Клиническая характеристика и компьютерно-томографические диагностические особенности фолликулярных кист челюстей

М. А. Чибисова

д. м. н., профессор, ректор, заведующая кафедрой рентгенологии в стоматологии СПбИНСТОМ (Санкт-Петербург)

А. А. Зубарева

д. м. н., профессор кафедры оториноларингологии с клиникой ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург)

Е. В. Кайзеров

ассистент кафедры лучевой диагностики СЗГМУ им. И. И. Мечникова (Санкт-Петербург)

А. В. Холин

д. м. н., профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики СЗГМУ им. И. И. Мечникова (Санкт-Петербург)

Р. Х. Чарыев

аспирант кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург)

Лучевая диагностика фолликулярных кист обычно не вызывает серьезных затруднений, так как существует дифференциально-диагностический признак, свойственный только этому типу кистозной полости, — наличие непрорезавшегося зуба в полости кисты.

Однако выявить лишь тип кистозной полости недостаточно для оценки состояния зубочелюстной системы и выбора тактики и объема лечебных мероприятий. Необходимо четко оценить границы распространения кисты, вовлечение в процесс корней соседних зубов, состояние пазух и полости носа, нарушение структуры стенок нижнечелюстного канала и степень разрушения кортикальных пластинок челюстей, а также выявить сообщения полости кисты (свищевых ходов) и состояние окружающих мягких тканей. В амбулаторной практике принято широко использовать различные варианты внутриротовых рентгенограмм, а также ортопантомографию, предпочтительно ее цифровую модификацию. Это позволяет выявить факт наличия кисты и оценить ее некоторые рентгенологические симптомы.

Однако традиционные методы лучевой диагностики отвечают не всем требованиям по выявлению семиотических признаков фолликулярных кист. Для детальной оценки локализации и содержимого кистозной полости, состояния окружающих тканей необходимо использование современных трехмерных методов лучевой диагностики, таких как спиральная компьютерная томография и конусно-лучевая томография. Данные методы получают все большее развитие в челюстно-лицевой хирургии и, безусловно, обладают множеством преимуществ, что делает их перспективными для внедрения в широкую практику диагностики фолликулярных зубосодержащих кист для ускорения процесса подготовки пациентов к лечению.

Фолликулярные зубосодержащие кисты относятся к образованиям зубочелюстной системы, связанным с пороком развития и нарушением дифференцировки тканей зубного зачатка — тканевого образования, из которого в эмбриогенезе формируется зуб. Зубной зачаток состоит из зубного (эмалевого) органа, зубного сосочка и зубного мешочка. Фолликулярные кисты развиваются из зубного мешочка — скопления мезенхимных клеток вокруг зубного органа, являющегося оболочкой зубного зачатка. Частота возникновения фолликулярных кист составляет около 20 % всех эпителиальных кист челюстных костей. Данные образования не являются результатом хронического воспалительного процесса в периодонте, не связаны с кариозным поражением и патологией корневых каналов.

Однако в ряде случаев увеличивающаяся фолликулярная киста может влиять на состояние корней соседних зубов, вызывая их дивергенцию или частичный лизис. Инфекционно-воспалительный процесс может развиваться вторично внутри кисты, что приводит к возникновению клинических проявлений, которые могут быть достаточно выраженны. В результате хронического гнойно-воспалительного процесса могут образовываться свищевые ходы, сообщающиеся с полостью носа и рта, а также с придаточными пазухами носа.

При микроскопическом исследовании оболочки кисты выявляется многослойный плоский неороговевающий эпителий, выстилающий внутреннюю поверхность кисты. Под эпителием определяется рыхлая соединительная ткань с признаками хронического воспалительного процесса в виде лейкоцитарной инфильтрации и повышенной васкуляризации. При прогрессировании воспалительного процесса эпителий может трансформироваться в ороговевающий, подлежащая соединительная ткань становится грубоволокнистой, в различной степени инфильтрированной клеточными элементами.

Наличие фолликулярной кисты в верхней челюсти в большинстве случаев сопровождается воспалительным процессом в слизистой полости носа или верхнечелюстной пазухи различной степени выраженности. Связано это с прилеганием кисты к костным стенкам или проникновением в полость носа или верхнечелюстной пазухи, с истончением или частичным разрушением костных структур стенки полости носа или пазухи. В результате инициируется воспалительная реакция слизистой верхнечелюстной пазухи и полости носа с формированием хронического гайморита или ринита. В некоторых случаях фолликулярная киста образуется непосредственно в полости верхнечелюстной пазухи. Локализация кисты непосредственно в пазухе способствует ее быстрому увеличению, так как рост кисты не встречает сопротивления со стороны костных структур, и в сравнительно короткий срок киста заполняет полость пазухи.

