Комплексное лечение пациентов с диагнозом «глоссалгия»

Глоссалгия является распространенным стоматологическим заболеванием, которое снижает трудоспособность, угнетает психику, вызывает депрессивное состояние.

Это один из самых трудных и противоречивых диагнозов, с которыми приходится сталкиваться врачу-стоматологу. Наблюдается тенденция роста заболевания в современных развитых странах. По данным литературы, от 27 до 76 % пациентов врача-стоматолога имеют жалобы на жжение в полости рта. Данная патология у женщин встречается в 7 раз чаще, чем у мужчин [1, 2].

Разнообразие клинических проявлений глоссалгии определяется полиэтиологичностью развивающихся при данном состоянии патологических изменений, что усложняет его диагностику и лечение. Одним из социальных аспектов глоссалгии является бесконтрольный прием обезболивающих и седативных средств, самолечение, что часто приводит к хронической интоксикации и токсикомании. В последние годы становится все более распространенной точка зрения, согласно которой, развитие заболевания связано с нарушением регуляции симпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако до сих пор отсутствует достаточно обоснованная концепция патогенеза глоссалгии. По современным представлениям, это сложный симптомокомплекс, в этилогии и патогенезе которого могут иметь значение различные экзогенные и эндогенные факторы.

В настоящей работе поставлена цель изучить патогенетическую связь глоссалгии с патологией желудочно-кишечного тракта; по данным литературы, парестезии могут возникать в организме при нарушении витаминного баланса, дефиците витаминов группы В и железа, при гиперацидном гастрите, атрофическом гастрите, колите.

Под нашим наблюдением в течение 3 лет находился 41 пациент с дигнозом «глоссалгия» (36 женщин и 5 мужчин) в возрасте от 20 до 60 лет.

Субъективные ощущения, свойственные глоcсалгии, у ряда больных распространялись на язык, губы, твердое небо, реже на слизистую оболочку альвеолярного отростка и другие отделы полости рта. Из общих симптомов отмечались повышенная раздражительность, нарушение сна, плаксивость, чувство тревоги; 21 человек, кроме того, страдал канцерофобией. У 33 пациентов были жалобы на нарушение функции желудочно-кишечного тракта, 17 из них длительно принимали per os антибиотики по поводу различных воспалительных заболеваний; 5 человек в прошлом перенесли дизентерию и сходные с ней расстройства; 32 пациента связывали появление симптомов глоссалгии с протезированием или удалением зубов. У большинства из них появлению заболевания предшествовала психическая травма.

При осмотре полости рта у 36 пациентов отмечена типичная для патологии желудочно-кишечного тракта картина: обложенность, отечность языка и слизистой оболочки. У некоторых больных изменения на языке носили характер очаговой десквамации, а жжение и боль часто локализовались именно в этих участках. В ряде случаев отмечались небольшие очаги гиперемии на языке. У 5 пациентов не выявлено изменений слизистой оболочки полости рта. Наряду с описанными изменениями во рту у 20 больных было нарушено слюноотделение: у 15 — ксеростомия, у 3 — гиперсаливация.

Всем пациентам провели санацию полости рта, включая протезирование. Одновременно их направляли к гастроэнтерологу для исследования желудочно-кишечного тракта (рентгеноскопия и рентгенография желудка и двенадцатиперстной кишки, по показаниям гастроскопия, холецистография, ирригоскопия, анализ желудочного сока, дуоденального содержимого). По показаниям производили исследование кала на наличие дисбактериоза и делали посев на грибки со слизистой оболочки полости рта.

Больных разделили на 2 группы. В 1-й группе (8 пациент) жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта отсутствовали, в 2-й (33 пациента) больные предъявляли жалобы, связанные с состоянием желудочно-кишечного тракта. Контрольные осмотры проводили 3—4 раза в год в течение 3 лет.

В 1-й группе, несмотря на отсутствие жалоб, были выявлены хронический субацидный гастрит (у 4), гиперацидный гастрит (у 3) и гастрит с нормальной кислотностью (у 1 пациента).

Исходя из полученных данных больным 1-й группы назначили курс лечения, включавший применение препаратов, нормализующих секрецию желудочно-кишечного тракта (плантоглюцид, оразу, абомин, панзинорм или панкурмен, настои трав), в сочетании с тенатеном, инъекции витаминов В1 В6 и В12. Тенотен назначали утром и днем по 2 таблетки и 2 +2 таблетки для рассасывания под язык на ночь, не менее месяца.

Препарат тенотен разработан и выпускается для лечебной практики НПФ «Материа Медика Холдинг». Препарат обладает широким спектром психотропной и нейротропной фармакологической активности, подтвержденной в общепринятых экспериментальных моделях: анксиолитической, стресспротекторной, антигипоксической, антиагрессивной, антидепрессивной, антиастенической, ноотропной, нейропротекторной и некоторыми другими [2, 5].

