Законы отторжения

Наверное, у каждого имплантолога за всю его практику был хотя бы один случай отторжения дентального имплантата. Иногда это происходит по независящим от специалиста причинам, иногда он виноват в произошедшем. Так или иначе, врач должен объяснить раздосадованному пациенту, почему это случилось именно с ним. Причем объяснить так, чтобы тот не ушел к другому специалисту, не побежал к адвокату, а смирился с произошедшим, согласившись дать имплантологу второй шанс. Редакция попросила ведущих имплантологов поделиться с коллегами своим опытом и рассказать, как они объясняют таким пациентам причину отторжения имплантатов и как правильно вести себя в такой ситуации.

 

[column size=1/3]vas

СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВ

имплантолог (Москва)

[/column]

Не лгите пациенту

Потеря имплантата до протезирования — всегда вина врача-имплантолога. Исключений нет. И вы это знаете. И поэтому вопрос «Кто виноват?» должен быть изменен на «Что я сделал не так?»

Может быть, ошибка в интерпретации клинической ситуации и неправильном планировании хирургического лечения? Конечно! Могут ли быть проблемы в реализации хирургического лечения, проще говоря, в криворукости врача?

Еще как! Могут быть проблемы с инструментами? Сильный износ, нагрев, недостаточная обработка? Вполне.

Могут ли возникнуть проблемы непосредственно с имплантатами? Учитывая то, что имплантационных систем на рынке сейчас очень много, а их продвижением и продажей порой занимаются вчерашние сотрудники «Евросети», которых выперли с работы (то есть люди, очень далекие от медицины), не исключено, что вас дезинформировали. Рассказали о чудесных свойствах инновационной немецкой (китайской, бразильской, эфиопской) имплантационной системы, либо дали неверные инструкции, которым вы неукоснительно следовали.

Возможна ли ситуация, что пациент не соблюдал полученные от вас рекомендации либо соблюдал их не совсем точно? Еще как. Но кто дал ему рекомендации, кто обязан следить за их выполнением и разъяснить, почему это необходимо? Верно, верно и еще раз верно: это вы, уважаемые доктора. Ну так причем здесь пациент, плохая погода, лунные фазы и вхождение Сатурна в созвездие Стрельца? Вот именно, что ни при чем.

Чтобы не потерять пациента, не лгите ему. Если вы сами не найдете причину отторжения имплантата, ее найдет кто-то другой — и его выводы точно будут не в вашу пользу.

Не валите все на пациента. Делите ответственность, но делайте это разумно, без перегибов. Обратитесь к договору на оказание медицинских услуг и информированному согласию, которые подписал пациент перед операцией. Там ведь присутствует пункт, регламентирующий правила поведения в данной ситуации? Вы вообще договоры и информированные согласия даете пациентам на подпись? Очень надеюсь, что да.

Озвучьте четкий план действий. Никаких «подождем полгода — посмотрим», никаких «приходите завтра». Внятно и конкретно: что вы планируете делать?

С датами, манипуляциями и возможными результатами. Пациент всегда выберет «программу действий», а не ее отсутствие. Спланируйте серию осмотров, наблюдайте динамику, генерируйте позитив — рана заживает нормально, через месяц приступим к реимплантации. Уверен, этого будет достаточно, чтобы не потерять доверие пациента.


[column size=1/3]2DSC08990_opt

Ярослав Заблоцкий

д. м. н., профессор, имплантолог, президент международной группы «Клиника Заблоцкого» (Киев, Львов).

[/column]

Информируйте о рисках

Все начинается с первой консультации. У нас это минимум час беседы при свидетелях, с записью на диктофон, с детальным описанием процедуры, времени лечения, рисков и ожидаемых результатов. После мы выдаем пациентам «на руки» Протокол информирования, где написано, что он информирован о рисках, понимает суть вмешательства.

Хорошо говорить примерами: «Ваши риски такие-то (в процентах). Так как ваша жена не курит и у нее нет пародонтита, а также системных заболеваний, ее риск составляет 2 %, то есть успех равен 98 %. Мы включим ее в нашу программу страхования рисков. Если на протяжении этапа приживления имплантатов мы потеряем хотя бы один их них, мы установим его или их заново. При этом вы не несете дополнительных расходов. Почему страховая программа? Потому что если мы потеряли имплантат, в этом нет ни вашей, ни нашей вины. Это — так называемые биологические риски! Когда же мы закончим протезирование, в случае хорошего ухода, а также регулярных визитов к нашему гигиенисту мы будем готовы дать гарантию на нашу работу 5—10 лет. В вашем случае все иначе. Вы курите более пачки сигарет в день, у вас есть пародонтит, и к тому же вы плохо ухаживаете за зубами, ваши риски составляют более 20 %. Значит при потере имплантатов вы сами оплачиваете все необходимые вмешательства. То есть наша гарантия состоит не в том, что ничего не случится, а в том, что если что-то и случится, то мы знаем, что с этим сделать. Разница только в том, что вы за все платите сами, а она — нет! Вы должны понимать, что в мире нет врача или клиники, где не теряют имплантаты».

Правильный маркетинг, а также правильный менеджмент, когда главным является вопрос коммуникации с пациентами, не гарантируют нам снижения количества потерь имплантатов, хотя они у нас и так невелики и суммарно составляют не более 2 %. В то же время за процентами стоят живые люди, а мы умеем работать так, чтобы они и не подумали менять клинику.


[column size=1/3]2IMG_3895_opt

Джеффри Хус
(Jeffrey Hoos)

DMD, имплантолог, Brush & Floss Dental Center (Стратфорд, США).

[/column]

Оценивайте свои силы

Самой большой неудачей, с которой вы можете столкнуться, является полный провал, о чем пациенту нужно сообщить в самом начале лечения. Вы должны сказать пациенту, что он сможет улыбаться, жевать и чувствовать себя лучше, но при этом имплантаты никогда не заменят ему своих зубов. Нужно, чтобы пациенты были честны как по отношению к самим себе, так и к своему врачу, а их ожидания соответствовали реальности.

Есть и другая проблема. Врачи порой рады предстоящему лечению по многим причинам, но честны ли они при этом с самими собой? Не потому ли они рады, что недавно прошли обучающий тренинг и поскорее хотят применить на практике полученные знания? Понимают ли они свои обязательства перед пациентами и осознают ли последствия своего вмешательства? Или они в силу финансового искушения не могут объективно оценить ситуацию? Все эти вопросы я задаю, в первую очередь, самому себе.

Что говорить пациенту, если лечение не принесло желаемых результатов? Необходимо все честно объяснить. Пациент должен понимать, что лечение — это своего рода партнерство. У меня, как и у всех, случались неудачи. Я всегда беру часть ответственности на себя, потому что с самого начала между мной и пациентом устанавливаются теплые отношения. Я никогда не лечу незнакомых людей. Даже если кого-то направляют ко мне, как к специалисту, с целью установки имплантатов, я все равно должен хорошо знать этого человека. Я также прекрасно понимаю все их ожидания и пожелания, и если моя работа не может соответствовать им, я не могу и не буду браться за этот случай.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2834
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4441
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2288
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...