Цель данного исследования

Целью данного исследования явилось детальное изучение клинических и рентгенологических признаков фолликулярных кист с использованием современных методов лучевой диагностики: спиральной компьютерной и конусно-лучевой томографии, данных локальной денситометрии — для трехмерной оценки состояния как самой кистозной полости и ее содержимого, так и окружающих структур.

Материалы и методы

Был проведен детальный анализ 44 пациентов с фолликулярными зубосодержащими кистами челюстей по трем формализованным картам: клиническая, 3D-РКТ-кистограмма (рентгеносемиотика кератокист, основанная на данных цифровой ОПТГ, МСКТ и дентальной объемной (конусно-лучевой) томографии), локальная динамическая денситометрия в различных зонах (использование единиц HU для МСКТ и УЕ для дентальной объемной томографии). Кроме того, были использованы данные цитогистологического исследования, данные оценки послеоперационного материала (макропрепараты), а также способы оперативного вмешательства в зависимости от размеров, локализации и распространения кистозной полости, наличия сопутствующей патологии, воздействие на нижнечелюстной канал, височно-нижнечелюстной сустав, верхнечелюстной синус и полость носа.

Результаты и обсуждение представлены в таблицах № 1—6.

Анализ данных таблиц № 1 и 2 показывает, что фолликулярные зубосодержащие кисты могут встречаться в разных возрастных группах без статистически значимого различия частоты встречаемости по половому признаку: 23 (52.3 %) мужчин и 21 (47.7 %) женщин. Пациенты, у которых была диагностирована фолликулярная киста, были преимущественно молодого возраста (10—30 лет). Так, у мужчин наибольшая частота встречаемости фолликулярных кист была выявлена в возрасте 10—20 лет — 10 (43.5 %) случаев, у женщин в возрасте от 10 до 40 лет — 12 (57.1 %) случаев. Был выявлен некоторый пик встречаемости фолликулярных кист в возрасте 51—60 лет как у мужчин — 5 (21.7 %), так и у женщин — 6 (28.6 %). В данной возрастной группе выявленная кистозная полость имела значительные (более 30 мм) размеры и имела сопутствующую воспалительную патологию: хронический верхнечелюстной синусит, хронический ринит, а также выраженную деформацию челюстей, которая и являлась причиной обращения в стоматологическую клинику. Кроме того, часть случаев диагностики фолликулярных кист в данной возрастной группе явилась следствием планового рентгенологического обследования при подготовке к протезированию зубов или иным плановым стоматологическим вмешательствам.

Таблицы 1-2

 

Как показывает таблица № 3, жалобы и данные объективного обследования соответствовали вовлечению в процесс верхнечелюстной пазухи и развитию симптомов верхнечелюстного синусита — 8 (72.7 %), а именно: чувство распирания в челюсти — 5 (45.5 %), тяжесть под глазом — 7 (63.6 %), хронические выделения из носа — 8 (72.7 %), нарушение носового дыхания — 4 (36.4 %). В одном наблюдении жалобы отсутствовали.

Данные объективного обследования показали, что непрорезавшийся зуб в проекции кисты был наиболее частым симптомом — 9 (81.8 %) случаев. Вздутие челюсти по переходной складке наблюдалось почти в половине случаев — 5 (45.5 %).

Таблица 3

Как показывают данные таблицы № 4, в одной пятой случаев — 7 (21.2 %) жалобы отсутствовали. Диагноз устанавливался при рентгенологическом обследовании. Характерными были жалобы на вздутие и деформацию челюсти — 14 (42.1 %), чувство распирания в челюсти — 9 (27.3 %), боль, припухлость десны — 12 (36.4 %) пациентов.

Непрорезавшийся зуб в проекции кисты являлся наиболее частым признаком при объективном обследовании — 27 (81.8 %). Характерным признаком при стоматологическом обследовании было вздутие челюсти по переходной складке — 21 (63.6 %) с истончением и крепитацией кортикальных пластинок, определяемых при пальпации, — 19 (57,6 %). В 9 (27.3 %) пальпировались дефекты кортикальных пластинок. Патологическая подвижность зубов в проекции кисты наблюдалась в 7 (21.2 %) случаях. Сопутствующая воспалительная патология определялась в виде местных изменений десны в проекции непрорезавшегося зуба — 4 (12.2 %) либо при разрушении стенки нижнечелюстного канала и вовлечении в процесс нижнечелюстного нерва — 3 (9.2 %).

