Проблемы внедрения новых технологий
Практика показывает, что приобретение современного оборудования и технологий не всегда сразу же дает желаемый эффект. Порой врачи медленно и без особого старания осваивают новое и даже сопротивляются его внедрению. Трудно найти объяснение их поведению.
Так, на коммерческих циклах врачи озвучивают свои признания: «Мы не используем микроскоп, привыкли работать без него, пациенты не хотят оплачивать его применение». В ответ можно с недоумением спросить: как же можно идти против достижений современной стоматологии, как можно препятствовать повышению качества диагностики и лечения, где забота о благополучии пациента?
«У нас есть вертикальная конденсация, но мы не стремимся ее предлагать пациентам. Она не дает стопроцентного результата, и можно обжечь пациента». Возразим этим доводам: разве есть методики лечения, которые всегда дают желаемый результат?
Чтобы не обжигать пациентов, нужно хорошо овладеть методикой и проявлять должное внимание на каждом этапе ее применения. В конкретных клинических ситуациях (сильно искривленные и разветвленные каналы) разогретая гуттаперча дает более надежные результаты лечения, и потому она появилась в современной эндодонтии.
Бывает и так: владелец клиники приобретает дорогостоящую технологию изготовления ортопедических конструкций, а врачи не обучены продажам, не усвоили аргументы, которые нужно сообщать пациентам. Владелец бизнеса нервничает: вложения окупаются медленно, появилась боязнь приобретать что-то новое.
Это «инновационный невроз».
Причина подобных явлений связана с игнорированием стадий внедрения инноваций. Их последовательность должна быть такой:
I. «Взвешивание идеи»
II. «Подключение исполнителей»
III. «Обеспечение эффективности»
Рассмотрим детально умственные действия на каждой стадии:
Стадия I. «Взвешивание идеи»
1. Решение вопроса о приобретении:
Кто решает — компетентный или некомпетентный сотрудник, некомпетентного нужно отстранить.
Кто препятствует — их нужно мотивировать и стимулировать, либо нейтрализовать.
Кто содействует — на них нужно опереться, их авторитет использовать.
2. Выяснение «характерного часа»:
Через сколько времени, когда и при каких условиях инновация может окупиться.
3. Выявление ситуации с инновационными технологиями в клинике:
Хотят и могут ли специалисты освоить новую технологию.
Стадия II. «Подключение исполнителей»
1. Необходимо доказать специалистам выгоды инноваций:
Что и когда они получат:
- материально,
- профессионально,
- в плане доверия пациентов,
- в плане увеличения потока пациентов.
2. Обучающий момент:
Где, кого и когда нужно обучить:
- применять технологию,
- продавать ее клиентам,
- включать технологию в информационную презентацию услуг.
3. Распространение опыта:
Кто и на каких условиях передаст знания коллегам.
Стадия III. «Обеспечение эффективности инновации»
1. Создание системы контроля:
Кто, когда и чем будет руководствоваться.
2. Обратная связь для выявления эффективности:
- от пациентов,
- от персонала.
3. Методы поощрения и порицания работников:
Кто разработает и опишет.
Как и когда будут применяться.
В общении с владельцами стоматологических клиник неоднократно приходилось убеждаться в том, что нарушение инновационной схемы замедляет или резко снижает эффективность использования прогрессивных методик, отрицательно влияет на качество лечения, настроение коллектива и отношения персонала с руководителями.
Приведем пример внедрения фотосъемки стоматологических работ. В 2010 г. клиника «Страна улыбок» (Новосибирск) приобрела фотоаппарат.
Ожидаемый эффект был получен не сразу, поскольку было допущено несколько ошибок:
Первая ошибка — оборудование было приобретено, но предварительно докторам не объяснили, что дает эта технология им и пациентам, как работать с данной методикой.
Вторая ошибка — предварительно не было выяснено, кто за, а кто против инновации, кого нужно переубеждать, а кто сторонник новой технологии. Цена этих ошибок — метод долго не использовался врачами и не окупался.
Третья ошибка — с участием ведущих докторов, не были выяснены их ожидания относительно того, как будут воспринимать фотосъемку пациенты, а практика показала, что не все хотят купить эту процедуру.
Четвертая ошибка — своевременно не была подготовлена инструкция для докторов: как пациентам рассказывать о методике, о ее назначении и пользе. Сами доктора затруднялись разговаривать с пациентами на эту тему: одних подводила логика, другие не знали, что и как объяснять, третьи не видели пользы в фотографировании своей работы.
