Хороший старт — залог успеха

 

 

Шастин ЕН 006Е. Н. Шастин

профессор РАЕ, руководитель стоматологической клиники «ДентиК Люкс» (Краснодар)

Карьера врача-стоматолога начинается в то мгновение, когда молодой специалист, закончив обучение в университете и получив право работать врачом, совершает свой первый, определяющий дальнейшую карьеру выбор.

Это волнующий выбор первого места работы, который подразумевает также выбор одной из стратегий последующего развития и роста на рабочем месте.

Вспомним о том, что молодой врач нуждается в дальнейшем совершенствовании теоретических знаний и практических навыков. Кроме того, начало карьеры связано с формированием круга постоянных пациентов и имени врача. Рассмотрим развитие карьеры на примере трех моделей и подумаем, как выбор начала практики определит судьбу этого доктора и успешность его практики.

Модель первая, «Самодостаточная»

Для этой модели характерно, дождавшись окончания обучения, уже через несколько дней выйти на работу и начать прием пицентов в клинике, не предъявляющей требований к профессионализму врача. Найти такую клинику несложно: большой поток пациентов с низким доходом, текучесть кадров, простое оборудование, невысокая заработная плата и, как результат, постоянный поиск врачей.


Много работая, врач помогает огромному количеству пациентов и заслуживает благодарности за этот труд. Однако это не самый простой путь к успеху.
Опираясь в практике на знания, полученные в университете, и компенсируя недостаток знаний старанием и высокой работоспособностью, пробовать и проверять на пациентах различные методики и материалы, стараясь найти как можно более простой и наименее трудоемкий метод для лечения тех или иных стоматологических заболеваний. В случае возникновения осложнений, вызванных недостаточными знаниями и низкими мануальными навыками, быстро переделывать работу или решать вопрос с пациентами с готовностью компенсировать финансовые затраты.

В свободное время заниматься не связанными со стоматологией делами, считая, что последипломное образование не так важно, как собственный опыт. В результате чего через несколько лет в сознании специалиста, выбравшего этот путь, формируется устойчивая модель стоматологии, состоящая всего из нескольких диагнозов, каждый из которых подразумевает один и только один, единственно верный метод лечения. Коллеги, применяющие другие методики, выглядят неопытными глупцами, не оценившими его опыт. Безусловно, много работая, врач помогает огромному количеству пациентов и заслуживает благодарности за этот труд. Однако это не самый простой путь к успеху из-за ряда недостатков.

Недостатками данной модели являются:

  1. Получение большого количества осложнений и, как следствие, недовольных пациентов, что имеет крайне негативные последствия для последующей практики врача-стоматолога, так как формирует не самое лучшее общественное мнение о нем.
  2. Начало карьеры сопряжено с лечением пациентов, состоятельность которых оставляет желать лучшего, и они обращаются за помощью к молодым врачам только по принципу экономии средств. Создание круга собственных пациентов из числа малообеспеченных граждан сильно затрудняет путь к успеху.
  3. Из-за отсутствия развития и обучения, а также работы с командой единомышленников эмоциональное выгорание в этом случае будет наиболее выраженно. Зачастую в разгар карьеры врач бросает стоматологию, чтобы попробовать себя в чем-то другом.
  4. Отсутствие обмена опытом, публикаций и проведения наблюдений и исследований делает практику такого специалиста бесполезной для развития стоматологии.

Модель вторая, «Самостоятельная»


Отсутствие обмена опытом, публикаций и проведения наблюдений и исследований делает практику такого специалиста бесполезной для развития стоматологии.
Для этой модели характерно, окончив вуз и осознав недостаточность своих теоретических и практических навыков, тратить все свободное время для наращивания знаний, используя для этого интернет, форумы, книги и многие другие возможности. Устройство на работу сразу в несколько клиник позволяет быть максимально загруженным и как можно быстрее улучшить практические навыки. Обращающихся пациентов врач не рассматривает как тех, которые формируют круг постоянных пациентов, а только как материал для отработки практических навыков и накопления финансов для открытия собственной практики.

Открытие собственной практики происходит обычно через 2—3 года после окончания университета. Продолжая карьеру, врач и далее тратит все свободное время, изучая различные аспекты стоматологии на многочисленных курсах и в общении с коллегами, стараясь овладеть всеми стоматологическими специальностями, отрицая работу в команде. Все финансы инвестируются в материалы, инструменты и другие нужды клиники.

