Выбор комплекта для внутриротовой фотосъемки

Сегодня многие врачи имеют в своем распоряжении цифровые зеркальные фотокамеры, пользуются ими дома или на отдыхе, но не всегда применяют их для решения каких-либо профессиональных задач. Кому-то неудобно подойти с фотоаппаратом к пациенту, кто-то просто экспериментирует, меняя настройки, крутит колесико зеркальной камеры в поисках случайных хороших снимков, другие мечтают о покупке зеркальной камеры, представляя себе профессиональную модель с полным кадром и макрообъективом класса люкс, и лишь некоторые стоматологи делают по настоящему резкие информативные кадры, используя оптимальные (цена/качество) технические решения. Поэтому я посвятил эту статью выбору фототехники для врачей-стоматологов.

Пару слов о том, в чем разница между профессиональной и любительской камерами. По определению профессиональная камера предназначается тому, для кого фотосъемка стала профессией.

Другими словами, это средство для зарабатывания денег фотографией. Или же такая камера для тех, кто исчерпал все возможности любительской зеркальной камеры и переходит на технику профи, чтобы расширить какие-то творческие возможности либо найти себе новое увлечение.

Однозначно практикующему врачу-стоматологу для начала стоит выбрать зеркальную камеру любительского или полупрофессионального класса, потому что она легче, а такие преимущества профи-камер, как высокая частота кадров, необходимая при репортажной съемке, для врача-стоматолога не имеют смысла: съемка во рту покадровая; съемка на ISO 1600 (для профессиональной полнокадровой камеры это вполне рабочая чувствительность) нужна, например, для того, чтобы сфотографировать первый танец молодоженов при выключенном свете, а мы делаем внутриротовые фото на ISO 100.

У профи-камер ресурс батареи выше, чем у любительских, и это для стоматолога тоже не так важно. Менять камеру на профи нужно лишь тогда, когда почувствуете, что ваша любительская камера работает на пределе возможностей. При использовании ее в стоматологии это практически невозможно. Ресурс затвора профи-камер — 100—150 тыс. кадров, у любительской техники — 40—60 тыс. кадров.

Матрица любительской зеркальной фотокамеры (например, у Canon 500d) приблизительно в 1,6 раза меньше, чем матрица профессионального боди с полным кадром 24х36 мм (например, 5d mark ii).

Это соотношение называют «кроп-фактор». Это заметно уменьшает угол обзора в эквиваленте к большему фокусному расстоянию. Например, если на любительский или полупрофессиональный фотоаппарат с кроп-фактором 1.6 поставить объектив 100 мм, то угол обзора у него будет такой же, как если поставить на профессиональную камеру с полным кадром объектив с фокусным расстоянием 160 мм, при этом поле кадра будет очень маленькое, то есть снимать «соткой» на «кропнутой» камере будет очень неудобно. Другое дело на полном кадре — 100 мм будут работать без поправок.

Сейчас выбор фототехники действительно большой, и ориентироваться в этом море непросто.

В стоматологическом сообществе прочно закрепилось мнение, что для правильной съемки в полости рта все же обязательно нужен объектив 100 мм. В действительности в нашей профессии в основном идет съемка с рук, а с таким объективом снимать без штатива очень сложно — масса фотоаппарата в таком варианте резко возрастает. Вес камеры для стоматолога важен: иногда приходится держать фотоаппарат в одной руке, а другой поддерживать зеркало или ретрактор. Поэтому макрообъективы с фокусным расстоянием 100 мм я не рекомендую использовать в качестве основного инструмента для получения внутриротовых фотографий. Исключение можно сделать лишь для камер с полным кадром, но лучше всего для этих целей подходят макрообъективы с фокусным расстоянием 50—60 мм.

Ими же можно делать прекрасное портретное фото.

Какой же комплект лучше выбрать?

У меня есть несколько предложений на этот счет.

1. Для тех, у кого уже есть зеркальная фотокамера. Можно использовать любительскую или полупрофессиональную зеркальную фотокамеру со штатным объективом 18—55 мм или 17—85 мм и докупить к ней кольцевую вспышку Sigma EM 140 (рис. 1) или комбинированную Doerr Combi TTL Flash (D371030) (рис. 3). Получится самый экономный вариант.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

При этом штатный объектив будет снимать достаточно хорошо для того, чтобы зафиксировать патологию (рис. 4, 5), наличие коронок и пломб или ортодонтической аппаратуры, потому что он дает высокую резкость на больших величинах диафрагмы: от 1:22 до 1:36 (рис. 6) и если захочется сделать апгрейд, то можно просто купить макрообъектив.

Рис. 4.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 5.

Рис 6.

Рис 6.

При этом покупать макрообъектив Sigma 50 мм начинающему фотографу я бы не советовал, потому что на нем часто не срабатывает автофокус, да и производитель не предусмотрел возможности в комплекте с кольцевой вспышкой Sigma сделать снимок в масштабе 1:1, так как вспышка освещает пространство за объектом съемки, а если попытаться сфотографировать передние зубы в масштабе 1:1, то вспышка упирается в нос, но если переключить фокусировку в ручной режим и взять другой масштаб, например 1:1,5 (рис. 2), то с этим объективом можно добиться гораздо лучших результатов, чем снимая им в режиме автофокуса или используя «китовый» объектив.