Результат этих ошибок: врачи не смогли находить нужные слова для пациентов, чтобы эффективно предлагать метод фотосъемки, и это вызвало у коллектива дополнительное сопротивление инновации. Позже были разработаны инструкция и правила оказания медицинских услуг в «Стране улыбок», в которых подчеркивалась необходимость визуализации работы докторов.
Пятая ошибка — когда доктора стали сопротивляться и без особого желания предлагали пациентам фотопроцедуру, был использован метод приказа (должностная инструкция, были обещаны штрафы и премии).
Шестая ошибка — нужно было работать индивидуально с каждым доктором, который не мог или не хотел внедрять инновацию, выяснить причины сопротивления, дополнительно мотивировать.
Седьмая ошибка — не сразу стало понятно, что доктора, у которых низкое качество лечения, будут сопротивляться инновации из боязни того, что их промахи в работе будут иметь документальное подтверждение. Кто же добровольно будет подставлять себя? Таких врачей нужно было предварительно мотивировать тем, что им будет оказана помощь в преодолении недостатков в работе, выявляемых при помощи фотографий. Нужно было учить коллег, анализируя вместе с ними результаты их лечения, исключив наказания за плохо выполненные работы.
Результат этих ошибок: только некоторые доктора стали активно внедрять метод фотосъемки, а нужно было, чтобы инновацию использовали все.
Восьмая ошибка — только при практическом использовании фотографий стало ясно, что не каждый клинический случай нужно фотографировать. Итог — куча ненужного и необработанного материала.
Позже была разработана инструкция для докторов, в которой пояснялось, как, какой случай и в какой последовательности нужно фотографировать. При проведении терапевтического и пародонтологического лечения врач решает вопрос сам, но при квартальном отчете у кого больше фотоматериала, тот поощряется материально (повышение процента заработной платы за истекший месяц), а если нет рекламаций, имеется полное и хорошее документальное сопровождение лечебного приема и высокая средняя денежная выработка, то предусмотрен еще более высокий процент поощрения. В то же время в приложении к трудовому договору, в должностной инструкции врача прописано, что дентальная фотосъемка обязательна при проведении имплантации, реставрации и ортодонтического лечения. Если фотоматериалы в этих случаях отсутствуют, работа не оплачивается, так как выполнена врачом в неполном объеме.
С большим опозданием был осознан комплекс задач, связанных с внедрением фотосъемки стоматологических работ:
- Объяснить докторам, что фотографии нужны им для того, чтобы была возможность визуально демонстрировать пациентам качество выполненного лечения. Качество работ должно быть понятным и видимым получателю платных услуг, тогда он имеет возможность оценить труд доктора по достоинству, в чем заинтересован каждый специалист. Фото — неотъемлемая часть работы врача при оказании качественных платных услуг.
- Стимулировать потребность докторов общаться с пациентами при помощи средств визуализации: пояснять свои намерения до начала лечения (что планируется изменить, какие нарушения предстоит устранить).
- В подходящих случаях показывать пациентам ход лечения в динамике — иллюстрировать промежуточные и конечные результаты.
- Выявлять для себя ошибки, допущенные на разных стадиях работы, учиться на своих ошибках и ошибках коллег.
- Разрешать конфликты с пациентами в случае необоснованных рекламаций. Отсутствие фотоматериалов усугубляет ситуацию врача, руководителю сложнее решить проблему, в таких случаях обычно приходится возвращать деньги пациенту (делает это клиника или врач) или бесплатно перелечивать пациента.
- Пользоваться фотооборудованием, обсуждать клинические ситуации и препятствия на пути внедрения инновации нужно в режиме «корпоративной осведомленности», когда знания получают все, каждый имеет возможность выразить свою позицию, включая администраторов, которые должны способствовать продажам новых методик.
- За внедрением нового нужен постоянный контроль. На каждом собрании коллектива нужно сообщать данные выборочного контроля наличия снимков в медицинской документации докторов, в этом должны участвовать все администраторы (в ежедневных отчетах по клинике они фиксируют наличие фотоснимков у врачей), а врач, в свою очередь, отмечает количество фотоматериалов в ежемесячном отчете.
Литература
Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. Клиника под ключ. — СПб., 2009. — 1008 с.
Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том II. Персонал — команда. — СПб., 2014.— 420 с.
Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том VI. Врач, ребенок, родитель. — СПб., 2013. — 512 с.
Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том VII. Сервис — детям. — СПб., 2012. — 200 с.