Для данной модели характерны следующие недостатки:

  1. Трата всех финансов на нужды практики зачастую приводит к тому, что у владельцев великолепной практики достаточно скромный, необустроенный быт.
  2. Абсолютная занятость на работе не позволяет найти свободное время для семьи, детей и увлечений. Таким образом, за состоятельностью в профессии следует неудача в личной жизни.
  3. Созданная врачом в начале карьеры практика также обычно рассчитана на небогатых пациентов, так как конкурировать по уровню оснащения с другими клиниками невозможно, приходится конкурировать, используя снижение цен, что также привлекает менее обеспеченных пациентов.
  4. Отличительным недостатком этого пути является перфекционизм, проявляющийся в придании чрезвычайной важности какому-либо аспекту стоматологического лечения, например эстетике. Врач тратит столько сил и средств на создание высокоэстетичной работы, что оценить ее может только он сам. Но некомпетентный в этом вопросе пациент не всегда может сполна оценить старания доктора.
  5. Работа в одиночестве, так как проблематично создать команду и передоверить кому-нибудь ответственные манипуляции или решения. Результат — высокая утомляемость и раннее эмоциональное выгорание.


     

Созданная врачом в начале карьеры практика обычно рассчитана на небогатых пациентов, так ка конкурировать по уровню оснащения с другими клиниками невозможно

Модель третья, «Наставничество»

Наставничество является самой старой моделью подготовки врачей, применявшейся еще в те времена, когда не было не только интернета, но и общедоступного образования. Знания передавались от отца к сыну, от мастера к ученику. Концепция наставничества заключается в том, что опытный врач готовит врача, обучая и контролируя его теоретические знания и практические навыки.


Наставничество является самой старой моделью подготовки врачей, применявшейся еще в те времена, когда не было ни интернета, ни общедоступного образования.
Начало карьеры по этой модели начинается с работы ассистентом в стоматологической практике состоявшегося врача. При четко отлаженном наставничестве первый год работы ассистентом начинающий доктор осваивает базовые навыки подготовки кабинета к приему, хранение и стерилизацию инструментов, проведение диагностических процедур, общение с пациентами, осмотр, а также непосредственно ассистирование во время выполнения манипуляций другим врачом. Результатом является доведение этих навыков до абсолютного автоматизма.

После этого ассистенту поручают выполнение обратимых процедур. Крайне целесообразно заранее определить так называемые обратимые процедуры, то есть те манипуляции, результат которых в случае неуспешности может быть переделан. Также на этом этапе молодой врач учится управлять более молодыми ассистентами, получая навыки формирования собственной команды. Важно, чтобы контролирующий работу ассистентов доктор находил время для оценки результатов их работы, а также для занятий с ассистентами и оценки роста их занятий.

Когда нареканий к проведению обратимых манипуляций нет (что происходит обычно на 3—4-й год работы ассистентом), молодому врачу доверяют ведение собственных пациентов согласно выбранной специализации. Наставник контролирует весь лечебный процесс от диагностики до диспансеризации, стараясь не допустить ошибок и осложнений. Через 5—6 лет врач приступает полностью к самостоятельной работе.

Преимуществом данной модели является минимальное количество ошибок, совершаемых молодым специалистом во время своего становления. С начала практики молодой специалист работает с пациентом той категории, которая обращается в выбранную им клинику, то есть начинает формировать круг своих пациентов из обеспеченных людей. Являясь частью команды, молодой специалист не должен затрачивать множество усилий для овладения всеми стоматологическими специальностями. Свободное время может быть потрачено как на изучение стоматологии, так и на семью или любимое занятие. И уже через 5—6 лет врач может стать одним из лучших в своем направлении.


 

Начиная свою профессиональную карьеру, важно выбрать правильный старт. Необходимо заранее задуматься о своем будущем, определить цели, выявить желания.

Недостатками данной модели являются:

  1. Длительное пребывание в должности ассистента без права принятия врачебного решения, что зачастую негативно оценивается людьми с высокими личностными амбициями.
  2. Привычка работать в команде и фокусироваться на одной стоматологической специальности, перерастающая в нежелание начинать собственную практику.

Все три описанные модели редко встречаются в чистом виде. Обычно происходит их комбинация в большей или меньшей степени. Тем не менее, начиная свою профессиональную карьеру, важно выбрать правильный старт. Для этого необходимо заранее задуматься о своем будущем, определить цели, выявить желания и выбрать дорогу, которая наверняка приведет к успеху! Я, безусловно, ратую за наставничество, так как эта модель максимально защищает пациентов от ошибок и осложнений и позволяет «мягко» перейти из студентов во врачи.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2927
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4519
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2350
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...