При клиническом исследовании тенотен показал высокий анксиолитический эффект на взрослом и детском стоматологическом приеме и разрешен для широкого медицинского применения [3].

Лечение проводилось курсами, каждый курс длился 1,5—2 мес.

Уже после первого курса лечения жалобы на жжение в языке, губах и деснах исчезли у 6 из 8 пациентов. Второй и третий курсы лечения (через 6—8 мес.) способствовали исчезновению симптомов заболевания у 7 больных и стойкому закреплению эффекта к концу 3-го года наблюдений. У 1 пациента этой группы состояние улучшилось лишь после дополнительного курса лечения колибактерином.

Больные 2-й группы, помимо жалоб на болезненные ощущения в полости рта, предъявляли те или иные жалобы на состояние желудочно-кишечного тракта: тяжесть в подложечной области после еды, изредка боль, отрыжку, метеоризм, неустойчивый стул (до 2—3 раз в сутки). При обследовании у всех этих больных были выявлены хронический гастрит с секреторной недостаточностью и явления хронического энтероколита Г—II степени, дисбактериоз кишечника (по клиническим и в отдельных случаях лабораторным данным). Курс лечения включал прием в течение 1 недели эубиотиков (интестопана, энтеросептола, мексазы, мексоформа) с последующим 3—4-недельным курсом применения бификола, бифидумбактерина и колибактерина на фоне ферменто- и витаминотерапии и прием препарата тенотен в указанных дозах. Курс лечения 3 месяца, можно продлить до 6 месяцев, повторить через 1—2 месяца.

Больные обеих групп находились на диете, питание их было дробным и частым. Рекомендовалась механически и химически щадящая пища, исключались жирные, острые жареные блюда и консервированные продукты, а также продукты, усиливающие бродильные и гнилостные процессы в кишечнике (сласти, капуста, черный хлеб, виноград, свежие яблоки, цельное молоко). После 4-го курса лечения у всех больных 2-й группы были получены хорошие результаты.

У 28 исчезли, а у 5 значительно уменьшились проявления в полости рта. Для закрепления клинического эффекта курс указанного лечения проводили 2—3 раза в год, что позволило добиться стойких результатов у всех 28 пациентов, в том числе у 12 из 17 больных, которые длительно применяли антибиотики. У этих пациентов посев соскоба со слизистой оболочки полости рта дал рост грибка кандида, что послужило основанием для дополнительного назначения им курса лечения леворином в таблетках
(до 3 000 000 ед./сут.) сразу после курса применения антибиотиков.

Количественную характеристику результатов лечения оценивали по шкале Спилбергера — Ханина и опроснику САН (самочувствие, активность, настроение). После курсового лечения ситуационная тревожность у пациентов снизилась на 82 %. Анализ показателей самочувствия и настроения по шкале САН выявил достоверное их увеличение (p<0,05) по отношению к исходным величинам. Наблюдалось общее успокоение, уменьшение отрицательных влияний окружающей обстановки, нормализация сна.

Была отмечена стабилизация гемодинамических сдвигов. Проведенное исследование лечебного и анксиолитического действия препарата тенотен показало хорошую переносимость, отсутствие побочных явлений, надежное снижение уровня тревожности, хороший терапевтический эффект препарата. Препарат оказался эффективным у пациентов с глоссалгией.

Таким образом, применение препарата тенотен в схеме комплексного лечения пациентов с глоссалгией показало надежный результат.

Одновременно проводимые курсы лечения позволили добиться у большинства больных улучшения самочувствия, настроения, состояния полости рта и желудочно-кишечного тракта.

Последующие аналогичные курсы лечения проводили 2—3 раза в год.

Обобщая результаты проведенного нами лечения, следует подчеркнуть необходимость комплексного обследования больных глоссалгией и назначения им общей целенаправленной терапии.

Все предложенные рекомендации могут быть использованы при лечении больных глоссалгией в условиях амбулаторного стоматологического приема.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гараева А. Г. Клинические аспекты синдрома жжения полости рта в стоматологической практике. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М.: 2003. — С. 25.
  2. Гришина Н. В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности больных с синдромом жжения полости рта // Нейростоматология. — 1999, № 1. — С. 39—40.
  3. Духина И. А. Особенности антистрессорного действия тенотена (антитела к мозгоспецифическому белку S-100) в зависимости от типа эмоциональной реакции (экспериментальное и клиническое исследование). Автореф. дисс.канд. мед. наук. — Старая Купавна, 2006. — С. 25.
  4. Хейфец И. А., Дугина Ю. Л. и др. // Тезисы докладов 4-й Международной конференции «Биологические основы индивидуальной чувствительности к психотропным средствам». — М., 2006. — С. 77.
  5. Эпштейн О. И. Регуляторные возможности сверхмалых доз // Бюлл. экспер. биол. мед. — 2002. — Приложение 4. — С. 8—14.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций