современные очертания и все более проникает в жизнь обычных людей и предприятий, оказывающих платные услуги. Речь идет о подаркологии (параграф из тома VII «Сервис — детям»). Подаркология — наука о выборе и вручении подарка с учетом сложившейся в данном обществе символики и предпочтений его получателя.
Итак, вы решили вручать детям подарки или давно реализуете эту идею. Чтобы замысел давал наибольший эффект, надо принять аксиому: подарок должен не только радовать детей, но также укреплять отношения с ними и родителями, способствовать увеличению доходов клиники.
Практика показывает, что дети обычно довольны тем, что получают на память любую, самую скромную вещицу. Родители имеют свои представления о достоинствах подарка в платной стоматологической клинике и чаще всего скептически расценивают вручаемые подарки. Вносит ли подаркология свой вклад в экономические достижения клиники — открытый вопрос. Скорее всего, сложившаяся традиция выбора и вручения подарков детям никак не способствует укреплению престижа и коммерческого успеха детского лечебного учреждения.
Чтобы улучшить ситуацию, сформулируем несколько положений подаркологии для платной детской стоматологии.
Подарок — одно из средств мотивации ребенка к лечению
Чтобы подарки выполняли такую функцию, менеджменту клиники нужно разработать концепцию вручения подарков детям и ознакомить персонал с ее содержанием.
Вот основные положения концепции:
- система вручения подарков должна быть регулярной и четко отлаженной;
- необходимо создать 3—4 группы подарков, рассчитанных на детей разного пола и возраста;
- подарки по возможности должны иметь символику клиники, фирмы;
- подарок нужно вручать с согласия родителей, тем самым включая их во взаимодействие персонала с ребенком;
- игрушки должны быть безопасными;
- вручая ребенку подарок сегодня, можно сказать или показать ему, что он получит в следующее посещение;
- не следует вручать несколько подарков сразу, особенно в том случае, если лечение еще не окончено. Ведь в следующий приход в клинику придется дарить ребенку еще что-то, и больше, иначе он разочаруется;
- лучше всего вручать подарок дважды: вначале лечения для «знакомства», за то, что ребенок пришел к вам, и в конце как награду за хорошее поведение, мужество и терпение;
- если вы вручаете подарок для знакомства, то вслед за этим на приеме не должно быть пугающих или болезненных манипуляций. Ограничьтесь разговором на общие темы, информацией о лечении зубов у детей. Если же после вручения подарка вы начинаете делать что-то неприятное или, игнорируя нежелание ребенка лечиться, будете показывать пугающие инструменты, заставлять открывать рот, то сформируется отрицательный условный рефлекс. Впредь вручение подарка будет ассоциироваться с неприятностью и вызывать защитную реакцию.
Подарок для ребенка — это то, что он может активно использовать
Подарок для взрослого и подарок для маленького ребенка — вещи разные. Для взрослого это прежде всего символ внимания, проявленного к нему. Это может быть ценная, красивая или полезная вещь. Подарок для маленького ребенка — более емкое понятие с неким внутренним смыслом, тайной, загадкой. Это то, что обладает некоторой прикладной функцией, позволяющей включить мышление, фантазию, действие, манипуляцию и за счет этого получить удовольствие:
- познать — открыть, ощупать, повертеть, разобрать, подвигать;
- присвоить — забрать с собой, спрятать, не возвращать;
- съесть;
- применить в целях самоутверждения — похвастаться, вызвать зависть, противопоставить себя сверстникам;
- обменять на что-то;
- вступить во взаимодействие с кем-либо — показать, получить положительную оценку.
Производители товаров для детей успешно используют прикладное функциональное значение того, чем торгуют, увеличивая тем самым потребительский спрос. Например, киндер-сюрприз, книжка-раскладушка, разборная машинка, конструктор, пазлы, компьютерные игры — эти и подобные вещи, преподносимые в качестве подарка, вызывают большой интерес у детей, поскольку наделены функциональным смыслом. Киндер-сюрприз привлекателен тем, что заключает в себе нечто неизвестное, а его выявление доставляет ребенку очевидно удовольствие.
