Изготовление виниров с использованием платиновой фольги
Малоинвазивная подготовка — вершина достижений ортопедической стоматологии: несколько тонких слоев керамики, имеющих цвет эмали и форму зуба, великолепно встраиваются в анатомию полости рта, не нарушая эстетики.
Существуют различные малоинвазивные техники. Техника, о которой мы поговорим в этом обзоре, — использование платиновой фольги в качестве основы для керамики. Эта методика описана в литературе еще в 60-х годах. Для изготовления виниров нужны два специалиста: стоматолог и зубной техник, это работа команды. Стоматолог должен препарировать зуб и припасовывать винир. Это крайне важные этапы, от их правильного выполнения во многом зависит успех работы. Мастерство зубного техника состоит в послойном нанесении керамики таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность и прочность материала, а с другой — добиться эстетического результата.
Клинический случай
Реставрация четырех верхних резцов. Имеется диастема и композитная реставрация на 11 зубе, которые не нравились пациентке. Делаем диагностическую восковую модель для коррекции и определения пропорций. Затем изготавливаем силиконовый ключ, с которым будем работать до самого конца: в кабинете он поможет нам отпрепарировать зубы, а в зуботехнической лаборатории — изготовить виниры. После этого делаем силиконовый шаблон для последующего изготовления внутриротовым способом муляжа будущей реставрации из акриловой пластмассы. Это необходимо для того, чтобы оценить результат с эстетической точки зрения и получить согласие пациентки. Можно использовать и цифровые технологии для визуализации конечного результата.
Примерка ортопедической конструкции в полости рта
Предварительная оценка результата лечения с эстетической точки зрения — один из важнейших моментов, так как пациентка получает представление о предполагаемых результатах работы и может обсудить их.
Стоматолог и зубной техник должны оценить возможность ортопедического лечения до начала препарирования зубов. Рассмотрим несколько фотографий клинических этапов.
Стоматолог приступает к минимальному препарированию эмали, используя предварительно изготовленный в лаборатории силиконовый ключ. Композитная реставрация снимается, и эмаль препарируется на минимальную глубину, определенную на этапе планирования. Очень важно оставить как можно более толстый слой эмали, чтобы фиксация была более прочной, а следовательно, более долговременной.
Подготовка модели и платиновой матрицы
Существуют различные способы изготовления моделей.
В данном случае мы используем рабочую гипсовую модель, а также отдельные штампики, изготовленные с помощью дублирования рабочей модели. Как видно на рис. 9, платиновую фольгу нужно разрезать на мелкие кусочки, а затем подогнать и пришлифовать их на штампике так, чтобы получились колпачки (рис. 10—14). Перед тем как перенести колпачки на рабочую модель, нужно нанести на них тонкий слой эмали, чтобы сделать их более прочными и удобными в работе. Подготовленные таким образом колпачки готовы к установке на модель и нанесению керамики. Мы используем полевошпатную керамику, такую же, как в металлокерамических конструкциях.
Нанесение керамики
Очень важно сохранить форму зубов, одобренную пациенткой на этапе планирования.
В данном случае мы начинаем с нанесения опакового дентина на резцовый край 11 зуба — это нужно для того, чтобы не возникло разницы в цвете двух центральных резцов.
С помощью силиконового шаблона делаем резцовый край из дентина выбранного цвета и заканчиваем моделирование вручную (рис. 19).
Теперь переходим к эмалевому слою, который нужно наносить очень аккуратно, не обращая внимания на толщину слоя дентина на колпачке, поскольку мы работаем с платиновой фольгой, которую потом снимем с керамики, окончательный цвет мы получим благодаря сочетанию цвета винира и зуба.
В соответствии с фотографиями зубов пациентки выбираем наиболее подходящую по цвету массу. После первого обжига (рис. 24—25) было проведено спекание дентина и эмали. Делаем первую шлифовку и припасовку к штампикам. Прежде чем приступить ко второму обжигу, нужно еще раз подогнать платиновый колпачок к штампику. На керамике образуются трещинки, но не стоит этого пугаться, так как потом они будут покрыты следующими слоями керамики до достижения финальной формы. Этот этап улучшает прилегание виниров. При втором обжиге спекаются полупрозрачная опаловая масса и смесь пришеечных эмали и дентина. После обжига виниры аккуратно обрабатываются, особое внимание уделяется форме и фактуре поверхности, затем можно переходить к глазурованию.
Фольга отделяется пинцетом, главное — начать сверху и отделить ее, не порвав. Особенность этой техники состоит в том, что поверхность получается блестящей и аккуратной, а это означает, что керамика была хорошо обожжена. На рис. 27 мы видим виниры, уже снятые с колпачка и надетые на модель. Проверяем их прилегание и зоны проксимальных контактов. Если работа выполнена хорошо, переходим к финальному этапу — фиксации в полости рта. В кабинете виниры сначала примеряют, затем протравливают 2%-ной плавиковой кислотой (рис. 31). Адгезию выполняем согласно протоколу Magne и соавторов. Рис. 33—36 — готовая работа в полости рта. Эстетический результат хороший, пациентка очень им довольна.
На первом контрольном осмотре пациентка рассказала, что родственники и друзья обратили внимание на то, что она стала лучше выглядеть, лицо стало более гармоничным, но никто не мог вспомнить о промежутке между передними зубами и об их диспропорции по сравнению с остальными зубами.
Мы остались довольны результатом работы и рассказом пациентки, этот пример показывает нам, что можно добиться хорошей интеграции и что результат лечения надежен и предсказуем.