При желании разнообразить серые будни нужно лишь перевернуть ваш объектив байонетом к объекту съемки, а передней линзой к корпусу камеры (рис. 7) и выставить такие же настройки, а кольцевую вспышку надеть на поролон, если нужно, то закрыть лампы на вспышке кусочками бумаги и, удерживая все это в руках, сделать снимок (рис. 8).

Рис. 7.

Рис. 7.

Рис. 8.

Рис. 8.

Если понравится, то покупайте недорогой реверсивный адаптер для макросъемки, так как он предназначен для того, чтобы удерживать перевернутый объектив на корпусе фотокамеры. Качество получается относительно неплохое с учетом того, что затраты минимальные, но приходится делать больше кадров, а затем оставлять наиболее резкие. Учтите, что этим приемом можно пользоваться очень ограниченно: например, этим способом нельзя сфотографировать зубной ряд через окклюзионное зеркало, потому что глубина резкости здесь очень маленькая, ведь в перевернутом виде диафрагма отсутствует.

2. Тем, у кого сохранилась фототехника со старых времен, можно при наличии опыта вполне удачно использовать широко распространенный в Советском Союзе макрообъектив «Индустар-61л/з-мс» (рис. 9) вместе с любым цифровым зеркальным боди и кольцевой вспышкой, применяя переходник с резьбой м42 для крепления объектива и соответствующие по диаметру 49 мм для крепления вспышки.

Рис. 9.

Рис. 9.

Съемка таким объективом возможна только в режиме ручной фокусировки, что дает дополнительные сложности и не всегда хороший результат, особенно для тех, кто плохо знаком с фотоаппаратом (рис. 10).

Рис. 10.

Рис. 10.

3. Тем, кому любительская зеркальная камера порядком надоела и хочется гораздо большего, можно купить профессиональный фотоаппарат с полным кадром.

Например, у фирмы Canon это 5d mark ii (рис. 11) с макрообъективом Canon EF 50 mm f2.5 Compact Macro или Carl Zeiss 50 mm F2 Macro Planar T ZE вместе с Macrolite Adapter 67 со вспышкой MT-24EX Macro Twin Lite или MR-14EX Twin Macrolite. Также при необходимости расширить возможности или снимать в масштабе 1:1 можно купить объектив EF 100 mm F2.8 L Macro IS USM или EF 100 mm F2.8 USM macro в комплекте с Macrolite Adapter 67.

Рис. 11.

Рис. 11.

Для Nikon этот комплект может выглядеть так: nikon_d700, Nikon 60mm f2.8G ED AF-S Micro-Nikkor или Nikon 105mm f2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor и вспышка Nikon Speedlight Commander Kit R1C1.

Эти комплекты обойдутся дороже, чем все остальные варианты.

4. Для тех, кто хочет купить комплект фототехники оптимально и надолго, предлагаю следующее:

недорогое любительское боди. У фирмы Canon это, например, 500d плюс макрообъектив Canon EF-S 60 mm F2.8 USM macro, который позволяет снимать в масштабе 1:1 (рис. 12—14) или в более обзорном (рис. 15, 16), фокусируется почти бесшумно, а вместе с кроп-фактором 1,6 на боди будет давать нам почти такой же угол обзора, эквивалентный фокусному расстоянию на профессиональном аппарате с полным кадром и макрообъективом 100 мм; глубина резко изображаемого пространства на 500д + 60 мм будет заметно больше, а вес и габариты заметно меньше.

Рис. 12.

Рис. 12.

Рис. 13.

Рис. 13.

Рис. 14.

Рис. 14.

Рис. 15.

Рис. 15.

Рис. 16.

Рис. 16.

Также важно, что макрообъектив 60 мм почти в 2 раза короче, чем 100 мм (рис. 17), и центр тяжести будет смещаться ближе к рукоятке. К этому комплекту советую добавить вспышку MT-24EX Macro Twin Lite или MR-14EX Twin Macrolite, которые крепятся на корпус марообъектива 60 мм без переходных колец, и получится отличный набор для врача-стоматолога (рис. 18).

Рис. 17.

Рис. 17.

Рис. 18.

Рис. 18.

Для Nikon этот набор может быть таким: nikon_d3100 боди, Nikon 60mm f2.8G ED AF-S Micro-Nikkor и Nikon Speedlight Commander Kit R1C1.

У других фирм-производителей, например Soni или Pentax, можно выбрать аналогичные в отношении цены и характеристик продукты.

И в заключение скажу, что фотоаппарат не принесет стоматологу прибыли (но и расходных материалов не потребует), однако, освоив фотографию, вы станете еще на одну ступеньку выше на бесконечной лестнице профессионального роста.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2827
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4437
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2279
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...