Если вы понимаете внутренний потенциал того, что дарите ребенку, можно увеличивать ценность подарка при помощи дополнительного комментария:
- …Вы предлагаете малышу картонную звездочку, а он говорит: «У меня уже есть такая». Добавьте фразу: «Очень хорошо. А эту звездочку ты можешь поменять на что-нибудь другое у своего друга».
- …В завершение визита стоматолог подводит малыша к волшебному сундучку в углу кабинета: «Открой и выбери себе какой-нибудь один подарок». Здесь красивые лоскутки ткани, открытки, предметы для кукольной спальни. Девочка берет на память красную ленточку. Врач: «Какую красивую ленточку ты унесешь с собой. Теперь она твоя, делай с ней что захочешь». — «Это для моей куколки», — поясняет пациентка. — «Правда? Из ленточки можно сделать юбочку, сарафанчик, одеяльце».
- …В стоматологической клинике детям дарят резиновые шарики, которые можно надуть. Вручая малышу подарок, хорошо бы добавить: «Когда ты надуешь шарик, увидишь на нем рисунок». Важна не только вещица, но также интрига: действительно, на надутых шариках появляются изображения какого-нибудь животного — зайчика, слоника, мартышки.
- …Ребенок получает от вас открытку с изображением клоуна на манеже цирка. Возможный комментарий: «Вот тебе открыточка, на ней клоун. Когда пойдешь в цирк, возьми ее с собой, чтобы показать билетеру при входе. А ты давно был в цирке? Я попрошу маму, чтобы она сводила тебя в цирк».
- …Ассистент Катя из клиники «Неодент» (Санкт-Петербург) придумала свой «подарок» для малышей. Предварительно она тихонечко спрашивает у мамы, согласна ли она купить ребенку после лечения недорогой сувенир, рублей за 30—40, например, яблоко, надувной шарик. На прощание Катя с таинственным видом сообщает пациенту: «А сейчас я выпишу тебе чек, по которому вы с мамой купите какой-нибудь подарочек». На аккуратном листочке бумаги она пишет: «Дайте этому мальчику (девочке) подарок». Дети с нескрываемым удовольствием берут бумажку и счастливые покидают клинику. Катя призналась: «Я придумала такой ход на тот случай, когда в клинике нет ничего, чтобы подарить ребенку».
Подарок — поощрение за что-либо, ребенок должен его заработать
Условно-рефлекторная зависимость, врожденно присущая психике, такова: за полезным действием должно последовать вознаграждение. Это своеобразный вечный движитель активного поведения у всех животных. Его использует дрессура для достижения желаемых поведенческих реакций. Чтобы ребенок осознавал вручаемый ему подарок как награду за что-то конкретное, взрослые должны пояснять, за что дается подарок. Иначе нельзя сформировать необходимый рефлекс: действие ребенка — поощрение.
Допустим, врач вручил подарок перед началом лечения. За что он поощрил ребенка? Поясните: «Это подарок за то, что ты…» Подберите уместное: пришел ко мне, познакомился со мной, ответил на мои вопросы, послушал мой рассказ об инструментах.
Если подарок вручается в процессе лечения, комментарий может быть такой: «Вот тебе подарок за то, что ты… дал мне поводить зубной щеточкой по твоему пальчику, открыл рот для осмотра, позволил провести часть лечения» и т. п.
Незаслуженный подарок, врученный хотя бы раз, создает у ребенка установку на вымогательство и ожидание подкрепления без приложения усилий. Исправить ситуацию и добиться того, чтобы ребенок выполнял какие-либо желательные поступки, будет очень сложно.
Подарок должен впечатлять ребенка и запоминаться надолго
Маленькие пациенты часто на всю жизнь запоминают подарки от врача. И не потому, что это было нечто сверхценное или оригинальное, не потому, что больше им никто и ничего не дарил. Детская память — «оценочная»: ребенок ожидал неприятности, боли, испытания, а получил награду. Это обусловило перенос приятного события из кратковременной памяти в долговременную.
Пример из Интернета. На сайте «Материнство.ru» есть страничка «ребенок боится врачей». Здесь случаи не только из практики стоматологов. Взрослые дяди и тети обмениваются информацией о том, где и как найти врача, который был бы не страшен малышам. Один посетитель сайта вспоминает: «В возрасте примерно 4 лет мне прокалывали флюс. Врач (женщина) установила со мной хороший контакт, я ушел от нее совершенно без страха. В подарок она дала мне две маленькие то ли баночки, то ли колпачки какие-то медицинские (похожие на кукольную посуду). Это потом я узнал, что она всем детям такие дарила во время первого посещения стоматолога».
Хороший подарок обладает способностью полисенсорного воздействия
Он воспринимается одновременно разными сенсорными системами — глазами, ушами, тактильными рецепторами. Такой подарок яркий, асимметричный, с элементами гротеска, рельефный или мягкий на ощупь, он звучит, меняет форму. Ребенок может его раскрасить, что-то к нему присоединить, что-то в нем изменить.
При подборе и вручении подарка не старайтесь что-либо навязывать ребенку, руководствуясь своими вкусами. Предлагайте детям самим выбирать подарок из нескольких. Это наилучший способ учесть предпочтения субъекта взаимодействия. Особенно приятно детям выбрать подарок из «волшебного сундучка», поскольку совместно действуют две великие силы — любопытство и собственничество.
А как быть, если ребенок, которому предложили выбор, захочет и это, и другое? Очень просто: скажите, что при следующем визите к вам, стоматологу, он получит в подарок то, что хотел бы еще. И не забудьте тут же отложить обещанный предмет и отметить, что он для Васи Антипова. Будьте уверены, мальчик запомнит вашу доброту и ответит признательностью. Быть может, он это выразит лишь едва уловимой искоркой, промелькнувшей в глазах.
Вручайте подарок с любовью и улыбкой
Такова норма подаркологии. Следуйте ей всегда, несмотря на свою усталость в конце смены и преодолевая признаки эмоционального выгорания. В противном случае ваш подарок обесценится.
Подарок для ребенка должен быть рассчитан на восприятие и оценку родителей. Маме или папе приятно увидеть довольного ребенка с подарком в руках. Кроме того, взрослый человек не прочь получить бесплатно что-нибудь существенное и тем самым вернуть хотя бы минимум денег, внесенных за лечение. Именно поэтому родители обращают внимание на ценность сувенира.
В обратной телефонной связи время от времени звучит такой лейтмотив: «Клиника могла бы дарить детям что-нибудь подороже. Уж очень дешевые у вас подарки». Намек прозрачен: за деньги, которые мы платим, вы могли бы раскошелиться. Принцип подаркологии таков: имущий человек должен дарить что-либо соответственно своему материальному положению. Скажем проще: если ваша клиника хорошо раскручена и, по мнению посетителей, имеет высокие доходы, то и подарки должны быть достаточно впечатляющими. В противном случае не рассчитывайте на то, что ваша стратегия вручения подарков обернется прибылью.
Родителей огорчает, когда подарки после лечения не вручаются: «Раньше ребенок всегда получал что-нибудь на память, теперь подарки не делают». «Врач Х. обязательно дарил какой-нибудь подарок, а врач У. никогда ничего не дарит».
Подарки для детей разного пола
Подарки для девочек:
- предметы, окружающие быт женщин: красивые кусочки ткани, украшения для головы (ленточки, бантики, заколки);
- вырезки-картинки, фотографии или открытки с изображением цветов, животных, насекомых, птиц;
- вещички для кукол.
Подарки для мальчиков:
- машинка, трактор, мотоцикл, самолет — все из картона или пластмассы;
- атрибуты воинского дела: картонные, пластмассовые солдатики и матросики, танки и самолеты;
- грамота за «геройское поведение» (для мальчиков 6—9 лет — в этом возрасте важен соревновательный мотив);
- свисток (негромкий).
Мальчики, юноши и мужчины легко выдают свои пристрастия. В мифах Древней Греции есть сюжет на эту тему. Мать Ахиллеса знала о том, что сын погибнет на Троянской войне, и хотела уберечь его от несчастья. Юноша был обряжен в женские одежды и играл среди многочисленных дочерей царя Ликомеда. Однако хитроумный Одиссей легко вычислил парня. Он привез подарки и среди ленточек, бус и прочего, что привлекательно для девиц, положил щит и меч. Естественно, Ахиллес автоматически бросился к оружию, чем и доказал свою половую принадлежность.
Подарки для детей разного возраста
«Набор стоматолога»
Очень привлекательный подарок для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Вручать такой подарок следует после завершения приема, на котором удалось добиться от ребенка чего-то существенного (дал полечить себя, проявил выдержку, преодолел негативное поведение).
Очень эффектно собирать игрушечный набор стоматолога с участием ребенка. Он должен видеть, что и откуда врач или ассистент берет и складывает в пакетик: вот маска, перчатки, гладилка, ватный валик, стоматологическое зеркало, салфетка. Добавляйте предмет и называйте его, поясняйте назначение и говорите, как им пользоваться. Можно усилить эмоциональное воздействие на ребенка, попросив его держать пакетик, куда вы складываете такие интересные вещицы.
«Набор стоматолога», преподнесенный в подарок, может сыграть терапевтическую роль. Мама шестилетней Даши на очередном приеме рассказывает врачу и ассистентке: «Дочка перестала пугаться стоматологических предметов, все время играет в стоматолога. Дома всем лечит зубы: папе, бабушке, кошке».
Гигиенический набор
Такой подарок для детей 4—15 лет стоит некоторых денег, в него входит зубная щетка, паста, ополаскиватель. Расщедрится ли владелец клиники на такой подарок — большой вопрос. Если это стратегически мыслящий руководитель, он понимает, что небольшие затраты окупятся. Расчет на родителей: они оценят щедрость руководителей, продолжат лечить здесь ребенка, придут сами и порекомендуют клинику знакомым.
Компьютерные игры
Детям 5—6 лет можно советовать играть на компьютере с учетом информации, полученной от стоматолога. Игра «Лягушонок Прыг». Маленький зубастый лягушонок проголодался. Помоги ему выбрать еду, которая не разрушает зубы. Детям 10 лет и старше можно дарить компьютерные диски с играми на темы стоматологии («Кариес», «Уход за зубами»).
Символические подарки
Они уникальны по своему психологическому воздействию на маленьких детей. Например, малышу 2,5—3 лет вы дарите лист бумаги, на котором качественная ксерокопия сандалии для детской ноги (вид сверху). Изображение яркое, отчетливое, прямо как настоящая сандалия. Вы знаете, что будет делать малыш с таким натуральным изображением? Конечно, он с радостью унесет его домой: дают — бери.
Согласно данным психолога Джулии Делоачи (США), специализирующейся на символическом мышлении, маленькие дети воспринимают символические вещи как настоящие. Они часто путают реальный объект и его модель, пока не привыкнут к тому, что одна вещь может олицетворять другую. Например, придя домой и положив подаренный рисунок на пол, малыш будет стараться втиснуть ногу в сандалию. Такие ошибки описаны в психологии восприятия и показывают, насколько трудно развивается абстрактное, в том числе символическое, мышление. Фотографии вроде той, что вы подарили малышу, сбивают их с толку.
Многие дети пытаются взаимодействовать с изображенными на фотографии объектами так же, как мальчик, старающийся втиснуть ногу в сандалию. Дети до 1,5 года пытаются схватить нарисованное яблоко. Девочки 3—5 лет надевают на плоских вырезанных из картона кукол разноцветные платья. «Надевание» — условно: наряды тоже вырезаны из картона, они накладываются на куклу, но фантазия ребенка помогает ему воспринимать как реальность собственное символическое действие.
Репродукции известных мастеров
Согласно Фрейду, в период латентной стадии (5—12 лет) энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре. Уберем упоминание о либидо (дело не в сексуальной энергии), но согласимся с тем, что дети в этом возрасте действительно охотно рисуют, проявляют интерес к живописи, скульптуре. Почему бы этот факт не использовать в подаркологии?
Желанным подарком для ребенка может стать «произведение искусства»: открытка с изображением природы, сцены из жизни животных и птиц, керамическая или деревянная скульптура, миниатюрная копия музыкального инструмента, поделка из дерева, бересты, керамики.
Дети в возрасте 10 лет и старше способны оценить произведения искусства, сборник стихов или рассказов известных им авторов. Разумеется, вы не станете дарить дорогую картину или толстую книгу, главное — руководствоваться верным принципом подаркологии: презент должен понравиться.
…Стоматологическая клиника «Биодент», что в Самаре, не поскупилась на издание красочного настенного календаря (32х47 см) с иллюстрациями местного профессионального художника О. Рамодина по мотивам сказки «Конек-Горбунок». Как и положено, каждому месяцу в году посвящен свой рисунок, сопровождаемый отрывком из известного произведения. Художник проявил выдумку и юмор, приятно разглядывать плоды его творчества. Со стопроцентной уверенностью можно сказать: от такого презента не откажутся ни дети, ни их родители. На одной из страниц календаря неназойливо дана информация о клинике и спектре ее услуг — весьма полезная деталь.
В качестве подарка подростку хорошо бы вручить типографскую репродукцию какой-нибудь картины известного отечественного или зарубежного художника. В любом книжном магазине или художественной лавке можно за копейки приобрести набор копий мастеров разных эпох и направлений, сюжетов из мифологии, религии, быта людей, изображения диких и домашних животных.
Праздничные сувениры
Открытки, безделушки из бумаги, материи, глины, стекла. Их обновляют к Новому году, к Пасхе, к 8 Марта и т. д. Дайте волю фантазии, пусть ваши менеджеры оторвутся от экранов компьютеров и заглянут в соседние книжные магазинчики и сувенирные киоски. Будьте оригинальными, и дети ответят вам радостными улыбками.
Фотография на память
Два-три снимка, запечатлевшие ребенка в холле, кабинете, в общении с доктором и ассистентом, способны послужить укреплению контактов с клиникой. Идею реализовать проще простого при наличии современной компьютерной техники. Администратор, психолог или ассистент могут сделать снимки с согласия ребенка и родителя.
Полезные подарки
Подарок может быть недорогим, но полезным. Об этом говорят родители по обратной телефонной связи: «Хочется, чтобы подарки для детей были полезнее, чем значок и т. п. Например, зубная щетка очень подошла бы».
Лучший подарок — книга
Это действительно так, хотя нам, взрослым, кажется, что детям больше нравятся значки, куклы, солдатики и прочие забавные безделушки, не требующие напряжения, чтобы играться с ними. Ребенок обязательно оценит книжечку, если она подобрана с учетом возрастных интересов. Малыши с удовольствием возьмут на память яркую, красочную книжку-раскладушку. Дети 5—6 лет проявят интерес к изданиям, посвященным приключениям сказочных героев. Учащиеся начальных классов не откажутся получить в подарок книгу приключенческого жанра.
Книжный рынок сегодня разнообразен и привлекателен. Пусть менеджер клиники направится в какой-нибудь крупный книжный магазин и подберет несколько изданий, рассчитанных на детей того или иного возраста. Оптовая закупка обойдется недорого и хорошо послужит укреплению контактов клиники и с детьми, и с их родителями.
ЛИТЕРАТУРА
- Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 1. Клиника под ключ. — СПб., 2009. — 1008 с. Том 6. Врач — ребенок — родитель. — СПб., 2012. — 450 с. Том 7. Сервис — детям. — СПб., 2012. — 200 с.