Для лучевой диагностики зубосодержащих кист челюстей были использованы цифровая ОПТГ, МСКТ и дентальная объемная томография. Анализируя полученные данные, сформировали расширенный комплекс рентгенологических признаков, характерный для этого типа кистозной полости.

Таблица 4

Данные таблицы № 5 демонстрируют, что фолликулярные зубосодержащие кисты в трех четвертях наблюдений локализовались на нижней челюсти — 33 (75 %). Наиболее распространенная локализация на нижней челюсти наблюдалась в области угла на уровне третьих моляров — 13 (29.5 % от всех наблюдений и 39.4 % от всех фолликулярных кист нижней челюсти). Кисты данной локализации, как правило, имели небольшие размеры (менее 10 мм или до 20 мм). Однако в 14 (42.4 %) наблюдениях кистозная полость распространялась на два и более зуба, в область тела и ветви нижней челюсти. Размеры такой кистозной полости превышали 20 мм — 5 случаев, а в 9 случаях превышали 30 мм. При локализации в верхней челюсти кистозная полость в девяти случаях из одиннадцати проникала в верхнечелюстную пазуху. В двух наблюдениях при локализации кисты в области резцов верхней челюсти кистозная полость проникала в полость носа. Размеры кист верхней челюсти, как правило, превышали 30 мм — 9 (82 %) случаев всех кист данной локализации, — занимая значительную часть полости верхнечелюстной пазухи. При локализации во фронтальных отделах верхней челюсти размер не превышал 20 мм.

Для фолликулярных кист характерна неправильная овальная форма кистозной полости — 29 (65.9 %). Округлая форма кистозной полости наблюдалась при малых размерах (менее 20 мм) и локализации в области третьих моляров нижней челюсти — 5 (11.4 %). При кистах нижней челюсти больших размеров (более 30 мм) кистозная полость имела вытянутую по оси нижней челюсти форму — 6 (13.6 %). При тотальном заполнении полости верхнечелюстной пазухи киста принимала форму верхнечелюстной пазухи — 3 (6.8 %)

Внутренние контуры кисты в большинстве случаев четкие — 42 (95 %), ровные — 27 (61.4 %). Внешние контуры кисты также в большинстве случаев были четкими — 42 (95 %), ровными — 28 (63.6 %).

Более чем в трех четвертях наблюдений выявлено однородное мягкотканное содержимое фолликулярных кист — 35 (79.5 %) — с наличием сформированного зуба внутри. Встречались также кисты со смешанным содержимым (фиброзная — 2 (4.5 %), жировая ткань — 3 (6.8 %), жидкость — 2 (4.5 %), воздух — 3 (6.8 %). В одном наблюдении при локализации во фронтальном отделе нижней челюсти в полости кисты обнаружены два зубоподобных образования с несформированной коронковой и корневой частями.

Характерным являлось вздутие нижней челюсти, которое наблюдалось у большинства обследуемых с кистами данной локализации — 24 (72.7 %), с истончением — 28 (84.8 %) и дефектами — 20 (60.6 %) кортикальных пластинок. Часто встречающимся признаком фолликулярной кисты нижней челюсти являлось оттеснение — 17 (51.5 %) — или частичное разрушение — 15 (45.5 %) — стенки нижнечелюстного канала. При локализации на верхней челюсти в 7 (63.6 %) наблюдениях выявлено оттеснение, а в 4 (36.4 %) — частичное разрушение стенки верхнечелюстной пазухи. Во всех 11 случаях локализации на верхней челюсти отмечалось изменение (утолщение) слизистой верхнечелюстной пазухи и полости носа.

