Концепция покрытия Пауля Гизенданнера

Долгое время начинающим зубным техникам, особенно будущим керамистам, внушали или, по крайней мере, объясняли, насколько важно имитировать структуру естественных тканей зуба, и затем подкрепляли эту догму захватывающими спектральными снимками. Такие снимки красивы и достойны уважения как произведение искусства. Однако для совершенствования мануальных навыков зубного техника они не столь важны. Основную информацию о концепции Гизенданнера (рис. 1) вы найдете в книге «Знание — основа, успех — рецепт».

Все, чему учили керамистов, можно привести к общему знаменателю следующим образом: «Только те, кто верит в то, что мы говорим, получат божественный статус и будут допущены в стоматологический Эдемский сад».

Даже производители керамических масс создали свою философию и использовали данное утверждение для манипулирования общественным мнением, построив на этом хороший бизнес.
Они не перестают доказывать снова и снова, что только с их материалами можно попасть в «керамический рай» и избежать «стоматологического позора в огне чистилища».

Я не считаю, что смена продукции обеспечивает выход из положения. Покупать новый керамический материал потому, что вы не можете справиться со «старым», — это чаще всего пустая трата денег.

Если говорить честно, среди постоянно меняющегося ассортимента вряд ли найдутся плохие товары.

Миф

Настало время вернуться на путь простого ремесленного существования. Необходимо позволить каждому технику создавать красивые керамические конструкции.

Я постоянно замечаю, что те, кто в состоянии сделать красивую керамику, далеко не всегда точно знают, почему их керамика эстетичнее и лучше, чем керамика у конкурентов. Здесь часто и с удовольствием упоминают миф о «неприкасаемых». С этим в принципе не поспоришь. Возможно, необходимы просто талант и чутье, чтобы создавать конструкции красивой формы, которая нередко ставит для техника покрытия, а также связанную с ней глубину цвета на второе место и представляет собой «красоту» в общем понимании этого слова.

Аргументы и объяснения

Я тоже считаю неудовлетворительной широко распространенную идею, которая объясняет необходимость создания различных слоев керамики, точно повторяющих строение естественных зубов. Зачастую такая необходимость имеет сомнительное с физической точки зрения объяснение. Кроме того, это не всегда применимо на практике.

Конечно, восприятие облегчается, когда объект (зуб) освещается с помощью интенсивного источника света, чтобы таким образом доказать, объяснить и показать, как свет должен проложить себе путь в тканях зуба [2]. Каркас/материал не является единственной причиной «затемнений». Свет должен литься, преломляться, перенаправляться, отражаться, замедляться и ускоряться, чтобы получился стереоскопический эффект. Мы используем источник света для освещения объектов не как аргумент за или против той или иной технологии. Мы показываем такие изображения поперечного среза только для того, чтобы документально подтвердить наличие возможности создания конструкции в несколько слоев.

Если верить утверждениям, которые должны аргументировать создание различных керамических слоев, то можно сделать вывод, что при реставрировании зубов, имеющих выраженную желтую окраску твердых тканей, при использовании каркасов с золотым ободком, конструкций из золота или даже коронок на имплантатах нельзя достичь удовлетворительных результатов. Данное утверждение не соответствует действительности, и этому существует множество доказательств, подтвержденных документально. Владея различными методами восстановления, используя большое количество материалов, которые должны служить в качестве основы, нашей задачей мы оставляем воссоздание слоя, имеющего толщину максимум 1,5 мм. Мы не должны ни чрезмерно переоценивать наши действия, ни «изобретать велосипед» в технике покрытия.

Объяснение закономерности: без мифа и секрета

Большое количество секретов, которые обеспечивают керамике высочайшую технику исполнения и красоту, на самом деле не являются тайной и носят такие названия, как:

  • Закон Снеллиуса [3].
  • Оптическое поднятие [4].
  • Происхождение [5].
  • Световод [6].
  • Полное отражение [7].
  • Отражение [8].
  • Индекс преломления [9].

Закон Снеллиуса [3]

Закон преломления, также известный как закона Снеллиуса, описывает изменение направления светового луча при переходе в другую среду.

Оптическое поднятие [4]

Если смотреть извне на находящиеся под водой предметы, они кажутся сжатыми по вертикали. Погруженный в воду акриловый стержень (рис. 19) кажется надломленным (слегка при­­поднятым) на границе воздуха и воды. В связи с этим данное явление также называется «оптическое поднятие». Из-за различных показателей преломления воды и воздуха создается иной угол преломления. Возникающее отражение стержня (исходящее справа, рис. 19) является еще одним феноменом. Оно появляется на границе между поверхностью воды и воздуха и объясняется законом отражения.

Происхождение [5]

При переходе из одной среды в другую (из одного слоя в другой) длина волны изменяется. Это приводит к сжатию света и к отклонению (из дентина в подкрашенный дентин / от светлых к прозрачным массам).

На картинке (рис. 21) данное сжатие уже заметно. Определенные в миллиметрах расстояния визуально уменьшаются сразу же после того, как вода вызывает преломление света (сжатие).

Световод [6]

Световодами называют прозрачные компоненты, такие как волокна, трубки или стержни, которые транспортируют свет на короткие и дальние расстояния. Ведение света осуществляется за счет отражения на границе световода либо благодаря полному внутреннему отражению на основе более низкого индекса преломления окружающей световод среды, либо при отражении пограничной поверхности (рис. 22, 23).

Полное внутреннее отражение [7]

Полное внутреннее отражение является феноменом, который в первую очередь известен в связи с электромагнитными волнами. Это происходит на пограничной поверхности двух непоглощающих сред с различной скоростью распространения, когда угол падения превышает определенное значение, так называемый критический угол полного внутреннего отражения.

Тем не менее благодаря строению пограничной поверхности это может привести к снижению отражения даже при очень прозрачных материалах. В таких случаях речь идет о предотвращенном полном внутреннем отражении.

Отражение [8]

Как правило, отражается только часть падающей волны, в этом случае речь идет о частичном отражении. Остальная часть волны продолжает распространяться во второй среде благодаря измененному импедансу, волна при этом преломляет направление и изменяет скорость. Изменение направления и скорости внутри слоев приводит к более длительному пути света, и, соответственно, из-за этого меняется воспринимаемая глубина поверхности реставрации (рис. 30, 32).

Индекс преломления [9]

На границе двух сред (слоев) с раз­­личным индексом преломления свет преломляется и отражается. При этом среда с более высоким индексом преломления называется оптически более плотной.

Это не следует путать с оптической плотностью. Этот индекс преломления полезен нам тем, что благодаря ему можно достичь высочайшей техники исполнения и создания визуальной глубины с помощью управления распространением света в керамике.

В заключение можно сказать, что все, что необходимо для успеха, — это эффективная концепция покрытия, специальная жидкость для смешивания керамических масс и специально разработанная для этого вакуумная сушка.

Секретам и мифам нет места в на­­­шем ремесле.

Рецепт успеха

Керамические виниры из нашей лаборатории не без оснований кажутся более красивыми, чем изделия наших конкурентов. Это не означает, что мы просто лучше, чем другие. Это связано с тем, что мы постоянно оставались верны себе и теперь на протяжении уже трех десятилетий не боимся приложить дополнительные усилия, несмотря на наличие издержек и других неблагоприятных факторов. Поэтому наш рецепт успеха не является секретом.

Мы считаем, что благодаря сложной концепции покрытия улучшается эстетичность конечного результата, а тщательная обработка керамики положительно влияет на свойства материала.

Концепция покрытия Гизенданнера

Красота — понятие относительное. Мы вовсе не хотим опровергнуть это суждение. Концепция покрытия Гизенданнера является для нас основой работы, которая обеспечивает аналогичный порядок действий при работе со всеми материалами и технологиями (от металла до виниров) и гарантирует безопасность применения любой методики при облицовке керамикой (рис. 38—47).
Под этим мы подразумеваем, что скалывание можно, с одной стороны, предотвратить с помощью применения концепции расслоения Гизенданнера. С другой, есть мнение (исследование департамента ортопедической стоматологии Университета Мюнхена), что армированная лейцитом керамика значительно меньше подвержена сколам. Среди прочего, мы делаем ставки на нашу концепцию расслоения, поскольку за прошедшие восемь лет (столько времени мы ведем статистику) работы с цирконом мы не задокументировали процентного повышения случаев поломки каркаса, сколов, отслоения и т. д.

Пояснения к иллюстрациям

Рис. 3—5. Форма конструкции, максимально приближенная к форме естественных зубов, точно воссозданная поверхность с учетом особенностей зубов пациента часто являются залогом успеха. Если к тому же применяется действующая концепция покрытия, то большая часть работы для достижения эстетики сделана и успеху больше ничто не препятствует.

Рис. 6—8. Мы ограничимся минимальным спиливанием каркасов и надеемся благодаря этому на максимальную подгонку слоя керамики. Подготовка с помощью травления увеличивает шансы на долгосрочную герметичность после фиксации. Проникновение света в окружающие ткани достигается с помощью нашей философии покрытия (встроенный световод). Утолщение слоя в качестве единственного инструмента для транспортирования света лишь незначительно способствует созданию приятного внешнего вида, а в худшем случае может привести к потемнению реставраций в пришеечной области (оттенок / неэффективное покрытие).

Рис. 9—11. Согласно действующей концепции покрытия каркасы не должны негативно влиять на конечный эстетический результат.

Рис. 12—13. Здесь речь идет о феномене преломления. Расположенная перед акриловым стержнем акриловая основа изменяет перспективу стержня.

Рис. 16—18. Знание принципа световода помогает нам найти правильный подход к любой задаче при изготовлении любых керамических конструкций. Неважно, много места, мало места или и то, и другое, металлический каркас, каркас из циркона, прессованная керамика — все подчиняется одному и тому же закону (транспортировка света) и должно быть учтено в нашей работе.

Рис. 19—20. Отражение на границе воздух/вода является поверхностным натяжением, соответственно, связано с адгезией воды по отношению к акриловому стержню, и благодаря ему возникает отражение.

На рисунках 22 и 23 видно сочетание феномена оптического поднятия и эффекта световода. Можно указать на тот факт, что в центре преломления (поверхность воды) часть света поглощается и меняет направление. Однако большая часть света транспортируется без рассеивания до конца световода.

Рис. 27—28. При восстановлении большого объема твердых тканей важно с помощью различных керамических материалов изменить угол падения света и поведение отражения, чтобы получить гармоничный цвет зубов во всех областях.

Рис. 29—34. Материал основы не должен создавать нам ограничения и не имеет в применяемой технике покрытия особого значения. Феномены индекса преломления, скорости света и отражения необходимо использовать во всех технологиях протезирования. Также они придают металлокерамическим реставрациям естественный вид.

Рис. 35—36. Вакуумная сушка и жидкость для смешивания, два изобретения Пауля Гизенданнера, создают гармоничное дополнение к особой авторской технике покрытия.

Рис. 37. Приятным дополнительным эффектом данной методики являются детальная передача структур и однородно, без трещин обработанная керамика.

Эпилог

Покончим с теорией и вернемся к ремеслу.

Меня всегда приятно удивляет тот факт, что благодаря моей концепции могут быть достигнуты результаты, которым я могу радоваться ежедневно. Конечно, я внес за эти годы небольшие изменения в процедуру, но в основном я сосредоточился на оптимизации собственных возможностей и последовательном применении концепции.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Применение пантографического аппарата в зуботехнической лаборатории
04 апреля 2010
1278
Р. Ю. Чуйкин заведующий зуботехнической лабораторией «Вега-Дент» (Москва) В. И. Козичев стоматолог-ортопед, врач высшей категории, преподаватель МГМСУ, врач стоматологической клиники ...
CAD/CAM переходит в наступление
06 июня 2010
1289
 Марк Райфман врач-стоматолог (Израиль) Александр Кехман руководитель Зуботехнической лаборатории Александра Кехмана (Израиль) Один сканер, одна программа, одна технология! CAD|CAM - просто слова или...
Разнообразие окклюзионных поверхностей зуба
08 августа 2010
2078
Симон Хауг к.м.н., зубной техник (Вюрцбург, Германия) Моделирование естественных фиссур — одно из самых сложных заданий при создании искусственных зубов....