 Таблица 5

Таблица 5-2

 Анализируя денситометрические показатели структурных компонентов зубосодержащих кист (табл. № 6) по данным МСКТ в единицах Хаунсфилда, а также данные конусно-лучевой КТ в у. е., установили, что наиболее часто полость кисты заполнена однородной структурой с характеристиками, соответствующими мягким тканям, — 72.2 % по данным конусно-лучевой КТ и 76.9 % по данным МСКТ. Жироподобное содержимое встречалось в 16.7 % по данным конусно-лучевой КТ и в 7.7 % по данным МСКТ. В 11.1 % случаев по данным конусно-лучевой КТ и 11.5 % наблюдений по данным МСКТ структура имела смешанный мягкотканно-фиброзный характер. Важно отметить, что в 43 (97.7 %) наблюдениях в полости кисты определялся полностью сформированный зуб с характерными денситометрическими показателями дентина и эмали. Лишь в одном наблюдении с использованием конусно-лучевой КТ в структуре кисты выявлены зубоподобные образования, по данным денситометрии, не соответствующие сформированным зубам.

Таблица 6

Таблица 6-2

Заключение

Спиральная компьютерная томография и дентальная объемная томография, с учетом клинических особенностей развития фолликулярных кист, позволяют получить более полную информацию о кистозном образовании челюстей за счет возможности трехмерной визуализации, оценки размеров и локализации без погрешностей, связанных с укладкой пациента и проекционными искажениями, более точной оценки состояния кортикальных пластинок на разных уровнях в разных проекциях с целью точного определения кортикальных дефектов.

Использование локальной денситометрии позволяет количественно оценить содержимое кистозной полости, состояние капсулы, окружающей костной ткани и мягких тканей, а также состояние полости носа и верхнечелюстной пазухи, вовлеченных в патологический процесс. Данные методы позволяют получить детальную информацию о взаимоотношении кистозной полости и таких важных анатомических структур, как нижнечелюстной канал, полость носа и верхнечелюстная пазуха.

Выводы

Фолликулярные кисты, являясь пороком развития зубного зачатка, формируются в молодом возрасте, однако могут быть впервые выявлены в различных возрастных группах, так как длительное время не имеют симптомов, за исключением отсутствия прорезывания зуба в проекции кисты, локализуются преимущественно в области третьих моляров нижней челюсти, а также в альвеолярном отростке верхней челюсти, имеют преимущественно овальную форму, четкие ровные контуры, однокамерную полость и не связаны с кариозными зубами или патологией корневых каналов. Содержимое кисты, как правило, однородное мягкотканное, всегда с наличием сформированного зуба или зубоподобного образования.

6200_A4_2016.indd

Литература

  1. Васильев А. Ю., Воробьев Ю. И., Трутень В. П., Лучевая диагностика в стоматологии. — М.: Медика, 2007.

  2. Мчедлидзе Т. Ш., Касумова М. К., Чибисова М. А, Дударев А. Л. Трехмерный дентальный компьютерный томограф 3 DX ACCUITOMO/FPD — диагностика XXI века. — СПб.: ООО «MEDИ издательство», 2007. — 144 с.

  1. Рабухина Н. А. Спиральная компьютерная томография при заболеваниях челюстно-лицевой области. — М.: МЕДпресс-информ, 2006.

  2. Соловьев М. М. Оперативное лечение одонтогенных кист. Руководство. — СПб., 2004.

  3. Чибисова М. А., Зубарева А. А. Цифровая объемная томография ( 3D GALILEOS/GALAXIS, SIRONA) — стандарт качества диагностики и лечения в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологии. — СПб.: ООО «МЕДИ издательство», 2010.

  4. Чибисова М. А., Дударев А. Л., Шавгулидзе М. А. Возможности цифровой объемной томографии в оториноларингологии // Лучевая диагностика и терапия. — 2011, № 4. — С. 105— 118.

  5. Чибисова М. А. Лучевая диагностика в амбулаторной стоматологии / М. А. Чибисова, А. Л. Дударев, А. А. Кураскуа. — СПб.: Ин-т стоматологии, 2002. — 368 с.

  6. Чибисова М. А. с соавт. Стандарты использования конусно-лучевой компьютерной томографии в различных разделах амбулаторной стоматологической практики, в челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологии. — СПб.: ООО «МЕДИ издательство», 2014. — 360 с.

  7. Чибисова М. А., Карпищенко С. А, Зубарева А. А., Шавгулидзе М. А. Диагностика хронического одонтогенного полипозного риносинусита с использованием конусно-лучевой компьютерной томографии // Институт стоматологии. — 2013, № 1 (58). — С. 48—49.

  1. Чибисова М. А., Орехова Л. Ю., Серова Н. В. Особенности методики диагностического обследования пациентов с заболеваниями пародонта на конусно-лучевом компьютерном томографе // Институт стоматологии. — 2014, № 1 (62). — С. 84—87.

вклейка оборот

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций